Людмила Воробьева
Использование лабиринтов в развитии ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон жизни человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с окружающим миром, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.
«Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами», считает А. А. Столяр.
Публикация «Использование лабиринтов в развитии ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лабиринт. Дидактические игры на основе лабиринтов
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей - одна из актуальных проблем современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе. Необходимо развивать мышление ребенка, нужно научить его сравнивать, обобщать, анализировать, но следует помнить, что механическое запоминание разнообразной информации, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления детей. А овладение детьми дошкольного возраста различными видами пространственной ориентировки повышает результативность и качество таких видов деятельности, как познавательной, трудовой, продуктивной, творческой, игровой. В дошкольный период у детей начинают формироваться первоначальные знания детей из области геометрии – умение ориентироваться «на себя», «от себя», «от других объектов». Эти умения легко формируются во время работы с лабиринтами. Обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными и лучше всего использовать стихию ребенка - игру. Использование специальных игровых заданий, направленных на развитие ориентировки в пространстве посредством лабиринтов, способствуют обогащению кругозора дошкольников.
Лабиринт – это одна из разновидностей головоломок, придуманных человеком очень давно. Эта форма интересна детям и всегда находит отклик в совместной, и в самостоятельной деятельности воспитанников. Игры-головоломки — это непростые, трудноразрешимые задачи, для решения которых требуется нестандартный подход. Так, как у детей мышление находится в стадии формирования, головоломки поддаются детям достаточно легко и вызывают интерес, искреннее удивление, азарт и желание идти до конца. Игры - головоломки развивают : пространственные представления; воображение; конструктивное мышление; комбинаторные способности; сообразительность; целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
Существует много разновидностей лабиринтов :
1. Лабиринты с закрепленными деталями. Эта игрушка предназначена для самых маленьких детей. Она представлена в виде пластиковой или деревянной основы, на которой располагаются разноцветные движущиеся детали.
2. Конструкторы. Эта игрушка уже более сложная, поскольку требует от ребенка собрать лабиринт таким образом, чтобы по нему можно было беспрепятственно прокатить шарик.
3. В виде настольных игр. Такая игрушка сможет увлечь не только одного ребенка 5-6 лет, но и нескольких детей.
4. Лабиринты, нарисованные на листе бумаги. В ходе такой игры ребенку может быть предложено провести сказочного героя к цели, нарисовать изображение и многое другое.
Игры - лабиринты помогают детям научиться логически, прокладывать ходы, перебирать все возможные варианты. Прохождение лабиринтов способствует развитию умения сосредотачиваться, находить верный путь. Лабиринты можно включать в занятия или использовать в свободной деятельности детей.
Однако, для самого педагога очень важно: отобрать или разработать лабиринт с учетом возраста; определить наиболее удобное время организации игры (в зависимости от того, на каком этапе освоения он находится); определить место игры; определить количество играющих; подготовка детей к игре (ведь, чтобы ребенок играл с удовольствием и увлеченно, ребенок должен владеть определенными знаниями о предмете игры).
Таким образом, используя в своей педагогической деятельности различные виды лабиринтов, можно добиться высоких результатов детей в таких видах деятельности как познавательной, игровой, трудовой, двигательной и др.