Света Утина
Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Утина Светлана Юрьевна
воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 110»
Цель моего выступления, продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Опыт моей работы называется: «Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.»
В практике своей деятельности я сталкивалась с такими проблемами как,
1. Увеличение числа детей с речевой патологией;
2. Недостаточная сформированность у детей фонематических процессов и звуковой стороны речи;
Поэтому я поставила перед собой следующую цель : повышение качества подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий.
Самым главным для меня было так организовать образовательную деятельность, чтобы детям было интересно, ведь ни для кого не секрет, что дети с удовольствием обучаются тому, что им интересно. Задумалась над тем, как сделать процесс подготовки к обучению грамоте желанным и интересным? Как сделать так, чтобы одновременно с обучением грамоте дети испытывали радость познания, самоутверждения, получили положительный эмоциональный заряд.
Я выбрала следующие способы решения проблем:
1. Разработать систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут подготовить детей к обучению грамоте.
2. Создать условия, обеспечивающие эффективность процесса подготовки детей к обучению грамоте.
3. Побуждать в ребенке желание самому активно участвовать в процессе освоения грамоты.
4. Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
В результате этого в группе создан центр по обучению грамоте с магнитной доской, комплектом цветных магнитов, магнитной азбукой, указкой. В центре также представлены слоговые таблицы, карточки по звуковому анализу слов; игры, как фабричного производства, так и изготовленные мной. В центре имеются картотеки:
- пальчиковой гимнастики;
- физминуток на каждый звук;
- игр со звуками.
В центре по обучению грамоте представлены схемы для характеристики звука и символы гласных звуков.
Реализуя принцип наглядности в обучении детей используются пособия «Звуковички» и «Звуковой вагончик» .
Используя метод наглядного моделирования в работе с детьми, применяю разнообразные модели.
В центре также представлены разнообразные кассы букв, в том числе разрезные индивидуальные на каждого ребенка.
Вместе с детьми сделали мини-азбуку, в которой помещены слоги и короткие слова для чтения.
В своей работе я широко использую игровые технологии, которые я разделила на несколько групп.
В процессе организованной образовательной деятельности использую такие формы организации образовательной деятельности, как занятия-путешествия, занятия-экскурсии, КВН.
Мною создана картотека игровых ситуаций.
Создана картотека дидактических игр.
Созданы игры-презентации.
Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, я всегда учитываю особенности ребёнка, его интересы, потребности. Игры, которые я наработала, разнообразны, носят обучающий и развивающий характер. Эти игры помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями.
Считаю, что успешность подготовки детей к обучению грамоте во многом зависит от организации работы по взаимодействию с родителями.
Кроме традиционных форм работы с родителями таких как: размещение информации в уголке для родителей и консультации, выставки практического материала - папки – передвижки с играми, игровыми заданиями, я использовала такие формы :
- семинар-практикум «Как развивать ребенка играя» с использованием компьютерных технологий;
- мастер-класс «Веселая азбука»;
- блиц-турнир по обмену опытом между родителями «Домашняя игротека».
Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте, тесное взаимодействие с родителями значительно повышает качество подготовки детей к обучению грамоте, позволяет эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника — игре.
Таким образом, игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогает закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками.
Исследования учёных позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности.