МААМ-картинки

Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Анастасия Шмоткина
Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Эти дети соматически ослаблены, имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, заторможенность, мышечное напряжение, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств. Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.

Публикация «Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

В связи с этим появляются трудности обучения в школе. Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических приемов становится актуальным. Чтобы повысить результативность логопедических занятий мы используем нейропсихологические технологии.

Нейропсихологический подход дополняет коррекционную программу и вместе с ней реализуется. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения, выстроить грамотную программу сопровождения и оказать помощь в формировании базовых функций для дальнейшего обучения ребенка.

Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность учителю-логопеду более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу всех психических процессов.

Если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации).

Оценив положительное воздействие кинезиологических упражнения на развитие ребёнка, мы стали применять их в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ОВЗ. Практическая значимость использования таких упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей, но и исправляет недостатки устной речи, а также предупреждает нарушения чтения и письма будущих школьников. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Одним из этапов логопедической работы является артикуляционная гимнастика. И, чтобы не уменьшился интерес к этому виду деятельности, мы соединили её с биоэнергопластикой.

• Упражнение «Толстяк» - кисти рук лежат ладонями вниз, на счет 1-щеки одновременно надуваются, пальцы обеих рук сжимаются в кулаки. На счет 2 щеки одновременно сдуваются, руки в И. П.

• Упражнение «Худышка» - руки опущены вниз, на счет 1- щеки одновременно втягиваются в ротовую полость, ладони соединяются на уровне груди, как при хлопке, но без звука. На счет 2 – возвратиться в И. П.

Эти упражнения делаем чередуя.

«Полощем рот» - кисти рук ладонями вниз, на счет 1- надувается правая щека, пальцы правой руки сжимаются в кулак. На счет 2 – воздух перегоняем в левую щеку, пальцы правой руки распрямляются, а левой – сжимаются в кулак.

За этапом постановки звука следует этап автоматизации, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.

Упражнение «Колечко» - поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шу»,, далее слова, словосочетания, стихи и потешки. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно.

Упражнение «Пианино» - Правая рука лежит на столе. Попеременное поднимание (отрывание от стола) пальцев, начиная с большого. С начало по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их. Проговаривая текст.

Упражнение «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец в сторону (кулак расположен пальцами к себе). Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем руки. 6-8 повторений. Можно подключать работу языка. (Шла Саша по шоссе и сосала сушку- на дифференциацию звуков).

Так же используем кинезиологические таблицы (приложение 1) на дифференциацию оппозиционных звуков. Ребенок кладет ладони на стол и четко называет картинки в таблице. При этом, увидев под картинкой стрелку, направленную вправо, он ударяет по столу правой ладонью; если стрелочка направлена влево – левой ладонью; а если стрелочка направлена в обе стороны, ребенок ударяет по столу двумя руками.

Можно подсказать ребенку, что под картинками, в названиях которых есть звук С стрелочка направлена вправо, а под картинками со звуком Ш – влево. Но если в слове есть звуки и С и Ш, то стрелочка направлена в обе стороны.

Со звуками Р – Л упражнение проводится аналогично.

Упражнения с карандашами.

- «Собери карандаши» одной рукой в кулак, беря их по одному. Затем по одному выложить их на стол. Автоматизация звука.

- Берем карандаш снизу большим и указательным пальцами правой руки и поочередно перебирая пальцами поднимаемся к верхнему концу карандаша, усложним упражнение и подключаем средний, опускаемся в низ. Такие же движения делаем левой рукой. Потом одновременно 2-я руками. Когда ребенок уже делает это упражнение уверенно, подключаем речь. Это могут быть стишки, поговорки, считалки по автоматизации, дифференциации.

Большую популярность набирает методика Bal-A-Vis-X расшифровывается как «Балансировочно-аудиально-визуальные упражне-ния». Упражнения с нейромячиками. Мячики отличаются от любых жругих сенсорной привлекательностью и громким звуком отскакивания. В чем преимущество таких упражнений:

- ритм;

- работа глаз, пространственная ориентация;

- сотрудничество, синхронность;

- ответственность.

Упражнение «Себе-соседу». Горизонтальные оси тела – передаем мяч вокруг живота, делаем в одну сторону, потом в другую, с закрытыми глазами.

Вытягиваем прямо левую руку правую вперед, а правой бросаем через левую руку.

Игра «Волшебный мешочек»

Все дети любят секреты, тайны, обожают находить клады и сокровища. Зная эту детскую особенность, хотим вам рассказать об интересной игре, которая называется «Волшебный мешочек».

- Ребёнок погружает руку в мешочек, ощупывает предметы. Взяв предмет в руку, описывает его, не вынимая из мешочка. Взрослый помогает описывать, задавая вопросы: он круглый/квадратный? тёплый/холодный? гладкий/шершавый? большой/маленький? и т. д. Если ребёнок называет предмет - его достают из мешочка и рассматривают.

- Когда ребёнок знает все предметы, лежащие в мешочке, взрослый называет предмет, который необходимо найти, ребёнок ищет его, не глядя в мешочек.

В мешочек кладут по 2 одинаковых предмета. Ребёнок называет первый предмет, затем достает его из мешочка, затем ищет второй такой же предмет. Эта игра развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику, внимание, восприятие, память, а также развивает речевые навыки ребёнка.

Таким образом, использование в коррекционной работе нейропсихологических приемов повышает интерес к занятиям и положительный эмоциональный настрой, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, а также психические процессы, способствующие общему развитию ребенка. Развивает все компоненты речевой системы, ускоряют исправление неправильно произносимых звуков (процесс постановки и автоматизации, способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения, создает условия для оптимальной работы всех анализаторов у ребенка, развивает компенсаторные возможности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речиПесочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи. Современные условия развития образовательных процессов дали толчок к поиску.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 15 ноября 2021 в 17:54
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Шмоткина (УИ 375734) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД