Папки-передвижки

Использование дидактического пособия «Smart board» в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (3 фото)

Тетюшкина Жанна
Использование дидактического пособия «Smart board» в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство — важный период развития человека. Л. С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности. Сформированность познавательной деятельности в дошкольном возрасте в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности. К. Д. Ушинский изучая психологические и логические основы обучения, рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития этих психических функций. В качестве противопоказания к началу обучения К. Д. Ушинский назвал слабость внимания, отрывистость и бессвязность речи, плохой «выговор слов».

Публикация «Использование дидактического пособия „Smart board“ в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Познавательное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах в соотношении с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Основой познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Одними из задач познавательного развития по ФГОС являются :

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); и др.

Высокие требования к организации обучения и ФГОС делают проблему развития психических познавательных процессов дошкольников особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов. Важность познавательного развития детей и поиск новых эффективных подходов в обучении и развитии определяют актуальность нашего проекта.

Согласно позиции, Д. Б. Эльконина, ребёнок дошкольного возраста посредством ведущего типа деятельности усваивает смысл человеческой деятельности. Ведущей деятельностью старших дошкольников является игра (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Именно непринужденное вовлечение в образовательную систему способствует наиболее эффективному формированию интеллекта и творческого потенциала у детей. Посредством игры у детей совершенствуются и развиваются психические процессы такие как восприятие, внимание, память, воображение, мышление. Подача обучающего материала должна быть направлена на активное восприятие его ребенком. Доказано, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что ребёнок учится и приобретает умения без особого над собой усилия. Условия игры сами диктуют ребёнку необходимость приобретения новых действий и навыков. Он их добровольно принимает и учиться с явной заинтересованностью.

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Нами было разработано нестандартное развивающее оборудование для психолого – педагогических и логопедических занятий с детьми, которое имеет метапредметный характер и соответствует основным принципам обучения по ФГОС ДО – принципу развивающего обучения, доступности обучения, наглядности, активности и сознательности в усвоении и применении знаний. Использование «smart доски» в образовательном процессе ДОУ позволяет модернизировать образовательный процесс, повысить эффективность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Использование доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. «Smart board» является эффективным способом подачи материала и обучения который значительно расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка и помогает педагогу объединить все методы обучения – игровые, наглядные, практические, словесные, что улучшает восприятие детьми получаемой информации. У старшего дошкольника ещё преобладает непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно. Изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Игровые компоненты, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

В качестве методов исследования были использованы :

1. Метод теоретического анализа психолого – педагогической литературы.

2. Метод эмпирического исследования – использование стандартизированных психодиагностических методик, наблюдение, беседа.

Цель проекта: определить эффективность использования «Smart доски» в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Выдвинули гипотезу что, применяя «Smart board» на занятиях педагога – психолога по познавательному развитию детей с ОВЗ, значительно улучшатся показатели познавательных процессов за счёт осознанного включения детей в образовательный процесс и активного восприятия.

В соответствии с целью и гипотезой наметили задачи проекта:

- развивать любознательность, стимулировать познавательную активность;

- развивать память;

- развивать восприятие детей, ориентировку в пространстве;

- развивать устойчивость, концентрацию и объём внимания;

-развивать наглядно – образное мышление;

-формировать словесно – логическое мышление, операции анализа, сравнения, синтеза на основе наглядно воспринимаемых и выделенных признаков;

- формировать навык самоконтроля, развивать мелкую моторику;

-совершенствовать зрительно – моторную координацию и тактильно – двигательное восприятие;

- стимулировать речевое общение детей и развивать навыки связной речи;

- развивать воображение и творческие способности детей.

Игры с использованием «Smart доски» включались в общую структуру коррекционных - развивающих занятий педагога- психолога с детьми, которые проходили 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут, что соответствует стандартам для детей 5-6 лет с ТНР. Занятия проходили в малых группах до 5 человек, что позволяло участвовать в играх всем детям на занятии.

Использование дидактического пособия «Smart board» в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Непосредственное использование нашего оборудования на занятии включало в себя два этапа:

1. Ознакомительная часть – знакомство с картиной по теме, и набором магнитов к ней.

2. Игровая часть с заданиями и играми.

Тематическое планирование занятий педагога - психолога соответствует тематическому планированию в группе и занятий с учителем - логопедом. По одной теме может быть несколько картин в разные занятия и использоваться дополнительные магнитики для расширения возможностей работы.

Рассмотрим ход работы с оборудованием на примере тематической картины «Морские обитатели». Сначала детям представлялась сама картина для осмотра и анализа изображенного морского дна.

Педагогом - психологом выяснялся исходный уровень знаний детей по данной теме. Вместе с детьми формулировалась тема («Кто на дне морском?», происходило знакомство с персонажами (магнитики в виде рыбок, черепахи, морского конька, краба и т. д.). Ребёнок сам выбирал себе персонаж (другой вариант педагог –психолог предъявляет его) называл его и рассказывал о нём то, что он знает. Знакомство с темой и персонажами является мотивационным этапом коррекционного занятия, который ведёт за собой практический этап.

Возможности магнита перемещаться по яркой картине создавая определённый сюжет вызывает у детей эмоциональную заинтересованность что позволяет положительно влиять на усвоение материала.

Детям задавались наводящие вопросы для более подробного изучения данной темы: «Что изображено на этой картине?» «Какой окраски морские обитатели?» «Что им даёт эта окраска?» «Насколько они дружны между собой?» «Чем дышат морские обитатели?» «Зачем им плавники?» «Кто из них может подниматься на сушу и находиться там?» и т. д.

При обсуждении темы занятия с детьми, мы обращали внимание на то как ребёнок строит причинно – следственную связь, делает операции обобщения, сравнения, анализа, и проводит аналогии.

После беседы мы переходим непосредственно к играм. Дети манипулируют магнитиками в соответствии с заданием в игре.

Так как использование оборудования включено в структуру общего занятия, проводиться 2-3 игры, направленные на развитие определённых познавательных психических процессов (в зависимости от продолжительности и структуры занятия) на каждое занятие.

Для выявления результата проведенной работы мною была проведена первичная и промежуточная диагностика, с помощью которой мы сделали заключение о том, что использование «smart доски» на занятиях значительно способствует росту познавательной активности детей и активизируют познавательную деятельность.

Так же мы отметили что непринужденное вовлечение в образовательную систему способствует эффективному формированию интеллекта и творческого потенциала у детей.

Работа с данным пособием может быть реализована не только педагогом - психологом и учителем – логопедом в работе с детьми, но и воспитателями дошкольных учреждений. Универсальность данного оборудования позволяет пополнить образовательную среду в группах по различным темам.

Оборудование может применяться, как с детьми, которые соответствуют возрастным показателям развития, так и адаптироваться для детей с нарушениями речи и ЗПР. Также мы можем рекомендовать наше оборудование родителям для совместного времяпрепровождения с детьми дома.

Фото «Smart board»
Использование дидактического пособия  в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ - фото
Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Фотоотчёт о познавательном развлечении ко всемирному Дню шоколада для старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о познавательном развлечении ко всемирному Дню шоколада для старшего дошкольного возраста 11 июля отмечался всемирный День шоколада,очень замечательный и сладкий праздник. Ребята старшей группы тоже не остались в стороне и в этот.

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дары осени» для детей дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дары осени» для детей дошкольного возраста Данное пособие изготовлено с целью познавательного развития у детей представлений о дарах осени (овощи, фрукты, грибы, классификация овощи-фрукты,.

Онлайн методическое обьединение «Использование развивающего и дидактического пособия в период адаптации детей»Онлайн методическое обьединение «Использование развивающего и дидактического пособия в период адаптации детей» Онлайн методическое обьединение " Использование развивающего и дидактического пособия в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ".

Разработка многофункционального дидактического пособия для детей дошкольного возраста «Кольца Луллия»Разработка многофункционального дидактического пособия для детей дошкольного возраста «Кольца Луллия» Разработка многофункционального дидактического пособия для детей дошкольного возраста «Кольца Луллия». По речевому и познавательному развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактического пособия «Smart board» в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 29 сентября 2020 в 12:55
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактического пособия «Smart board» в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Тетюшкина Жанна (УИ 1525399) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД