МААМ-картинки

Использование материалов М. Монтессори на логопедических занятиях с детьми

Шевченко Олеся
Использование материалов М. Монтессори на логопедических занятиях с детьми

В условиях образовательных реформ, использование этой методики на базе дошкольного учреждения, обеспечивает комплексное решение целей и задач дошкольного образования, ориентация на индивидуальность ребенка, личный рост, развитие способностей.

Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.

Публикация «Использование материалов М, Монтессори на логопедических занятиях с детьми» размещена в разделах

Основная цель внедрения элементов методики М. Монтессори в логопедическую работу : создать условия, позволяющие включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых недостатков посредством использования дидактических Монтессори - материалов.

Задачи:

Создать базу для формирования сенсорных представлений и эталонов, как предпосылку умственного развития.

Стимулировать развитие различных анализаторов - визуального, слухового, осязательного, кинестетического.

Решать образовательные задачи с помощью Монтессори - материалов.

Сформировать учебные навыки: познавательный интерес, способность к длительному сосредоточению, работоспособность, произвольность.

Развивать эмоциональную сферу и создавать положительную мотивацию на организованную деятельность.

Важнейший элемент педагогики Монтессори - это развивающая среда. Развитие индивидуальных способностей личности и его самостоятельности в процессе освоения различных умений и навыков посредством специально разработанного и предложенного дидактического материала.

Дидактические материалы, их цель и задания

«Шершавые буквы»

Шершавый алфавит основан на тактильном восприятии предметов. Ощупывая буквы, ребенок уже начинает писать, а точнее осваивает заданные движения. Эти движение руки как бы «отпечатывается» в голове ребенка. К сенсорному восприятию добавляется визуальное (ребенок видит букву). Плюс к этому буквы проговариваю, так что ребенок воспринимает их и на слух.

Цель: формирование образа букв и его звучания.

Задание: имитирование написания буквы, проведением указательным пальцем вдоль буквы с одновременным произнесением данного звука. Называние слов, начинающихся с данного звука.

Сравнение букв по размеру.

Цель: формирование образа букв и его звучания.

Задание: тактильное определение буквы без зрительного контроля.

Цель: формирование образа букв и звучания звуков.

Задание: написание буквы по аналогии на шершавой поверхности.

«Подвижный алфавит»

Работа ребенка с этим материалом заключается в соотнесении звука и буквы и складывании слов на слух, освоение метода письма и чтения через последовательное соединение букв.

Цель: дифференциация гласных и согласных звуков.

Задание: называние буквы, определение гласного или согласного звука с последующим объяснением.

Цель: узнавание образа буквы.

Задание: внимательно рассмотреть и определить по видимой части букву.

Цель: формирование образа букв.

Задание: обнаружить в сухом бассейне и назвать найденную букву.

Цель: тактильное различение букв с помощью волшебного мешочка.

Задание: предварительное рассмотрение и называние букв, дальнейшее определение букв на ощупь.

Цель: формирование звуко-буквенного анализа слова.

Задание: составление слов с помощью подвижного алфавита.

Цель: формирование звукового анализа.

Задание: определение первого звука в названии предмета.

Цель: формирование звукового анализа.

Задание: определение первого звука в названии предмета.

«Сухой бассейн»

Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев. Это пособие так же направлено на развитие тактильного гнозиса букв.

Цель: узнавание образа буквы.

Задание: внимательно рассмотреть и определить по видимой части букву.

Цель: формирование образа букв.

Задание: обнаружить в сухом бассейне и назвать найденную букву.

Цель: формирование звуко-буквенного анализа слова.

Задание: составление слов с помощью подвижного алфавита.

Цель: формирование звукового анализа

Задание: определение первого звука в названии предмета.

«Рамки»

Рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой.

Цель: развитие мелкой моторики, усидчивость, подготовление руки к письму.

«Шумящие коробки» - для развития слухового восприятия.

Набор из двух коробок, содержащих шесть цилиндров.

Цель: развитие фонематического слуха; восприятие и дифференциация шумовых различий.

Задание: поочередное сотрясение коробочек с последующим определением аналогичного звучания.

Игровые панели

Игровая деятельность с использованием этих панелей, способствует усвоению необходимых способов для развития координации движений, концентрации внимания, развития мышления, развития речи.

Игровая панель «Кольцеброс»

Цель: развитие координации движений; развитие зрительного и пространственного восприятия; развитие ловкости, меткости, точности глазомера; развитие внимания, сосредоточенности, целеустремленности; формирование умения рассчитывать расстояние.

Задание: на каждый из штырей накинуть кольцо из цветного жгута с деревянным шариком внутри, окрашенным в тот же цвет (цвет штыря).

Игровая панель «Мольберт прозрачный»

Цель: развитие моторики рук в целом и развитие мелкой моторики пальцев, координации движений и сенсорно-моторной координации, развитие воображения; активизация мыслительных процессов.

Задания: рисование, обводка по контуру рисунка, написание букв, обведение букв, штриховки.

Игровая панель «Ленивая восьмерка»

Цель: развитие зрительно-моторной координации; пространственной ориентации; становление целенаправленности и саморегуляции своих действий; стимулирование межполушарного взаимодействия функций головного мозга; улучшить восприятие, зрительный гнозис.

Задание: лабиринт можно двигать в воздухе, можно положить на стол или на пол; шарик должен катиться по «дорожке» и не выскакивать за контр.

В результате использования элементов методики Монтессори у детей формируются такие качества: уверенность в себе, позитивная самооценка, высокая познавательная мотивация, умение делать выбор исходя из реальных потребностей, способность концентрироваться на работе, трудолюбие и самостоятельность, умение общаться.

Использование элементов методики М. Монтессори в логопедической работе позволяет через сенсомоторное развитие ребенка, умение концентрировать внимание и сосредоточенно работать, умению контролировать себя, свою деятельность и поведение, а также формировать речь и мышление.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Прием «Живая кукла» на логопедических занятияхПрием «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» – отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребёнка. С её помощью можно.

Детский рисунок на логопедических занятияхДетский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование материалов М. Монтессори на логопедических занятиях с детьми
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 09:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД