МААМ-картинки

Использование дидактических игр, изготовленных из нетрадиционных материалов, как средства развития познавательных способност

Светлана Волкова
Использование дидактических игр, изготовленных из нетрадиционных материалов, как средства развития познавательных способност

Опыт работы на тему:

«Использование дидактических игр, изготовленных из нетрадиционных материалов, как средства развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста».

Воспитатель первой квалификационной категории

Волкова Светлана Юрьевна

р. п. Любытино

2016 год

«Игра порождает радость,

свободу, довольство, покой в себе

и около себя, мир с миром»

Фредерик Фребель

Публикация «Использование дидактических игр, изготовленных из нетрадиционных материалов, как средства развития познавательных способност» размещена в разделах

«Использование дидактических игр, изготовленных из нетрадиционных материалов как средства развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет реализацию основной образовательной программы дошкольного образования на основе сотрудничества ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Таким видом деятельности для дошкольника является игра. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока. Работа по ФГОС предполагает таким образом построить образовательную деятельность, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребёнка.

При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка и обеспечения социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка : чувствовать-познавать-творить гармонично, вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит по тому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно с помощью условных действий.

В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям.

Игра является не только развлечением и отдыхом, но при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Актуальность опыта.

Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер. Дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, редко используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях детей снижается, у них слабо развито мышление, не умеют или не хотят думать.

В связи с выявленными проблемами я решила мотивировать и стимулировать познавательную активность детей через дидактическую игру из нетрадиционных материалов.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Поэтому дидактическая игра в условиях реализации ФГОС ДО даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения. И тем самым решаются противоречия между необходимостью игровой деятельности и социумом, где игра малоценна; между возрастными возможностями дошкольников и материальными возможностями социума.

Всё это свидетельствует об актуальности и перспективности изучения данной проблемы.

Новизна.

Была изучена методическая литература по проблеме развития познавательной активности у детей дошкольного возраста и, адаптирована к условиям работы в моей возрастной группе.

Разработаны и систематизированы дидактические игры с использованием нетрадиционного материала.

Их распределение обосновано в соответствии с психолого - педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.

Разработанный материал позволяет интегрировать образовательные области «Познавательное развитие», «Художественное-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Основная идея.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста наиболее эффективно осуществляется с помощью системы игр из нетрадиционных материалов.

Цель:

Создать эффективные условия для развития познавательной активности дошкольников в процессе дидактических игр из нетрадиционных материалов.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- разработать дидактические игры с использованием нетрадиционного материала, направленные на развитие познания, с учетом индивидуальных способностей, возрастных возможностей детей, уровня их развития;

- стимулировать самостоятельность в поиске решений, умение отвечать и задавать вопросы;

- развивать навыки сотрудничества, взаимодействия детей друг с другом;

- организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка;

- создать в группе предметно-развивающую среду - специальную нетрадиционную дидактическую зону с набором познавательных игр, с учётом принципов ФГОС ДО.

Технология опыта.

Дидактические игры из нетрадиционного материала рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию познавательной активности.

Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею и руководствуюсь, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекаю ее в занимательную для детей форму. Обучающая задача игры воплощается в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. Игры для занятий подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали. При организации игр словесного содержания, я использую сюрпризные моменты : через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты.

Дидактические игры я включаю в занятия, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игры на дом».

Для занятий по математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения, - игры головоломки - игры шутки;- игры с занимательными картинками.

В занятиях по развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения.

На занятиях по ознакомлению с окружающим провожу игры на закрепление знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры.

В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создана в группе нетрадиционная дидактическая зона с набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения. Не стала исключением и проблема формирования и развития познавательных интересов дошкольников.

Думаю, что основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

В связи с этим, провожу разного рода работу с родителями:

- знакомлю с занимательными и развивающими играми;

- провожу консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания ( примерная тематика родительских собраний: «Давайте поиграем!», «Дидактические игры для детей дошкольного возраста», «Домашние задания для родителей»)

- привлекаю родителей к пополнению дидактической зоны;

- организую совместные развлечения.

Свой опыт работы представляла педагогам детского сада на педагогическом совете, который проходил в форме круглого стола.

Кроме того, во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОУ по теме: «Познавательное развитие детей через дидактические игры». Где предложила педагогам свои авторские дидактические игры. Провела семинар – практикум по использованию авторских дидактических игр в работе с детьми. Приглашала педагогов на просмотр открытых мероприятий, непосредственно образовательной деятельности, где использовала дидактические игры.

Приведу некоторые примеры дидактических игр, изготовленных из нетрадиционных материалов, которые сделала своими руками и применяю их в работе с детьми:

Дидактические игры с цветными крышками.

Дидактические задачи :

Закрепить представление детей об основных цветах спектра, развивать мелкую моторику рук, усидчивость и внимание.

Выполняя задания, дети играют, откручивают и закручивают крышки и в тоже время, учатся различать цвета, называть их, группировать предметы по цвету, чередовать.

Игры с прищепками, скрепками.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Игра «Ёжик»

Даём ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребёнок прикрепляет к спинке ежика прищепки.

Игра «Павлин»

Даём ребёнку вырезанные из цветного картона кружки. Ребёнок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу.

Игра «Солнышко»

Даём ребёнку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.

Дидактическая игра «Спрячь мышку».

Задачи игры - учит детей различать и называть предметы по цвету и форме, с помощью операции сравнения.

Описание игры: детям предлагаются домики, в которых живут мышки. Каждый домик определенного цвета. Нужно спрятать мышек от кота, закрыв окошечки такого же цвета и формы, что и домики.

Игра очень проста в изготовлении, а у детей, вызывает массу положительных эмоций.

Дидактическая игра «Геометрическое лото».

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Другие такие геометрические фигуры прикреплены на лист картона.

Дидактическая игра «Кто, чем питается?».

Дидактические задачи : познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память, логическое мышление.

Ход игры:

На стол выкладываем коробочки картинкой вниз. Дети в порядке очереди берут кубик с картинкой, отвечают на вопрос Кто это? – Кошка. Чем питается? И т. д.

Дидактическая игра «Собери грузовик».

Задачи: закреплять количественный счет и цифры до 5.

Ход игры: Необходимо составить из элементов грузовик и подобрать для него подходящий мешок.

Результативность работы:

Используя различные дидактические игры из нетрадиционных материалов в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. В процессе работы у детей сформировались стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; умение задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельности и действия партнера; умение планировать познавательную деятельность; вести диалог при совместной игре; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности.

Я считаю, что педагоги дошкольных учреждений должны находиться в постоянном поиске новых средств воспитания и обучения детей и внедрять их в педагогическую практику.

Адресная направленность.

Содержание опыта может найти применение у педагогов дошкольных организаций и родителей (законных представителей, интересующихся проблемами развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Трудоемкость.

Работа по данной теме предполагает подготовку большого количества демонстрационного и раздаточного материала, развивающих игр.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Мастер-класс «Чудо Цыпленок». Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельностиМастер-класс «Чудо Цыпленок». Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности Мастер-класс. Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности. Работая над проектом «Развитие творческих способностей.

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенкаПедагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка Самая важная работа воспитателя - это работа не только с детьми, но и их родителям. Я думаю, что всем родителям бывает интересно узнать.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр, изготовленных из нетрадиционных материалов, как средства развития познавательных способност
Опубликовано: 15 марта 2020 в 17:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД