Наталья Морозова
Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. В процессе речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.
Публикация «Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У детей с общим недоразвитием речи мы как правило наблюдаем:
- малый объём лёгких;
- слабую дыхательную мускулатуру;
- неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха;
- слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких и стеснительных).
Задачи, которые решаются в процессе коррекционной работы по формированию речевого дыхания
• Формировать сильный, плавный, целенаправленный выдох
• Подготовить отдельные элементы для постановки звука
• Улучшить чёткость дикции
• Формировать просодическую сторону речи (это совокупность таких элементов, как интонация, мелодика, пауза, ударение, темп, ритм и тембр).
Правильное речевое дыхание обеспечивает:
- нормальное функционирование голосового аппарата;
- предохраняет голосовой аппарат от переутомления;
- способствует сохранению плавности речи;
- способствует правильному использованию интонационных средств выразительности;
- способствует правильному соблюдение пауз.
Неправильное речевое дыхание нередко является:
- причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе);
- позднего или неправильного усвоения некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);
- ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;
- в некоторых случаях ускорения темпа речи;
- неправильного использования интонационных средств выразительности;
- нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний).
Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний.
Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки.
Требования к выполнению дыхательной гимнастики:
• перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть средней влажности
• одежда не должна стеснять движений
• не рекомендуется выполнять упражнения после приема пищи
• необходим контроль за правильным выполнением упражнений (следить, чтобы дети не поднимали плечи, воздух набирали через нос, чтобы не надували щёк, поэтому на начальном этапе можно прижимать их руками)
• упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут (можно использовать песочные часы, т. к. они быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение
• лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребенка является уравновешенным и ребенок не утомлен.
Для развития силы воздушной струи, в работе используются следующие игры
- Задуй свечку
- Игры со свистульками, которые продаются в наборах к дню рождения
- Подуй на одуванчик
- Надуй шарик
- Дуй через трубочку в мыльный раствор
- Можно измазать шарик краской и рисовать им, поддувая из трубочки
- Сдуй бумажку с трубочки
- Выдуй мячик из стаканчика
- Игры с сайта Мерсибо «Сдуй снежинки», где ребёнок через микрофон дует на снежинки, которые разлетаются и мы видим, что за ними был спрятан предмет, который нужно будет отдать тому персонажу, который появится в конце игры на экране. Следующая игра «Помоги мышонку». У мышонка получается тащит сосиску, только тогда, когда ребёнок с помощью силы голоса и дыхания говорит слово «сосиска», если ребёнок говорит тихо и слабо, то сосиска остаётся на месте.
- Пособия «Времена года», тоже способствуют развитию силы воздушной струи, на нитки дуть тяжелее, чем на дождик. Также используются утяжелители: листочки и бабочки.
Для развития длительности воздушной струи используются следующие игры и упражнения.
- Дуй на вертушку. Чем дольше дуешь, тем дольше крутится.
- Дуй на мыльные пузыри. Чем дольше дуть, тем больше пузырей. Силу тут надо контролировать, так как, если сильно дуть, то пузыри лопаются и не отлетают.
- Духовые музыкальные инструменты: дудочки, свистульки, губные гармошки и их аналоги.
Мыльные пузыри лучше использовать на улице, музыкальные инструменты в домашних условиях, в группе и в кабинете подойдут разные вертушки.
Игры и упражнения на развитие целенаправленности воздушной струи.
- Игра «Задуй в ворота гол», которая развивает и силу воздушной струи тоже.
- Сюжетные картинки с персонажами на ниточках, на которые ребёнок дует. Например, сдуй бабочку с цветка и т. д.
Таким образом, были представлены игры и упражнения на развитие силы, длительности и целенаправленности воздушной струи, которые используются в коррекционной работе.