Папки-передвижки

Использование личностно-ориентированных технологий в ДОУ

Ирина Матвеевская
Использование личностно-ориентированных технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Использование личностно-ориентированных технологий

Из опыта работы воспитателя группы № 10

Матвеевской И. В. (2018-2022 г. г.)

«Детей надо защищать от одиночества и чувства ненужности, от обмана, нечестности, эгоизма, неуважения к людям, от телесных наказаний и насилия, от заласканности» Ш. А. Амонашвили «Как любить детей. Опыт самоанализа».

В своей работе с детьми мы применяем личностно-ориентированную технологию, ставя в центр образовательного процесса личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условия ее развития, реализацию ее природного потенциала.

Публикация «Использование личностно-ориентированных технологий в ДОУ» размещена в разделах

Мы организуем воспитательно-образовательный процесс на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Каждый ребенок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей «образовательной траектории». В нашей логопедической группе разные дети, с разным уровнем развития и подготовки.

Применяя технологию «уровневой дифференциации», мы, педагоги, делим воспитанников на условные группы с учетом особенностей развития психических процессов, степенью освоения программного материала, интереса к изучению нового материала. Применяется дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, уровню сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Творчество, исследовательский поиск, экспериментирование являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но для того, чтобы ребенок мог справиться с этим, ему необходимы помощь и поддержка, понимание и принятие педагогом, т. е. тесное взаимодействие.

Мы стремимся установить доверительные отношения с детьми, проявляем уважение к личности каждого ребенка : доброжелательное, внимательное отношение (поглаживание, ласковые объятия, улыбка). Воспитатель успокаивает и подбадривает расстроенного малыша, проявляет внимание к его настроению, желаниям, достижениям, неудачам.

Формы работы и мероприятия личностно-ориентированного образования и воспитания в нашей группе

1. Организация предметно-развивающей среды в группе и ДОУ

В нашей групповой комнате мы, воспитатели, располагаем уголки и зоны таким образом, что бы ребенок с самого начала посещения группы располагал необходимыми «степенями свободы» не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в освоении новых горизонтов развития.

Это Уголки Книги, Патриот, Уголок-костюмерная, Физкультурный и Музыкальный Уголки, зоны Профессий, изобразительной и творческой деятельности, материалы для конструирования, наблюдений за живой и неживой природой, территория STEM-оборудования (дидактика и экспериментирование, и другие зоны для самостоятельной деятельности детей.

В группе существуют Календари настроения, который ведут дети.

Дети сами оформляют странички своего дневника, заполняют его, при желании комментируют свои впечатления на «Вечернем круге» при анализе событий дня.

Такие календари развивают умение понимать свои чувства, способствуют эмоциональному сближению ребенка и воспитателя.

Побеседовав с ребенком, мы узнаю причину того или иного настроения. А далее используются игровые и здоровьесберегающие технологии : игровая ситуация или сюрпризный момент, динамическая пауза, дыхательная и пальчиковая гимнастика и другие упражнения, которые позволяют вызвать у детей положительные эмоции, если у ребенка было грустное настроение.

Таким образом, календарь настроения помогает нам реализовывать индивидуальную работу, находить особый подход к каждому ребенку, обеспечивать комфортные, бесконфликтные условия его развития. С помощью таких наблюдений составляется мониторинг эмоций детей, который наглядно демонстрирует атмосферу и динамику детского комфорта в ДОУ.

Еще у нас есть Уголок уединения или Уголок настроения, в котором имеются сумочка «спрячь все плохое», «кубик настроения», «книга доброты», подушки-подружки, силиконовые и мягкие игрушки, массажные мячики и др.). Такое уединенное тихое место в углу спальной комнаты помогает детям успокоиться, расслабиться, разрешить конфликт, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме или просто помечтать. Уголок устроен так: на полу лежит матрасик, сверху от кронштейна спускается ткань в виде шалаша с окошком.

2. У нас в группе сложились некоторые традиции:

• Например, изготовление открыток-пожеланий, которые визуализируют пожелания и подарки к дням рождения детей.

Мы в красивый конверт, изготовленный воспитателем, вкладываем свои поздравления и пожелания имениннику. Дети с удовольствием интересуются, о чем мечтает их товарищ и старательно рисуют свои подарки. Далее каждый презентует свое поздравление, комментирует нарисованное. И, конечно же, мы всей группой водим хоровод «Каравай», который подсказывает воспитателям, с кем ребенок-именинник хочет дружить.

Еще одна традиция: регулярная организация творческих выставок и конкурсов к праздникам и памятным датам.

Семейное творчество способствует взаимопониманию детей и родителей. Каждая семья получает грамоту от администрации и воспитателей за успешное участие или победу в конкурсе, выставке.

Наши дети принимают участие и в других конкурсах муниципального, регионального, федерального и международного уровня. Их успехи в виде грамот и поздравлений мы вывешиваем на стенде «Наш мир».

3. Творческий процесс и сотворчество детей и взрослых

Силами нашей группы вот уже 4 года организуются музейные экспозиции. Это результаты детско-взрослой проектной деятельности. Проекты реализуются в течение 4-6 месяцев. Они сплотили детей и взрослых, выявили их таланты и способности, пополнили кругозор, сформировали навыки общения, самостоятельности, артистизма и творческой инициативы.

Наши успешные познавательные, творческие и экологические проекты:

1. Проект «Куклы как люди» принял участие в региональном конкурсе проектов «Наше Подмосковье» в 2019 году. В музейной экспозиции «Куклы как люди» были представлены народные и современные текстильные авторские куклы. Выставка сала результатом мастер-класса для наших детей и их мам.

2. Проект «С миру по нитке» показал детям и взрослым, как можно использовать вторсырье. В музее были выставлены игрушки, декор, сувениры из бытовых отходов. На утреннике к Женскому Дню гости увидели дефиле нарядов из нетрадиционных материалов. Все изделия были созданы в сотворчестве детей, родителей и педагогов.

3. Проект «Весь мир театр» познакомил детей и взрослых с разновидностями театрального искусства: театр кукол, балет, кино, цирк, мультипликация, народный балаган. Каждый вид театра был представлен куклами, макетами, костюмами, декорациями, реквизитом.

Итоговым мероприятием стал подготовленный старшими детьми кукольный спектакль для малышей «Сказочный детский сад».

4. Проект «Лукоморье» оказался самым эффективным в личностно-ориентированной технологии. Каждый ребенок внес свой вклад в общую работу. Дети разделились на группы: ХУДОЖНИКИ, ДЕКОРАТОРЫ, КУКОЛЬНИКИ, АРТИСТЫ ОЗВУЧКИ, ОПЕРАТОРЫ И МОНТАЖЕРЫ. В результате наш мультфильм «У Лукоморья» стал успешной коллективной работой, участвовал в фестивалях и конкурсах.

5. Проект «Чудесный Чуковский» (к 140-летию поэта, писателя и переводчика) познакомил детей и взрослых с творчеством классика детской литературы и помог создать новую музейную выставку кукол, поделок, декора по мотивам его произведений.

Раскрытие творческого потенциала детей, педагогов и родителей прочно вошло в жизнь нашей группы. Каждое занятие, праздничное или досуговое мероприятие, этюды и игры-драматизации, работа в творческой мастерской при изготовлении подарков, декора и т. п. помогают находить все новые и новые грани талантов наших детей. В рамках проектов, конкурсов и при оформлении помещений ребята вместе со взрослыми создали 2 мультфильма, декорации, билеты, афиши и театральные куклы для кукольного спектакля, одежду для утренников и дефиле, наряжали группу к праздникам и памятным датам и многое-многое другое. Такая творческая обстановка способствует самореализации детей, дает возможность почувствовать свою успешность, востребованность, повышает самооценку и, самое главное, объединяет единомышленников в сплоченный коллектив.

4. Дополнительное образование в ДОУ

Наши дети с удовольствием посещают детские творческие, развивающие и спортивные объединения: кружки, студии, секции не только в нашем городе, но и в ДОУ:

• Кружок «Ментальная арифметика»

• Кружок «LEGO-конструирование»

• Кружок «Волшебная кисть»

• Студия современного эстрадного танца

• Кружок «Музыкальный английский»

• Спортивная секция «Футбол»

5. Освоение парциальных программ

В нашей ДОО успешно используется программа «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (авторы Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин). Это парциальная модульная программа дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуальных

способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.

Программа включает в себя шесть отдельных образовательных модулей, которые используются комплексно или самостоятельно. Это

• Дидактическая система Ф. Фребеля

• Экспериментирование с живой и неживой природой

• LEGO-конструирование

• Математическое развитие

Робототехника

• Мультстудия «Я творю мир»

Мы реализуем шесть образовательных модулей в приоритетных видах деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• Игра

• Конструирование

• Познавательно-исследовательская деятельность

• Учебная деятельность

Различные виды художественно-творческой деятельности

• Освоение технологий ХХI века (элементы программирования и цифровые технологии)

В Комментариях к ФГОС ДО отмечается, что «содержание образовательной программы (программ) ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития.

Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребёнка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребёнка или группы детей.

Это означает, что конкретное содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее. Кроме того, на практике конкретное содержание образовательной деятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях.

Таким образом, определённая образовательная технология или содержательное наполнение образовательной деятельности часто связано с работой педагога одновременно в разных образовательных областях.

Находясь рядом с детьми, педагог создает условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками, побуждает детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого.

Воспитатель предоставляет возможность детям выбирать деятельность по интересам, чаще пользуясь поощрением, чем порицанием.

Таким образом, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родители, педагоги, иные работники ДОО обеспечивает поддержку разнообразия детства, уважение личности ребенка, выявляет его способности и наклонности.

Мы убеждены, что использование личностно-ориентированной технологии позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, помочь ей проявиться, обрести устойчивость.

Публикации по теме:

Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье»Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье» Девиз «Через движения и игру – к лучшей жизни!» Цель: повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей; сформировать потребность.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Использование игровых технологий в образованииИспользование игровых технологий в образовании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка» Использование игровых.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Использование инновационных технологий в детском садуИспользование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.

Использование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУИспользование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУ Уважаемые коллеги приветствую вас! Хочу поделится своим опытом в использовании интерактивных технологий на занятиях. Что же такое интерактивная.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Конспект занятия «Использование социально-ориентированных игр в период адаптации детей к детскому саду» (первая младшая) Оксана Шелкопляс КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ»(первая младшая.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование личностно-ориентированных технологий в ДОУ
Опубликовано: 18 декабря 2021 в 23:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование личностно-ориентированных технологий в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Матвеевская (УИ 2463111) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД