Приложение МААМ

Использование игровых технологий в социально-коммуникативном развитии как компонента функциональной грамотности дошкольника

Эльвира Лукьяненко
Использование игровых технологий в социально-коммуникативном развитии как компонента функциональной грамотности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Использование игровых технологий в социально-коммуникативном развитии как компонента функциональной грамотности дошкольника

Многие беды имеют своими корнями

как раз то, человека с детства не учат

управлять своими желаниями,

не учат правильно относиться

к понятиям «можно, «надо», «нельзя»».

В. А Сухомлинский

Что же такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Публикация «Использование игровых технологий в социально-коммуникативном развитии как компонента функциональной грамотности дошкольника» размещена в разделах

В дошкольном возрасте закладываются основы различных видов навыков: общения, поведения, гигиенические и трудовые, а также социальные навыки, которые способствуют формированию функциональной грамотности, как способа привития навыков социального поведения у детей дошкольного возраста.

Социальные навыки – это набор способов и приёмов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении своего жизненного пути и пользуется ими для жизни в обществе, устанавливает своё равновесие с другими людьми.

С самого своего рождения ребёнок много играет. Игра – самая привлекательная для него деятельность и является ведущей в дошкольном детстве. Играя он развлекается, обучается, приобщается к труду, занимается само оздоровлением. Через игру малыш познает окружающий мир, он действует так, как будто бы он - взрослый. Выполняет определённую роль, ребёнок осознает своё «Я». Одним из показателей полноценного и успешного развития дошкольника является умение взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Игра – это и своеобразная школа социальных отношений, позволяющая эффективно применять усвоенные ребёнком социальные навыки в практических ситуациях в повседневной жизни.

Развитие социальных навыков, а также более конкретных технических навыков – дружелюбие, коммуникабельность, убедительность, этикет и других у дошкольников проходит и в том числе через игровую деятельность - социально – коммуникативные игры. Для развития социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста в нашем детском саду на протяжении многих лет я провожу социально – коммуникативные игры для развития у детей различных социальных компетенций. Например:

1. Социальная компетенция : умение выражать словами отношение к поступкам других детей, находить оптимальные выходы из сложных ситуаций – игра «Поступки».

Содержание: ведущий вертикальной линией разделяет доску пополам. В левой части доски пишет знак «-», в правой «+». Водящему предлагается найти картинку с изображением поступка, прикрепить её под нужным знаком и объяснить свой выбор

2. Социальная компетенция : умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личные особенности игрока – игра «А почему? Да, потому!»

Содержание. Ведущий задает вопросы:

- Зачем лисе хвост?

- Почему кошка часто умывается? и др.

3. Социальная компетенция : умение работать по инструкции, доверять друг другу – игра «Лодочка».

Содержание: игроки выстраиваются в две линии, стоя напротив друг друга. Это «берега реки». Один из участников, «лодочка» начинает движение между «берегов» с закрытыми глазами. Дети, стоящие в линиях должны прикосновениями помогать «лодочке» двигаться.

4. Социальная компетенция : умение находить методы взаимодействия для предотвращения конфликтов, выражать эмоции приемлемыми методами – игра «У меня плохое настроение».

Содержание: педагог объясняет детям, что хорошее настроение у человека бывает не всегда, бывает и плохое. Нужно научиться правильно реагировать на это. Предлагаются следующие ситуации: «Ребёнок говорит, что не с кем не будет играть», «У ребёнка плохое настроение» и другие по выбору педагога, дети пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Один ребёнок исполняет роль, изображая плохое настроение.

5 Социальная компетенция : умение подчиняться правилам других – игра «Крокодил ловит свой хвост».

Содержание: игроки стоят друг за другом, держась за плечи друг друга. Первый – это голова крокодила, последний – хвост. «Голова» пытается схватить «хвост».

6. Социальная компетенция : умение принимать инструкцию, выполнять действия, избегаю конфликтных ситуаций – игра «Цифровая биржа».

Содержание: Играющим (их количество десять человек) выдаются карточки с цифрами от 1 до 10. Нужно собрать карточки с одинаковыми цифрами. Кто справился первым – тот победил. Дети, договариваясь, обмениваются цифрами, если этого требует создавшаяся ситуация.

7. Социальная компетенция : умение – доверять другому человеку, нести за него ответственность – игра «С кочки на кочку».

Содержание: Дети встают парами на краю «болота», у каждого из них по два листочка, пара выполняет задание – перебраться на другую строну болота, помогая друг другу.

8. Социальная компетенция : умение выполнять правила, развитие навыков волевой регуляции – игра «Замри».

Содержание: дети двигаются под музыку, выполняя различные разнообразные движения. По окончании музыки останавливаются, каждый в своей позе. Выигрывает ребёнок, который остался самый последний.

9. Социальная компетенция : умение оценивать других с позиции доброжелательности – игра «Что бы я сделал, если бы я …»

Содержание. Участники встают в круг. Ведущий говорит: «Представьте, что вы поймали золотую рыбку и она может превратить вас в кого то или чего то, в кого вы бы пожелали, но только если вы объясните свой выбор.

Темы: врачом, то я лечил (а) бы людей, учителем, то я учил (а) бы детей, кошечкой, то ловила бы мышей, деревом, то радовал бы людей… и т. д.

10. Социальная компетенция : умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров – игра «Взаимопомощь».

Содержание: Дети делятся на тройки. Ведущий определяет, кто из игроков «не имеет» речи, слуха, зрения и предлагает различные задания по выбору педагога.

11 Социальная компетенция : умение добиваться цели приемлемыми способами общения – игра «Волшебные сети».

Содержание: Дети делятся на две подгруппы, первая подгруппа образует круг, вторая подгруппа детей пытается проникнуть в круг. «Круг» пропускает тех детей, которые хорошо об этом попросят.

12. Социальная компетенция : умение определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений – игра «Пантомима».

Содержание: Ведущий предлагает различные задания – пройти, как маленький ребёнок», старик, уставший человек, смелый человек и так далее.

В. А Сухомлинский писал: «Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не научат управлять своими желаниями, не научат правильно относиться к понятиям «можно, «надо», «нельзя»».

Задача педагогов и родителей воспитать в ребёнке сочувствие, отзывчивость, гуманность и другие социальные компетенции, что является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Такая организация игрового процесса с использованием социально – коммуникативных игр в дошкольном учреждении позволяет качественное развитие социальных навыков у дошкольников, формирования их функциональной грамотности.

Список литературы:

1. Акинина Т. М., Степанова Г. В. ,Терентьева Н. П., Духовно – нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста - УЦ «Перспектива», 2012. – 248с.

2. Зенина Т. Н Родительские собрания в детском саду - Учебно – методическое пособие. М. : «Центр педагогического образования», 2008. -80с

3. Каджаспирова Г. М., Каджаспиров А. Ю. Педагогический словарь – М. :Академия, 2000.- с. 176

4. Л. Трубайчук Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности - Дошкольное воспитание, №6, 2010, с. 45-47

Публикации по теме:

Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 1Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 1 1 СЛАЙД. Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях.

Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 2Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 2 8 СЛАЙД. Представляем вашему вниманию акции направленные на окружающий мир. Акция «Засветись в темноте» (дети своими руками изготовили.

Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников (из опыта работы) Часть 3»Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников (из опыта работы) Часть 3» Помимо акций направленных на окружающий социальный мир мы проводим экологические акции. 15 СЛАЙД. Акция «Посади дерево» (в рамках этой.

Использование игр-бродилок в социально-коммуникативном развитии дошкольников с ОНР. Игра «Путешествие поморов» своими рукамиИспользование игр-бродилок в социально-коммуникативном развитии дошкольников с ОНР. Игра «Путешествие поморов» своими руками «Игра – не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» (Д. В. Менджерицкая). С каждым годом.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента»Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента» В 2019 – 2020 учебном году я работала по теме самообразования «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального.

Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников» из опыта работы. Часть 4Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников» из опыта работы. Часть 4 21 СЛАЙД. Акция «Экономь электроэнергию» (В рамках этой акции была проведена беседа с детьми, мы выпустили листовки, вручили их сотрудникам,.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых технологий в социально-коммуникативном развитии как компонента функциональной грамотности дошкольника
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 08:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых технологий в социально-коммуникативном развитии как компонента функциональной грамотности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Лукьяненко (УИ 2468572) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД