Светлана Шогляева
Использование дидактических игр для развития речи у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр для развития речи у детей с ОВЗ
1 слайд
Где нет простора для проявления способности, там нет и способности.
Фейербах Л.
2 слайд Ежегодно растет количество детей, имеющих нарушения различных сторон речи. Сейчас таких детей принято называть - дети с ограниченными возможностями здоровья. Понимая, что речь является главным средством общения и взаимодействия людей, несложно догадаться какую роль она играет в жизни каждого человека с момента его рождения, и особенно такого ребенка.
Публикация «Использование дидактических игр для развития речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения ребенка с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его нахождение в обществе и дальнейшее развитие и становление его как отдельной личности.
У некоторых детей, которые плохо разговаривают и стесняются этого, пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников как в речевом, так и в познавательном развитии в целом. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому возможность движения вперед в развитии в собственном темпе.
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка
3 слайд Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор
эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм
осуществления данной работы педагогами. Для решения всех задач речевого развития в дошкольном возрасте используют дидактические игры. Игры упражняют ребенка в составление связных высказываний, развивают объяснительную речь, закрепляют и уточняют словарь.
Использование в педагогическом процессе разнообразных дидактических игр будет способствовать развитию понимания речи, расширению и обогащению представлений детей об окружающем, формированию обобщенных представлений о предметах и действиях, развитию активной речи, обогащению и расширению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, развитию потребности детей с ОВЗ в общении посредством речи, обучению простым формам монологической и диалогической речи.
Использование дидактических игр на занятиях способствует правильному и отчетливому произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее громкости, а также речевому слуху.
4 слайд Работа строится на следующих дидактических принципах :
Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.
Мотивированности - знания приобретают для ребенка личностный смысл.
Интегрированности - взаимосвязь всех разделов программы.
Индивидуализации - способствует развитию личностных качеств.
Психологической комфортности – создание спокойной, доброжелательной атмосферы.
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, т. е. играя - обучают. Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
5 слайд Дидактические игры можно представить несколькими разделами:
Фонематическое восприятие
Коррекция звукопроизношения
Связная речь
Голосовые и логоритмические игры
Профилактика и преодоление нарушений письма и чтения
Мелкая моторика
Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.
Совершенствуя речевой аппарат, игры и занятия начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек.
6 слайд Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в занятия включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на слово.
Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико - грамматических игр.
7 слайд Работая с детьми дошкольного возраста, нужно помнить, что деятельность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше происходит интеллектуальное развитие. Развитие речи тоже тесно связано с развитием движения. Включение данных игр в коррекционные занятия, где речь сочетается с движениями, помогает детям эмоционально и непринужденно усваивать речевой материал.
- Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает мелкую моторику, помогает снять напряжение.
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
9 слайд - Игры с мячом развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
«Большой мяч» Цель: активизировать глагольный словарь.
Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, (снег — идет, падает, тает, сверкает, хрустит). Можно подбирать к словам-предметам слова-признаки и наоборот.
Упражнения с речевым сопровождением - становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук; формирование слухового внимания, восприятия и памяти; развитие физиологического и речевого дыхания; активизация речевых процессов;
«Быстро встаньте. /»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
9 слайд - Игра «Посчитай-ка».
Цель: формирование навыков согласования существительных с числительными.
- Игра «С предлогом дружим».
Цель: закрепление навыков употребления предложно-падежных конструкций.
10 слайд - Игра «Один - много».
Цель: закрепление умения образовывать существительные множественного числа.
- Игра «Назови ласково».
Цель: развитие умения образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
11 слайд - Игра «Вкусный сок».
Цель: обогащение словарного запаса, формирование навыков образования относительных прилагательных.
- Игра «Кто что делает?»
Цель: развитие умения спрягать глаголы в настоящем времени.
12 слайд - Игра «Наоборот»
Цель: развитие умения образовывать антонимы.
- Игра «Жадина».
Цель: развитие умения согласовывать местоимения мой, моя, моё, мои с существительными.
13 слайд - «Чей, чья, чьи?»
Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные.
- Игра «Что из чего сделано?»
Цель: Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.
14 слайд Предлагаю вам поиграть в словесные игры, которые мы используем в речевой работе с детьми. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы.
- Вы посмотрели перед собой и увидели, например, …яблоко. И у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста.
-«Подбери словечко».
Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д.
-«Сравни два яблока» - одно яблоко жёлтое, а другое - красное; одно сладкое, а другое - кислое; одно большое, а второе маленькое и т. д.
- «Вспомни сказку».
В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов» и др.
- «Раскрась или заштрихуй» - предложить детям раскраску
15 слайд - Игра «Лесенка».
В основу игры лег: «Синквейн» - в переводе с французского - пять строк.
К основным правилам игры относятся следующие:
1 строчка (Кто? Что) - существительное - одно ключевое слово,
2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3 строчка (Что делает) - три глагола, обозначающие действие,
4 строчка - четыре слова - ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;
5 строчка - одно слово-резюме (существительное) или словосочетание - ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.
16 слайд Проводится игра «Составь синквейн» к слову тюльпан –
1. Тюльпан
2. Красивый, весенний
3. Растет, цветёт, пахнет
4. Занесен в Красную книгу.
5. Цветок
17 слайд Внимание! Игры можно проводить и с неговорящими детьми. Ребёнок может показать картинку, выполнить действие по его возможностям. При выполнении заданий и упражнений будьте внимательны и терпеливы к своему малышу. Не торопите его, если что-то у ребёнка не получается! Спокойно покажите ему правильные действия или мягко укажите на ошибку.
Таким образом, вся работа в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья направленна на создание условий для проведения дидактических игр, которые помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности и речь.