МААМ-картинки

Использование кейс — технологии как средства развития социальной активности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС

Романова Елена
Использование кейс — технологии как средства развития социальной активности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение детей к культуре, к общечеловеческим ценностям. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Публикация «Использование кейс — технологии как средства развития социальной активности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС» размещена в разделах

Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологии в дошкольном образовании. Актуальностью данной технологии является то, что она позволяет проводить занятия в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение представлений в образовательной деятельности происходит в процессе постоянного поиска, развивается речь детей. Данная технология направлена на развитие речи дошкольника, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Кейс - технология меняет деятельность дошкольника, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе на занятии, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании данной технологии детям помогают повысить интерес к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Такие занятия дают детям возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Метод кейс-технология принадлежит к интерактивным методам обучения. К его преимуществам можно отнести: использование принципов проблемного обучения, получение навыков решения реальных проблем, умение слушать, вести диалог, задавать вопросы.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Реализуя кейс-технологию через взаимосвязь реальной жизненной ситуации с игрой ребенка у детей формируются коммуникативные навыки: работа в команде, умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях, что способствует применению знаний в дальнейшей жизни.

Я, в своей практике дошкольного образования широко использую кейс-ситуации, кейс-иллюстрации, кейс-фото.

Кейс-ситуация — это кейс, представленный в устном изложении, это могут быть различные ситуации, базирующиеся на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации, отрывки литературных произведений, стихи, в котором описывается ситуация, формулируется проблема, предлагается найти путь для ее решения.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Кейс отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации во время образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Так, во время знакомства с произведением А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» детям была предложена иллюстрация и прочитан отрывок из произведения, в котором описывается ситуация: «Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?». Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть». Предлагая детям кейс-иллюстрации, при чтении рассказа, я активизирую мысль детей, развиваю воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитываю различные чувства. А иллюстрация к данному рассказу формируют интерес детей к проблемной ситуации. Данная технология помогает повысить познавательную активность детей, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Фото-кейс. Этот метод очень схож с кейс – иллюстрацией, единственное отличие – вместо иллюстраций применяются фотографии из реальной жизни. Рассмотрим данную технологию на примере формирования у воспитанников знаний о правилах дорожного движения. Данная технология объединяет сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения. Демонстрирую детям фотографию (ребенок переходит дорогу в неположенном месте, тем самым нарушает правила дорожного движения, предлагаю сформулировать проблему, что даёт возможность детям сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Далее предлагаю детям вопросы для проведения «мозгового штурма» например: «Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации?». Дети проводят анализ предложенной ситуации и высказывают свои предположение в виде развернутых ответов. Затем примеряя поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение, делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу «зебре», таким образом, дети развивают социальную активность. Педагогу это помогает занять позицию равного партнёра, совместно проживать с детьми события и решаеть посредством этого свои педагогические задачи.

В кейсе (пакете) для реализации данной технологии имеется : фотография, соответствующая реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация, текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию, а также карточка с правильно поставленным вопросом, мотивирующим детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

Сложность в применении кейс - технологии заключается в отсутствии готовых кейсов (пакетов). Сложность в применении кейс - технологии заключается в отсутствии готовых кейсов (пакетов). Работая в данном направлении, я разработала кейсы по формированию КГН, формированию толерантного поведения, по освоению детьми речевого этикета, применяемые при подготовке к НОД. Источниками формирования кейсов в моей работе являются художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи или определять сюжетную канву кейсов.

Дети дошкольного возраста отличаются от сверстников не только выдающимися способностями, но и особенностями поведения, как дома, так и в детском саду. Поэтому у воспитателей появляется масса поводов для общения с родителями. Использование кейс-технологии призвано облегчить педагогам общение не только с детьми, но и с родителями в конкретных ситуациях реальной жизни. Я активно применяю технологию на родительских собраниях в виде педагогических ситуаций. Это позволяет мне повышать педагогическую культуру родителей, укреплять взаимодействия ДОУ и семьи.

Таким образом, педагогический потенциал кейс-технологии гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Однако, следует отметить, что выбор в пользу применения новых технологий обучения не должен стать самоцелью в образовательном процессе. Я думаю, что наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору как традиционных так и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном и грамотном управлении педагогом.

Публикации по теме:

Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста 2. Вашему вниманию я хочу представить проект, который называется «Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого.

Консультация «Использование технологии ТРИЗ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда обществу нужны люди интеллектуально смелые, умеющие.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Организация и технологии воспитания детей раннего возраста в контексте требований ФГОС дошкольного образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками»,.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до Проблема воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста всегда остаётся актуальной. На современном этапе она стоит,.

Игровые упражнения как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития.

Использование пальчиковых игр и упражнений как средства развития детей и коррекции мелкой моторики Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это прежде всего определяется расположением.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраст «Ребенок – это.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Проект создать – не поле перейти, Мы не искали легкого пути, Мы можем все, хоть мы совсем не боги, В дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование кейс — технологии как средства развития социальной активности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС
Опубликовано: 31 января 2018 в 07:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование кейс — технологии как средства развития социальной активности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Романова Елена (УИ 1229778) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД