Приложение МААМ

Использование дидактических игр для развития речи у детей с ОВЗ

Светлана Шогляева
Использование дидактических игр для развития речи у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Использование дидактических игр для развития речи у детей с ОВЗ

1 слайд

Где нет простора для проявления способности, там нет и способности.

Фейербах Л.

2 слайд Ежегодно растет количество детей, имеющих нарушения различных сторон речи. Сейчас таких детей принято называть - дети с ограниченными возможностями здоровья. Понимая, что речь является главным средством общения и взаимодействия людей, несложно догадаться какую роль она играет в жизни каждого человека с момента его рождения, и особенно такого ребенка.

Публикация «Использование дидактических игр для развития речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения ребенка с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его нахождение в обществе и дальнейшее развитие и становление его как отдельной личности.

У некоторых детей, которые плохо разговаривают и стесняются этого, пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников как в речевом, так и в познавательном развитии в целом. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому возможность движения вперед в развитии в собственном темпе.

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка

3 слайд Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор

эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм

осуществления данной работы педагогами. Для решения всех задач речевого развития в дошкольном возрасте используют дидактические игры. Игры упражняют ребенка в составление связных высказываний, развивают объяснительную речь, закрепляют и уточняют словарь.

Использование в педагогическом процессе разнообразных дидактических игр будет способствовать развитию понимания речи, расширению и обогащению представлений детей об окружающем, формированию обобщенных представлений о предметах и действиях, развитию активной речи, обогащению и расширению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, развитию потребности детей с ОВЗ в общении посредством речи, обучению простым формам монологической и диалогической речи.

Использование дидактических игр на занятиях способствует правильному и отчетливому произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее громкости, а также речевому слуху.

4 слайд Работа строится на следующих дидактических принципах :

Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.

Мотивированности - знания приобретают для ребенка личностный смысл.

Интегрированности - взаимосвязь всех разделов программы.

Индивидуализации - способствует развитию личностных качеств.

Психологической комфортности – создание спокойной, доброжелательной атмосферы.

Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, т. е. играя - обучают. Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

5 слайд Дидактические игры можно представить несколькими разделами:

Фонематическое восприятие

Коррекция звукопроизношения

Связная речь

Голосовые и логоритмические игры

Профилактика и преодоление нарушений письма и чтения

Мелкая моторика

Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Совершенствуя речевой аппарат, игры и занятия начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек.

6 слайд Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в занятия включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на слово.

Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико - грамматических игр.

7 слайд Работая с детьми дошкольного возраста, нужно помнить, что деятельность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше происходит интеллектуальное развитие. Развитие речи тоже тесно связано с развитием движения. Включение данных игр в коррекционные занятия, где речь сочетается с движениями, помогает детям эмоционально и непринужденно усваивать речевой материал.

- Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает мелкую моторику, помогает снять напряжение.

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

9 слайд - Игры с мячом развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

«Большой мяч» Цель: активизировать глагольный словарь.

Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, (снег — идет, падает, тает, сверкает, хрустит). Можно подбирать к словам-предметам слова-признаки и наоборот.

Упражнения с речевым сопровождением - становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук; формирование слухового внимания, восприятия и памяти; развитие физиологического и речевого дыхания; активизация речевых процессов;

«Быстро встаньте. /»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

9 слайд - Игра «Посчитай-ка».

Цель: формирование навыков согласования существительных с числительными.

- Игра «С предлогом дружим».

Цель: закрепление навыков употребления предложно-падежных конструкций.

10 слайд - Игра «Один - много».

Цель: закрепление умения образовывать существительные множественного числа.

- Игра «Назови ласково».

Цель: развитие умения образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

11 слайд - Игра «Вкусный сок».

Цель: обогащение словарного запаса, формирование навыков образования относительных прилагательных.

- Игра «Кто что делает?»

Цель: развитие умения спрягать глаголы в настоящем времени.

12 слайд - Игра «Наоборот»

Цель: развитие умения образовывать антонимы.

- Игра «Жадина».

Цель: развитие умения согласовывать местоимения мой, моя, моё, мои с существительными.

13 слайд - «Чей, чья, чьи?»

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные.

- Игра «Что из чего сделано?»

Цель: Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

14 слайд Предлагаю вам поиграть в словесные игры, которые мы используем в речевой работе с детьми. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы.

- Вы посмотрели перед собой и увидели, например, …яблоко. И у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста.

-«Подбери словечко».

Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д.

-«Сравни два яблока» - одно яблоко жёлтое, а другое - красное; одно сладкое, а другое - кислое; одно большое, а второе маленькое и т. д.

- «Вспомни сказку».

В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов» и др.

- «Раскрась или заштрихуй» - предложить детям раскраску

15 слайд - Игра «Лесенка».

В основу игры лег: «Синквейн» - в переводе с французского - пять строк.

К основным правилам игры относятся следующие:

1 строчка (Кто? Что) - существительное - одно ключевое слово,

2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает) - три глагола, обозначающие действие,

4 строчка - четыре слова - ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;

5 строчка - одно слово-резюме (существительное) или словосочетание - ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.

16 слайд Проводится игра «Составь синквейн» к слову тюльпан –

1. Тюльпан

2. Красивый, весенний

3. Растет, цветёт, пахнет

4. Занесен в Красную книгу.

5. Цветок

17 слайд Внимание! Игры можно проводить и с неговорящими детьми. Ребёнок может показать картинку, выполнить действие по его возможностям. При выполнении заданий и упражнений будьте внимательны и терпеливы к своему малышу. Не торопите его, если что-то у ребёнка не получается! Спокойно покажите ему правильные действия или мягко укажите на ошибку.

Таким образом, вся работа в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья направленна на создание условий для проведения дидактических игр, которые помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности и речь.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Использование природного и бросового материала в создании дидактических игр и пособий для развития детей с ОВЗИспользование природного и бросового материала в создании дидактических игр и пособий для развития детей с ОВЗ Экология, в последнее время, является одним из приоритетов для государ-ства наряду с образованием, демографией и здравоохранением. В 2019.

Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников»Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников» Воспитание музыкальной культуры ребёнка – одна из важных задач всестороннего развития дошкольников. Музыкальное воспитание предусматривает.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенкаПедагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка Самая важная работа воспитателя - это работа не только с детьми, но и их родителям. Я думаю, что всем родителям бывает интересно узнать.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр для развития речи у детей с ОВЗ
Опубликовано: 17 февраля 2024 в 12:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр для развития речи у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шогляева (УИ 130220) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД