Татьяна Кливанова
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе школьного учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нейропсихологических
упражнений в коррекционной работе
школьного учителя-логопеда.
Учитель-логопед Кливанова Татьяна Александровна
МБОУ «Лицей No 3 «г. Дзержинский
1 слайд
Необходимость в психолого-педагогической службе в общеобразовательном учреждении в
составе учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога обусловлена тем, что
количество детей, испытывающих трудности (в том числе стойких) в усвоении
образовательной программы не уменьшается, а, к сожалению, наоборот.
Публикация «Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе школьного учителя-логопеда» размещена в разделах
Эти трудности, мешающие выработке у учеников приемлемого и хорошего учебного
поведения, разнообразны и имеют разное происхождение: они могут быть связаны с
недостатком развития ученика; с трудным приспособлением к школьным условиям
(дезадаптация); возрастным негативизмом и др.
2 слайд
Логопедическое сопровождение таких учащихся является необходимым и обусловленным на
этапе начального образования, так как именно в речевой деятельности (устной и
письменной) можно наблюдать несформированность определённых и важных для успешного
обучения умений и навыков. А ведь именно на вербальной основе построено всё обучение!
Проявления этих нарушений могут носить различный характер – от затруднения в
написании отдельных букв и их элементов до глубоких нарушений графики письма
(дисграфия, от замедленного темпа чтения, чтения с многочисленными ошибками до
неспособности воспринимать смысл текста или соотносить звук и его графическое
изображение (дислексия). В любом случае дисграфия и дислексия порождают серьезные и
хорошо знакомые многим учителям трудности в учебе.
Ребенок и его родители тратят огромные усилия и большое количество времени на
выполнение учебных заданий, но усвоение школьного материала происходит медленно,
тяжело. Результаты не соответствуют затраченной энергии. Постепенно утрачивается интерес
не только к некоторым школьным предметам, но и к учебе в целом.
Современные учителя и школьные специалисты понимают, что одними только
педагогическими методиками нельзя решить все проблемы ребенка с учебой. 3 слайд
Немного теории.
Многие серьезные проблемы учебной и иной деятельности связаны с особенностями
анатомического строения мозга и его функционирования. Полушария головного мозга не
только различны по размерам, не только управляют каждое своей половиной тела, но и
выполняют разные функции. Условно левое полушарие можно обозначить как аналитическое
(«стараюсь», «хочу», а правое – как рефлекторное («могу»). Между двумя полушариями
существует анатомическая связь – большая спайка головного мозга, называемая «мозолистое
тело». Для слаженной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь.
Какое бы полушарие в данный момент ни работало, второе помогает ему. Мозолистое тело
становится связью, мостиком между полушариями.
Но бывает, когда активность одного из полушарий «выключает», блокирует деятельность
второго. Координация полушарий отсутствует, нарушается и взаимодействие «мозг-тело».
Мозолистое тело становится барьером, отделяющим одно полушарие мозга от другого.
Отсутствие этой слаженности – основная причина трудностей в учебе, в том числе и
порожденных дисграфией и дислексией. Интегрировать два полушария в единое целое,
соединить их усилия – вот путь устранения этих трудностей, решения проблем и в учебе, и
во многих других видах человеческой деятельности.
Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг пластичен. На раннем этапе
проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и
наслаиваться одна на другую.
Как понять учителю, что ребенку нужна помощь нейропсихолога или хотя бы включение
нейропсихологических упражнений в процесс обучения?
По словам специалистов, если ребенок не может удерживать правила поведения и применять
правила правописания, это сигнализирует в первую очередь об отсутствии силы воли и
самоконтроля, за которые отвечают определенные участки мозга. Встречаются дети, которые
талантливо проявляют себя на математике, делают интересные творческие проекты, но —
часто совершают «глупые» ошибки на уроках русского языка.
4 слайд
Признаки нейропсихологических проблем :
•
•
•
•
•
•
•
•
•
плохо запоминает информацию, стихи,
не может сосредоточиться, переключиться,
плохо себя контролирует,
медленно читает,
неловок в движениях,
истощаем (нет энергии,
пишет буквы зеркально,
имеет навязчивые движения,
обладает макро- или микропочерком и другие. • Зачем нужны нейропсихологические упражнения в коррекционных занятиях учителя-
логопеда?
5 слайд
Нейропсихологические упражнения это эффективнейшая методика, позволяющая без
использования медикаментов, помочь детям при различных видах нарушений. К таковым
относится: гиперактивность, синдром дефицита внимания задержка развития и другие,
которые, естественно, отражаются на формировании письма и чтения.
Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных
проявлений, занятия являются доступным способом решения или уменьшения многих
проблем у детей школьного возраста.
Здесь необходим комплексный подход: развитие зрительного и слухового внимания,
фонематического слуха, двигательного праксиса, межполушарного взаимодействия.
Конечно, комплексную методику нейропсихологической коррекции, трудно применить на
логопедических занятиях, да и квалификация учителя-логопеда не позволит сделать это
правильно, но отдельные виды упражнений каждый логопед может использовать, как
дополнительный метод коррекционной работы.
Эти упражнения могут быть использованы на разных этапах логопедической работы как
диагностические, а в случае трудностей в выполнении- становятся обучающими. Помните,
что навык легко приобретается и закрепляется в игре с эмоциональным и двигательным
подкреплением! (можно использовать музыкальное сопровождение)
6 слайд
Этап коррекционной работы.
Коррекция звукопроизношения.
1. Автоматизация и дифференциация звуков в скороговорках. Проговариваем текст и
подключаем движения рук. Подойдут известные двигательные серии: «Кулачок-ладошка»,
«Блины» (одна ладонь закрытая на столе, другая-ладошкой вверх) и Чередование поз
«Зайчик»-«Колечко» и проговаривание аналогичных слогов. др.
5. Автоматизация и дифференциация звуков с использованием предметов.
Упражнение с мячиком.
Потребуется теннисный мячик. Произносим скороговорку и каждое слово отбиваем об пол
мячиком одной рукой, ловим другой рукой. Сначала-темп медленный, затем-увеличиваем.
Возможно работать в паре. 7 слайд
Прыжки через нейроскакалку. Сначала-обучаем детей навыку перепрыгивать скакалку,
затем подключаем хлопки в ладони, затем- автоматизированную речь: счёт до 10 и обратно,
повторение дней недели и т. д. Для закрепления звуков в речи-скачем и произносим
скороговорки, стихи.
8 слайд
Профилактики и коррекции дисграфий и дислексий.
1. Корректурная проба. Любой классический вариант. Усложнение: левая рука
подчёркивает (зачёркивает)одну букву, правая-другую. Руки работают поочерёдно.
2. Таблица Шульте (буквенный вариант). В таблице алфавит написан в 5 столбиках.
Называем алфавит с А до Я (или до любой другой буквы). Буквы, написанные в Двух левых
столбика показываем указательным пальцем левой руки и называем, два правых столбика-
пальцем правой руки, столбик посередине-пальцем любой руки. Можно фиксировать время и
прослеживать динамику.
9 слайд
3. Рисование двумя руками
Зачем нужно ребенку рисование двумя руками? При помощи таких тренировок,
ребенок повысит уровень распределения внимания и будет более успешно учиться.
10 слайд
Одновременность действий. В процессе должны участвовать оба полушария, ведь
левое, как известно, контролирует правую половину тела, а правое – левую, левое
отвечает за речь, а правое – за координацию движений.
Если левое и правое полушария будут единовременно работать, то обучение будет
легким и эффективным.
3. Таблица, в которой буквы записаны одна под другой.
Читается вслух верхняя буква, а нижняя буква указывает на движения рук: «Л» -левая кисть
влево, «П»-правая кисть вправо, «О»-обе кисти направлены вверх. Ребёнок читает верхнюю
букву и одновременно двигает вправо-влево-вверх кистями рук.
4. Графическое написание слов и предложений (Арабское письмо). Если ребёнок пропускает гласные (согласные) буквы, записываем слово (предложение)
таким образом: записываем только гласные (согласные) буквы, вместо других букв-прочерк.
Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но, к сожалению, есть дети, у которых не
получается учиться хорошо. В начальной школе простые регулярные упражнения на уроке в
форме зарядки или игрового задания могут помочь справиться с некоторыми проблемами.
Главное понимать, что все в организме взаимосвязано и успех ребенка во многом зависит от
того, насколько хорошо он умеет собой управлять.
И, конечно, можно пойти в лоб: натаскать, натренировать, потратить ресурсы (время,
деньги, но самое главное-силы ребёнка, а можно пойти экологичным путем- выяснить что
же именно послужило этой самой причиной (механизмом) трудностей и помочь ребёнку
дорастить то, чего не хватает, построить обходной путь, не растратить ресурсы впустую,
насытить ощущением успеха.