Получи документы

Использование дидактических игр и упражнений в воспитании сенсорной культуры

Лейсан
Использование дидактических игр и упражнений в воспитании сенсорной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека. В этот период складываются все системы и функции организма ребенка, происходит не просто «количественное изменение унаследованных и заложенных от рождения признаков», но «прежде всего качественные изменения в организме и психике».

Основой познания мира, направленной на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, является сенсорное развитие, первой ступенью которого является чувственный опыт. От того, насколько совершенно дошкольник будет слышать, видеть, осязать окружающее, в значительной степени в дальнейшем будет зависеть успешность его умственного развития.

Публикация «Использование дидактических игр и упражнений в воспитании сенсорной культуры» размещена в разделах

По мнению психологов и педагогов, необходимым фактором эффективного воспитания сенсорной культуры дошкольников являются дидактические игры и игровые упражнения.

Сегодня не вызывает сомнения утверждение ведущих психологов и педагогов о том, что полноценное общее развитие дошкольников невозможно без воспитания у них сенсорной культуры.

Термин «сенсорная культура» включает 2 понятия: сенсорный (от латинского слова «sensus» - чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям, и культура - «совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни», высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение..

С термином «сенсорная культура» тесно связаны такие понятия, как «сенсорное развитие» (необходимое условие успешного овладения любой практической деятельностью, «сенсорное воспитание», «сенсорный опыт».

Сенсорное развитие – «это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, весе, положении в пространстве…», а также запахе, вкусе и т. д.

С одной стороны, оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо не только для успешного обучения ребенка в детском саду, но и в школе.

Для полноценного сенсорного развития необходимо целенаправленное сенсорное воспитание, важность которого определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях.

Сенсорное воспитание - это система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Большую роль в жизни детей, по мнению ведущих педагогов и психологов, занимает игра, которую Александр Владимирович Запорожец называл «специфической детской деятельностью».

Дидактическая игра – это «вид игры, организуемой взрослыми для решения обучающей задачи».

Дебора Владимировна Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм

1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. А. С. Макаренко отмечал: «Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра».

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Обязательным элементом дидактической игры является отражение учебного материала.

В дошкольном учреждении дидактические игры организуются по плану в часы занятий или в часы, отведенные для игры: в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию. Если дидактическая игра проводится вне занятия, то она должна быть связана по содержанию с предшествующим занятием.

Дидактические игры кратковременные, поэтому важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Их следует проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Единой классификации дидактических игр нет. Они различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. Д. В. Менджерицкая предложила классификацию дидактических игр в зависимости от материала:

1) Игры с предметами (наиболее доступны детям, т. к. основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними).

2) Настольно-печатные игры (основаны на принципе наглядности, в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение; требуют самостоятельной умственной работы, их содержание разнообразно.

3) Словесные игры (наиболее сложные т. к. не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями: учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки).

Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.

Сенсорная культура - понятие, употребляемое в педагогике для обозначения уровня ощущений и восприятия ребенка как основы его успешной познавательной деятельности. «Сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности». Важным периодом для воспитания сенсорной культуры считают четвертый год в жизни дошкольника. Именно в этот период, по мнению ведущих педагогов и психологов, необходимо осуществлять переход к систематическому ознакомлению дошкольника с сенсорными эталонами и способами их использования. Процесс усвоения сенсорных эталонов и способов их применения длительный и сложный.

Эффективным средством воспитания сенсорной культуры дошкольника являются дидактические игры и игровые упражнения.

Особая роль дидактических игр и игровых упражнений в воспитании сенсорной культуры дошкольника заключается в том, что они делают сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный сенсорный опыт.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Игра в воспитании экологической культуры дошкольниковИгра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Использование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗИспользование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗ Использование сенсорной игрушки «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗДети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре,.

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию основ безопасности на прогулке в зимнее время года «ОПАСНОСТИ ЗИМЫ» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им зимой на улице. Оборудование:  картинки-знаки.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование сенсорной коробки в летний оздоровительный период» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр и упражнений в воспитании сенсорной культуры
Опубликовано: 25 октября 2021 в 18:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр и упражнений в воспитании сенсорной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Лейсан (УИ 1587078) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД