Приложение МААМ

Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в конструировании в группе для детей с ОВЗ

Юлия Шинкаренко
Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в конструировании в группе для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Знакомство детей с ОВЗ с дидактическим набором «Дары Фребеля» и возможностью его использования в конструировании дошкольников

Задачи:

• Создать условия для художественного конструирования в рамках лексической темы, используя детали разнообразных «даров».

• Развивать внимание, творчество, умение планировать предстоящую деятельность и рассказывать о результатах работы.

• Развивать мелкую моторику

Публикация «Использование дидактического набора „Дары Фребеля“ в конструировании в группе для детей с ОВЗ» размещена в разделах

• Формировать умение конструировать согласно образцу

• Повысить интерес к новому дидактическому материалу, его возможностям в своей педагогической деятельности.

Актуальность

Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» имеет большой потенциал в развитии и обучении детей с ОВЗ. Используя этот набор, можно придумать множество игр и упражнений. Но сегодня мы рассмотрим такие умения ребёнка, как конструирование и работа по схеме, которые учитель-дефектолог может развивать при помощи всего нескольких комплектов.

Элементарные конструктивные игры можно начинать проводить с детьми с 9 месяцев (ставим кубик на кубик). Продуктивное конструирование, как деятельность с детьми, возможно с 2х-3х лет.

Конструирование - важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами - надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу.

В процессе создания построек дети учитывают особенности деталей строительного материала (высокий – низкий, длинный – широкий, большой – маленький и т. д., познают пространственные отношения предметов.

На занятиях педагогу необходимо создавать условия для выполнения детьми одного и того же задания при работе с различным строительным материалом: набором деревянных деталей, плоскими палочками, конструктором, напольным строительным материалом, мягкими модулями. Систематическое и целенаправленное обучение позволяет подвести с ограниченными возможностями здоровья к овладению способами моделирования, к формированию стойкого интереса к этому виду деятельности. Необходимо стимулировать и поощрять строительные игры детей в свободное от занятий время, помогать развертывать сюжет, использовать имеющиеся конструктивные умения, раскрывать возможность создания знакомых построек и их вариантов из разнообразных строительных наборов.

Традиционно организация любого типа занятия начинается с постановки определённых целей, достижение которых будет свидетельствовать об успешности и эффективности мероприятий.

В процессе занятий конструированием преследуются следующие задачи:

- образовательная (осваиваются новые слова и понятия, такие как названия конструируемых и моделируемых объектов, геометрических фигур, названия материалов и т. д.);

- развивающая (развивается мелкая моторика, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, аналитические и творческие способности);

- воспитательная (воспитывается навык доведения дела до конца, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность, трудовые индивидуальные и коллективные навыки).

В работе мы будем использовать такие дары :

1. Восьмой дар – прямая. Деревянные палочки — 2.5 см, 5 см, 7.5 см, 10 см, 12.5 и 15 см.

2. Дополнительные наборы. 11 дар – цветные тела. Включает цветные геометрические фигуры - кубик, шарик, цилиндр.

3. Седьмой дар – геометрические фигуры. Набор плоских дощечек изготовленных из дерева. Содержит 8 геометрических форм.

4. Девятый подарок Фридриха Фребеля – кривая. Кольца диаметром 2.5 см, 3.8 см и 5 см. Полукольца диаметром 2.5 см, 3.8 см и 5 см.

Поскольку, основная цель конструирования – это получение результата, мы рассмотрим этот вид деятельности как продуктивный. Под детским конструированием подразумевается использование разных конструкций и моделей из строительного материала.

Виды конструирования :

1. Конструирование по заданной теме.

2. Конструирование по заданной схеме.

3. Конструирование по собственному замыслу, как сложный вид конструирования.

4. Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет.

5. «Стройка по моделям», где ребенок сначала анализирует модель: выделяет составные части, подбирает те формы, которые нужны для воссоздания модели.

В силу психофизических возможностей наших детей рассмотрим подробно конструирование по образцу и работу по схеме.

Конструирование по образцу

Самый распространенный вид конструирования. При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительного материала. В процессе конструирования ребенку показывают образцы построек, сделанных из деталей, и учат способам их воспроизведения. Детям передают готовые знания, показывают алгоритм действий, которому они должны подражать.

Для обучения ребёнка конструированию мы будем использовать 8 дар (т. е. деревянные палочки). Начинаем с конструирования объекта из 2х палочек одного цвета (молоточек, такие же палочки будут и у ребёнка. Перед ребенком строим из палочек фигурку «молоточек» и просим его сделать так же: «Сделай так» или «Сделай как я». Если ребенок по показу не может создать «молоточек», взрослый просит выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагает ребенку выполнить задание по образцу

Когда ребёнок освоил навык конструирования из 2х палочек, мы усложняем постройку, каждый раз прибавляя одну палочку. Важно помнить и Вы и дети используют одинаковые по длине и цвету палочки.

То есть в процессе обучения конструированию мы наблюдаем не самостоятельность детей, а действия по указаниям взрослого, которые сопровождаются непосредственным показом. Ребёнок при этом действует вслед за взрослым, копирует каждое его действие. И выбор нужных элементов, и последовательность построения, и пространственное расположение – все дается уже в готовом виде в действиях педагога. Этот метод называется поэлементным диктантом. Но этот метод оправдан только на начальном этапе обучения. В дальнейшем необходимо усложнять задание, иначе этот метод окажется нецелесообразным ввиду незначительного развивающего эффекта. В ходе выполнения заданий по конструированию дети учатся действовать двумя руками под контролем зрения (зрительно-моторная координация, что способствует совершенствованию умений, практических приёмов работы.

Далее можно строить фигуры: пр. треугольник (3 палочки, квадрат (4 п.). Если ребёнок испытывает трудности, то мы используем плоскостные фигуры и по граням выкладываем их палочками. Таким образом, развиваем навык конструирования и наглядно-образное мышление. Затем, двигаемся от простого к сложному. Образцы для конструирования на слайдах презентации. В дальнейшем Вы с детьми сможете изучать буквы, выкладывая их из палочек.

Для детей постарше, усложняем задание. Опираясь на образец, дети сами выбирают нужную длину палочки, цвет и количество для своей постройки (задаём уточняющие вопросы «Какая палочка нам нужна? Длинная или короткая?», «Какого цвета?», «Сколько?»). При выполнении построек с детьми всегда употребляем понятия «Слева», «Справа», «Вверху», «Внизу», «Рядом», «Между».

После того, как ребёнок освоит простые постройки с помощью палочек Фрёбеля, можно использовать для обучения конструированию «Цветные счётные палочки Кюизенера».

Работа по схеме

В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями. Этот вид конструирования приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.).

Для обучения ребёнка работе по схеме, будем использовать 7 дар – геометрические фигуры, 8 дар – палочки и 11 дар – цветные тела.

Работа по наглядной схеме с использованием 8 и 11 набора. Педагог выбирает шарики и кубики одного цвета из набора 11 (т. к. понятие сенсорный эталон – форма формируется у ребёнка раньше, чем эталон цвет) и нанизывает на длинную деревянную палочку из набора 8. Ребёнку заранее выдаётся такой же набор предметов. После показа, детям дается инструкция: «Сделай так» или «Сделай как я». Педагог помогает ребёнку определить, какую фигуру мы нанизываем на палочку сначала и потом и далее. Сравниваем 2 палочки, выделяя понятие «одинаковые». Затем усложняем задание, используя более длинную палочку и разноцветные фигуры.

Это упражнение можно усложнить, подготовив схему на листе бумаге. Предъявив схему ребёнку, даё м инструкцию: «Сделай так». В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.).

Далее усложняем процесс обучения работе по схеме и используем 7 дар – плоскостные геометрические фигуры. Заранее подготавливаем схемы.

Ищем фигуру. Читаем схему вместе с ребё нком: не круг, не квадрат, а треугольник (ищем среди имеющихся фигур все треугольники).

1. Ищем цвет. Читаем схему ( задаем вопрос: «Что мы будем искать?» – круг).

Какой? Не синий, не желтый, не красный, а зелёный (ищем только зелёные кружочки).

Вариантов таких схем огромное множество, ограничить вас может только фантазия.

Усложняем задачу и по схеме собираем животных или же предметы ближайшего окружения. Таких схем огромное количество на сайтах, посвященным информации о пособии «Фридриха Фребеля». Но Вы, так же, можете самостоятельно разработать такие схемы с учётом интересов детей.

Дар 9. Кольца и полукольца.

Предлагаем ребёнку составленную нами схему, просим сделать так же. Схема может состоять:

1. Из одноцветных колец и двух контрастных размеров (большой, маленький).

2. Из разноцветных колец и двух контрастных размеров (большой, маленький).

3. Из разноцветных колец и трёх размеров (большой, средний, маленький).

По аналогии предыдущих схем, Вы можете добавить туда задание на поиск

колец одного цвета, размера, определенного количества.

Планирование ООД с помощью пособий «Дары Фребеля» в группе для детей с ОВЗ :

Сентябрь: «Геометрические фигуры из палочек» (пособие № 8) - закреплять знания детей о геометрических фигурах

- продолжать формировать умение детей строить геометрические фигуры из палочек разной длины и разного цвета

«Цветной ряд, мозаика» (пособие № J2) -продолжать развивать умение повторять цветовой ряд за педагогом, соблюдая последовательность цветов

«Квадрат, мозаика» (пособие № J2) -развивать умение выстраивать квадрат с помощью элементов мозаики

-закреплять знание о геометрических фигурах

«Башня большая и маленькая» (пособие № 7) -закреплять понятия «большой, маленький»

-развивать умение конструировать предметы, согласно поручению педагога

-развивать умение конструировать, используя несколько одинаковых по форме деталей

Октябрь: «Орнамент из фигур» (пособие № 7) -продолжать развивать умение выстраивать орнамент согласно образцу/на слух

«Строим машину» пособие № 7) -развивать умение конструировать, используя шаблон

«Строим дом из палочек» (пособие №8) -развивать умение конструировать дом из палочек

-закреплять знания о частях дома

-соблюдать последовательность в конструировании

«Корабль» (пособие № 7) -развивать умение конструировать предмет, состоящий из нескольких фигур, используя шаблон

Ноябрь: «Забор из палочек» (пособие № 8) -развивать умение конструировать ряд из одинаковых палочек

-одного цвета/чередуя два цвета/используя три цвета

«Орнамент из точек» (пособие № 10) -развивать умение соблюдать последовательность, используя точки

-соблюдать одинаковое расстояние между точками, выкладывая ряд

«Круг из точек» (пособие № 10) -развивать умение выкладывать предмет из точек, опираясь на показ педагога

«Колодец из палочек» (пособие № 8) -развивать умение строить колодец из палочек

-развивать аккуратность

Декабрь: «Снежинка из палочек» (пособие № 8) -развивать умение конструировать предмет из палочек по образцу педагога

«Человечек из фигур» (7) -развивать умение конструировать предмет, состоящий из нескольких частей, используя шаблон

«Башенка» (пособие № 7) -развивать умение конструировать башни разной величины

«Цифра из палочек» (пособие № 8) -развивать умение конструировать цифру из нескольких палочек

Январь: «Ёлочка из палочек» (пособие № 8) -развивать умение конструировать ёлочку, используя палочки разной величины, одного цвета

«Снеговик» (пособие № 7) -развивать умение конструировать снеговика, используя геометрические фигуры, палочки

«Снежный ком из точек» (пособие № 10) -развивать умение конструировать предмет из точек, используя образец педагога

«Мозаика» (пособие № J2) -развивать умение конструировать по замыслу

Февраль: «Солнышко» (пособие № 7, 8) -развивать умение конструировать солнце, используя геометрические фигуры и палочки

«Самолет» (пособие № 7) -развивать умение конструировать самолет, используя геометрические фигуры и шаблон

«Цифра 3 из палочек» (пособие № 8) -развивать умение конструировать цифру, используя палочки, по образцу педагога

«Башни разной величины, мозаика» (пособие № J2) -развивать умение конструировать башни разной величины – большую, среднюю и маленькую, используя мозаику

Март: «Цветок» (пособия № 7, 8) -развивать умение конструировать предмет, используя геометрические фигуры и палочки

«Рыбка» (пособие № 7) -развивать умение конструировать рыбку из геометрических фигур, используя шаблон)

«Рак» (пособие № 7) -развивать умение конструировать рака из геометрических фигур, используя шаблон

«Рыбка большая и маленькая» (пособие №) -развивать умение конструировать предметы разной величины, используя геометрические фигуры

Апрель: «Геометрическая фигура» (пособие № 7) -развивать умение конструировать геометрическую фигуру из маленьких геометрических фигур (квадрат из маленьких квадратов, круг из кругов)

«Стул и стол из палочек» (пособие № 8) -развивать умение конструировать предметы, используя палочки разной длины

«Дом из фигур» (пособие № 7) -развивать умение конструировать дом, состоящий из фигур и палочек

«Человечек из точек» (пособие № 10) -развивать умение конструировать человечка из точек по образцу педагога

Май :

«Солнышко яркое» (пособия № 7, 8) -развивать умение конструировать солнышко из геометрических фигур и палочек

«Человечек из колечек» (пособие № 9) Развивать умение составлять человечка из колечек с помощью образца педагога

«Круги большие и маленькие» (пособие № 9) Развивать умение конструировать круги разных размеров с помощью полуколец

«Гараж для машин» (пособие № 9) -развивать умение конструировать гаражи для машин с помощью полуколец

Публикации по теме:

Дары Фребеля — использование сегодняДары Фребеля — использование сегодня Уважаемые коллеги, если помните свои студенческие годы, то наверняка, когда изучали основы педагогики и дидактики, безусловно, с особым.

Фотоотчет «Дары Фребеля в работе со студентами педколледжа»Фотоотчет «Дары Фребеля в работе со студентами педколледжа» В Федеральной программе развития российского образования говорится: «Надо готовить специалистов, умеющих работать с процессами образования.

Фотоотчет «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольника»Фотоотчет «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольника» В условиях современного мира, наша страна испытывает острую необходимость в квалифицированных кадрах с инженерным образованием. В рамках.

Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «МОЕ ЛЮБИМОЕ ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ» Содержание работы: становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми в ДОУИспользование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми в ДОУ Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с дошкольниками (фотоотчет)Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с дошкольниками (фотоотчет) Игровой набор «Дары Фрёбеля» включает в себя четырнадцать видов образовательных материалов, разработанных Фрёбелем и его последователями.

Использование игрового набора «Веселая лепка» на занятиях с дошкольниками по ручному трудуИспользование игрового набора «Веселая лепка» на занятиях с дошкольниками по ручному труду Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" высшей квалификационной категории.

Конспект СОД «Космическое путешествие» для детей с ЗПР 6–7 лет с использованием игрового набора «Дары Фребеля»Конспект СОД «Космическое путешествие» для детей с ЗПР 6–7 лет с использованием игрового набора «Дары Фребеля» КОНСПЕКТ Совместной образовательной деятельности "Космическое путешествие" по познавательному развитию детей с ЗПР 6-7 лет с использованием.

Консультация «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками» «Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дары осени» для детей дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дары осени» для детей дошкольного возраста Данное пособие изготовлено с целью познавательного развития у детей представлений о дарах осени (овощи, фрукты, грибы, классификация овощи-фрукты,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в конструировании в группе для детей с ОВЗ
Опубликовано: 19 сентября 2022 в 09:21
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в конструировании в группе для детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Шинкаренко (УИ 836143) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД