Татьяна Балычева
Использование наглядных средств при ознакомлении старших дошкольников с космосом
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОСМОСОМ
Одной из задач Федеральной целевой программы развития образования является реализация мер по популяризации среди детей и молодёжи научно-образовательной и творческой деятельности.
Формирование у детей 5-7 лет основ миропонимания в процессе ознакомления с явлениями окружающего мира на социально- педагогическом уровне продиктована тем, что социальный заказ государства в дошкольном образовании направлен на развитие социально-активной личности ребенка, способной к познанию окружающего мира.
Публикация «Использование наглядных средств при ознакомлении старших дошкольников с космосом» размещена в разделах
Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. В рамках формирования у дошкольников естественнонаучных представлений, педагоги формируют у старших дошкольников элементарные представления о Солнечной системе и основных космических явлениях.
Мышление ребенка уже дошкольного возраста перестает быть только наглядно-образным, оно может быть и в какой-то мере абстрактным, позволяющим ему достаточно адекватно воспринимать то, что ранее считалось недоступным для него. К концу дошкольного возраста познавательный интерес ребёнка достаточно велик, создан фундамент знаний, детям уже доступно понимание общих связей и закономерностей, лежащих в основе научных знаний.
Детей старшего дошкольного возраста легко заинтересовать простейшими астрономическими наблюдениями, которые, как правило, должны быть не одноразовыми, а продолжаться на протяжении довольно длительного времени. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов. При усвоении новых знаний ребенок задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, другими словами проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания. И здесь основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации. Незаменимый помощник в этом – наглядный материал : пособия и модели, которые позволяют стимулировать интерес к обучению, познанию. Систематическое применение наглядности увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету. Все это является важным в развитии личности ребенка. Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировоззрения дошкольников. Все это расширяет кругозор дошкольников.
Но, к сожалению, недостаточное программно-методическое обеспечение, наличие самих наглядных средств по ознакомлению дошкольников с космосом, с астрономическими знаниями резко ограничивают возможности педагогов. Отсюда вытекает проблема: наличие у старших дошкольников интереса к астрономии, к космосу, потребности к изучению астрономических знаний и недостаточное программно-методическое и наглядное обеспечение по астрономии, по ознакомлению детей дошкольного возраста с космосом.
Поэтому в нашем дошкольном учреждении мы решили создать развивающую предметно-пространственную среду «Мини-планетарий», которая наполнена и продолжает пополняться, различными наглядными средствами и пособиями, позволяющими наиболее эффективно формировать у старших дошкольников первичные представления о планете Земля, о космосе, об объектах и явлениях неживой природы.
«Мини-планетарий» содержит следующие элементы: «Я и мир», который знакомит ребёнка с родным городом, с родной страной, с планетой Земля, на которой он живёт. «Освоение космоса», материалы и пособия об исследовании космоса, космонавтах и их достижениях. «Мини-лаборатория», необходимые материалы для проведения поисково-познавательной деятельности и опытно-экспериментальной деятельности помогут сформировать естественнонаучные представления у детей дошкольного возраста. «Играйка», различные виды игр и атрибуты и пособия к ним вовлекут детей в игровую деятельность. «Уголок творчества и моделирования», имеющиеся разнообразные материалы помогут организовать изобразительную и конструктивную деятельность и способствуют созданию различных моделей. «Выставочная галерея», где располагаются работы детей, совместные работы педагогов с детьми и родителей с детьми. «Методическая полка», наполнена материалами и методическими разработками педагогов. «Полочка умных книг», различная художественная и энциклопедическая литература содержательно, доступно, красочно знакомит детей с объектами и явлениями неживой природы и космоса. Среда наполнена авторскими разработками и методическими пособиями и моделями. Это модель Солнечной системы, Парад планет, Пирамида созвездий, игровой модуль «Ракета», многофункциональный модуль «Ракета», лепбук по теме: «Детям о космосе», «Космическая книга», «Космический куб». Наполнения данных элементов среды соответствует основным требованиям, представленным в ФГОС ДО.
Подбор элементов среды и всех наглядных пособий позволяет вести работу с детьми разного возраста и с учётом индивидуальных способностей ребёнка, включая детей с ОВЗ.
В «Мини-планетарии» проводится организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей и индивидуальная работа. Разработанное перспективно-тематическое планирование позволяет организовывать различные виды детской деятельности: игровую, двигательную, поисково-познавательную, изобразительную, конструктивную, музыкальную, трудовую, восприятие художественной литературы и общение. При этом используются различные формы : путешествия, экскурсии, беседы, игровые ситуации, опыты и эксперименты, различные игры. Среда позволяет организовывать сетевое взаимодействие с родителями, с педагогами других ДУ, со школой. Формы работы - экскурсии, информационные листки, газеты, совместные праздники, досуги, мастер-классы, выставки и т. д.
В данной среде активно используются информационно-компьютерные технологии. Создана видеотека тематических роликов, записи космических звуков.
Благодаря данной РППОС «Мини-планетарий» дети овладевают основными культурными средствами и способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской, продуктивной и др. ; способны выбирать себе род занятий и участников совместной деятельности, активно взаимодействуя со взрослыми и сверстниками. Дети проявляют познавательный интерес к явлениям и объектам неживой природы, космоса. Они любознательны, задают вопросы, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; умеют сами правильно ориентироваться и взаимодействовать с природой. У детей развито воображение, они умеют выражать свои мысли и желания, используя речь. Они проявляют сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов, эмоционально реагируют на музыкальные и художественные произведения, мир неживой природы, умеют наслаждаться её красотой и таинственностью, их влечёт её неизвестность…