МААМ-картинки

Использование краеведческого компонента в патриотическом воспитании дошкольников

Инна Алексеенко
Использование краеведческого компонента в патриотическом воспитании дошкольников

Слайд 1 Использование краеведческого компонента в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 2 Сегодня ни для кого не секрет, что конец 20 и начало 21 века в нашей стране было отмечено тенденцией к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе и такого высокого чувства, как любовь к Родине.

Публикация «Использование краеведческого компонента в патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

В последние несколько лет ситуация начала меняться в лучшую сторону, но проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня по-прежнему является одной из наиболее актуальных.

Слайд 3 Важность гражданско-патриотического воспитания в современных условиях отмечена в ряде нормативных документов, таких как:

Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

«Национальная доктрина образования в РФ»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

Указ Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического образования».

Слайд 4 Одним из основополагающих принципов содержания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Утрата культурных ценностей и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений часто объясняется отсутствием знаний. Гражданско - патриотическое воспитание детей- сложный процесс. В его основе лежит развитие чувств, эмоциональной сферы ребёнка.

Слайд 5 Особенности восприятия мира дошкольником не позволяют ему любить некое отвлеченное понятие под названием «Родина». Ребенок дошкольного возраста любит то, что он знает, чувствует, понимает. Значит, решающим фактором здесь является окружающая предметно-пространственная среда. Важной частью этой среды могут стать памятники, достопримечательности района проживания ребёнка, улицы, по которым ребёнок каждый день ходит в детский сад.

Слайд 6 То есть, воспитывая патриота, необходимо обратиться к краеведению, которое, как явление, известно в России с конца 18 века. Сегодня в нашей стране отмечается рост интереса людей к истории своей семьи, малой родины. Очень интересная работа ведётся в этом направлении и в нашем городе.

Слайд 7 Исходя из этого, в нашем детском саду создана и реализуется программа по гражданско-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина». Целью программы является создание условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Задачи программы вы можете видеть на слайде.

Обратимся к краеведческому компоненту, который составляет основу содержания данной программы.

Слайд 8 Содержание программы опирается на опыт работы Краеведческого клуба «За Тулой», созданного при филиале "Библиотека В. П. Астафьева" в 2015 году. Клуб занимается изучением истории нашего города, уделяя особое внимание Кировскому району, в частности – Затулинскому жилому массиву. Работая с материалами, накопленными в клубе, я, как педагог, задалась вопросом: «А что говорят нам имена улиц, по которым мы ходим ежедневно, на которых проживают семьи наших воспитанников. Что мы видим в них, кроме просто адреса?» Название улицы может стать первым кирпичиком, который ложится в основание патриотического воспитания дошкольника.

Слайд 9 Улицы нашего микрорайона получили свои названия в середине 60х-начале 70 годов, поэтому многие из них отсылают нас к истории Великой Отечественной войны.

Слайд 10 Почти во всех школах, расположенных рядом с нашим детским садом, есть школьные музеи. При разработке программы велось активное взаимодействие с руководителем Музея боевой славы школы №182, руководителями военно-патриотических клубных формирований - такими как «Ковчег» (р. п. Краснообск, «России верные сыны» (Центр «Молодёжный», Кировского района г. Новосибирска, «Зенит» Железнодорожный район и другими.

Слайд 11 Реализация программы предусматривает:

• непрерывную образовательную деятельность с детьми от 5 до 7 лет;

• экскурсии;

• тесное взаимодействие с семьями наших воспитанников.

Рассмотрим первое направление. С детьми старшей группы рассматриваются такие темы, как: «Улицы на которых мы живем», «Памятники рядом с нами», здесь дети впервые задумываются о названии улицы, по которой они ходят каждый день, начинают замечать памятники, мемориальные доски –и узнавать, о чем они рассказывают.

Слайд 12 С детьми подготовительной группы работа происходит так: Возьмём, например, тему «Улицы героев. Виктор Ус».

Начинается всё с названия улицы Виктора Уса. Почтив в каждой группе есть дети, живущие на ней. Здесь, на примере человека, именем которого названа новая улица в нашем районе, мы рассматриваем понятие подвига, героизма. Дети испытывают глубокое эмоциональное переживание, а не просто усваивают информацию.

Они узнают о том, что Герой Советского Союза, Виктор Георгиевич Ус – сибиряк. Что после войны он жил и работал в Новосибирске. И огромное впечатление на ребят производит то, что последние годы его жизни прошли совсем рядом с нашим детским садом. Он жил в доме 59 по улице Сибиряков-Гвардейцев, на стене этого дома – памятная мемориальная доска. Родители рассказывают, что дети просят пройти этим двором, чтобы посмотреть на «табличку».

Слайд 13 Другая тема в цикле «Улицы героев» - «Улица Сибиряков-Гвардейцев» Кто такой сибиряк? Кого называют гвардейцами? Почему в их честь названа улица? Вместе с детьми мы находим ответы на эти вопросы. Ребята узнают о том, что 22 Сибирская Гвардейская добровольческая дивизия формировалась в Новосибирске, их родном городе. Иллюстрациями обычно служат фотографии работ художника Вениамина Чебанова. Чебанов - ветеран Великой отечественной, воевал в составе сибирской добровольческой дивизии. Портреты однополчан стал рисовать ещё на фронте.

Слайд 14 Сейчас в нашем городе открыта Мемориальная картинная галерея работ художника. В праздничные и памятные дни там проводятся встречи с художником, интересные праздничные и памятные мероприятия, которые мы рекомендуем посещать нашим воспитанникам вместе с родителями.

Память о Великой отечественной войне является одним из немногих факторов, которые объединяют народы постсоветского пространства, да и народ России. Поэтому эти темы вызывают живой отклик как у детей, так и у родителей и педагогов.

Слайд 15 Продолжая тему «Улицы героев», мы говорим о улице Громова, которая может рассказать о партизанском движении в годы войны. Удачной иллюстрацией к этой теме стал мультипликационный фильм «Партизанская снегурочка».

Слайд 16 Улица Зорге рассказывает о разведке и разведчиках.

Таким образом, название улицы становится не просто адресом, улица начинает «рассказывать», а значит – становится более интересной, близкой, родной. Так, от знания адреса в «спальном» районе города мы переходим к истории целой страны.

Кроме этих тем, мы рассматриваем и другие – о трудовом подвиге наших земляков во время войны, о прославленном лётчике Покрышкине, чья судьба и имя тесно связаны с нашим городом.

Слайд 17 Обратимся к следующему направлению - экскурсиям. Ежегодно наши воспитанники подготовительных к школе групп посещают музей школы 182, которая является нашим социальным партнером.

Музей боевой славы 46-го гвардейского авиационного полка легких ночных бомбардировщиков создан в 1974 году. В его создании и открытии принимали непосредственное участие летчицы-ветераны полка, «ночные ведьмы». Много лет сотрудничала с музеем штурман полка, Екатерина Филипповна Шипова.

Слайд 18 Музей хранит поистине бесценные материалы и экспонаты – личные вещи и награды летчиц, письма. Поисковыми экспедициями в музей привезены осколки снарядов, гильзы патронов, земля с мест боёв. Каждая экскурсия несёт огромную смысловую и эмоциональную нагрузку. Конечно, посещению музея предшествует предварительная работа. Мы с ребятами беседуем, рассматриваем фотографии самолётов и лётчиц, наград и обмундирования; смотрим отрывок из фильма «В небе ночные ведьмы».

Слайд 19 На экскурсии дети узнают, что Екатерина Филипповна Шипова, штурман полка после окончания войны жила в Новосибирске. Дом, в котором она жила, находится недалеко от Монумента Славы в Ленинском районе. Сейчас он отмечен мемориальной доской. Конечно, у дошкольников возникает желание побывать там, и многие семьи, бывая на Монументе Славы, заходят и почтить память Шиповой.

Слайд 20 Очень помогает в работе студия мультипликационных фильмов «Солнечный зайчик», созданная в нашем детском саду.

Студия, на данный момент уже выпустила два тематических мультипликационных фильма: «Наша улица» - о истории названия улицы Сибиряков-Гвардейцев, и «Рихард Зорге» - о том, что нам может рассказать улица имени легендарного разведчика. Мультфильмы нравятся взрослым, хорошо воспринимаются детьми, что позволяет активно использовать их в дальнейшем.

Слайд 21 Пожалуй, самое важное в патриотическом воспитании дошкольников, это – работа с семьёй.

Мы в течение года проводим работу с родителями, привлекая их в ряды наших единомышленников. Многие с интересом узнают новые для себя факты о районе, в котором проживают с рождения; начинают обращать внимание на памятники, названия улиц, достопримечательности. Многие семьи начинают интересоваться своей родословной, начинается исследовательская краеведческая работа внутри семьи.

Слайд 22 Ярким, эмоционально-насыщенным является для нас праздник День Победы. Он включает в себя: акцию «Георгиевская ленточка», праздничный концерт, интерактивные выставки «Оружие Победы» и «В гостях у победителей», выставка творческих работ, марш колонны Бессмертного полка, митинг у монумента «Героям Отечества».

Маршрут нашей колонны Бессмертного полка проходит по улице Сибиряков-Гвардейцев, мимо памятника Герою Советского Союза, разведчику Рихарду Зорге и заканчивается возложением цветов и митингом у памятника Героям Отечества.

Слайд 23 Для детей и родителей эти места уже становятся по-особому знакомыми, они рассказывают о истории нашей страны, о людях, подвигах. Это связывается в сознании детей и взрослых с историей их семьи. Таким образом, возникает и развивается то самоё чувство сопричастности и любви к Родине, которое называют патриотизмом.

В 2016 году в шествии Бессмертного полка приняли участие более 300 сот человек из семей наших воспитанников, в 2017 и 2018 году их было уже более 500-та.

Слайд 24 Работа по программе «С чего начинается Родина» успешно продолжается. Сейчас можно уверенно сказать, что работа по программе ведёт к решению поставленных задач.

Данная программа была удостоена малой золотой медалью на Международной образовательной выставке УчСиб-2018.

Слайд 25 В рамках программы был создан одноимённый проект, который стал лауреатом 10-го конкурса инновационных проектов «Инновации в образовании», посвященный 125- летию города Новосибирска в номинации «Мой Новосибирск родной: новосибирсковедение» в районе и городе.

Слайд 26 Уважаемые коллеги, благодарю вас за внимание и предлагаю посмотреть мультипликационный фильм производства студии «Солнечный зайчик» - «Рихард Зорге».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационная технология в патриотическом воспитании в ДОУ — квест-игра Инновационная технология в ДОУ- «квест-игра» в патриотическом воспитании. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений,.

Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возрасте За последние годы в нашей стране произошли огромные изменения, ко-торые также коснулись нравственных ценностей, отношения к событиям нашей.

Использование синквейн технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников На основе практического опыта воспитателя высшего уровня квалификации высшей категории Лихограй Л. В. Синквейн – прием технологии развития.

Консультация для родителей «Роль регионального компонента в патриотическом воспитании детей» «На краю Руси обширной, Вдоль донских берегов, Поживало тихо, смирно Войско храбрых казаков В наше время, когда происходят серьёзные изменения.

Метод проекта в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, с хороших друзей, товарищей, с любимой колыбельной песни, которую поёт тебе твоя мать.

Реализация регионального компонента в экологическом воспитании дошкольников на примере города Усть-Каменогорск РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСК Автор статьи: воспитатель.

Поликультурный аспект в патриотическом воспитании старших дошкольников ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Крайкина Татьяна Васильевна Воспитатель первой квалификационной категории.

Роль детской книги в нравственно-патриотическом воспитании Консультация для воспитателей. Тема. Роль детской книги в нравственно-патриотическом воспитании детей. Часто мы говорим: «Книга — это открытие.

Роль книги в нравственно — патриотическом воспитании детей Консультация для родителей: "Роль книги в нравственно – патриотическом воспитании детей " Подготовила и провела воспитатель Аминова З. Т.

Сообщение из опыта работы о патриотическом воспитании дошкольниковСообщение из опыта работы о патриотическом воспитании дошкольников Сообщение из опыта работы о патриотическом воспитании старших дошкольников в детском саду. Родина. Для каждого из нас это слово содержит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование краеведческого компонента в патриотическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 07:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД