Папки-передвижки

Использование нетрадиционных приёмов развития и коррекции речи дошкольников с ТНР на подгрупповых логопедических занятиях

яциняк наталья
Использование нетрадиционных приёмов развития и коррекции речи дошкольников с ТНР на подгрупповых логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: В статье представлены приемы коррекции речи, которые направлены на оптимизацию коррекционно-образовательного процесса развития детей с ОНР.

Одной из традиционных форм коррекционной логопедической работы является фронтальное занятие. Его схема общеизвестна: вводная часть, основная, заключение. В каждой из этих частей обычно есть упражнения на отработку правильного произношения, несколько заданий на повторение лексико-грамматических категорий, одна или две известных игры. Если чётко следовать этой схеме, занятия получаются однообразными, скучными, неинтересными. Поэтому для привлечения внимания детей, для их большей активности необходимо каждый этап занятия насытить чем-то неординарным.

Публикация «Использование нетрадиционных приёмов развития и коррекции речи дошкольников с ТНР на подгрупповых логопедических занятиях» размещена в разделах

Любое занятие, и логопедическое в том числе, начинается с организационного момента. Его цель - введение в тему, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса, а так же коррекция психофизических функций. Основная задача логопеда - включить детей в работу с первых минут занятия. Организационные моменты могут быть разными, но в любом случае, полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на основе сюжета "Прогулка в лес" начинается с загадки: "Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?" (Летом). Затем следуют релаксационные упражнения: «Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).» Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей нарушениями речи.

Как варианты организационных моментов, можно предложить детям:

- поздороваться за руку (Здравствуй, Никита! – Привет, Катя,

- сказать комплимент друг другу (Соня, у тебя красивое платье. – Спасибо, а у тебя новая заколка,

- ответить на вопросы логопеда : Заяц – животное, а ты кто? Я – человек. Я – взрослая, а ты? Я – ребёнок. Нина Николаевна – воспитатель, а твоя мама? Моя мама – медсестра. Сейчас вечер, а потом наступит? Потом наступит ночь.

Далее логопед объявляет тему занятия. Как правило, все задания занятия объединены одним сюжетом. Это могут быть различные путешествия, такие как: космическое путешествие, посещение какого-то города или интересного места в нём, например, зоопарка или музея. Дети могут путешествовать на различных видах транспорта: самолёте, поезде, автомобиле. Они с радостью превращаются в людей разных профессий и даже в животных. Дети бывают в восторге от путешествия в сказку и радуются встрече с любимыми героями. Такое построение занятий позволяет добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий, их разнообразие способствует развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит - лучших результатов обучения.

Занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать "что такое хорошо и что такое плохо", вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.

Одной из задач логопедического занятия является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодической стороны речи. Детям часто предлагается задание произнести слоговые ряды. И чтобы избежать скучного, монотонного повторения, логопед может использовать смехотерапию, предложив произнести слоговые сочетания вместе со сказочным персонажем. Например, с Винни-Пухом дети повторяют «вопилки и дразнилки», с Колобком поют песенки, с Домовёнком слушают и воспроизводят звон колокольчиков, с инопланетянами разговаривают на загадочном языке.

Развивая фонематический слух, полезно использовать сигнальные карточки, которые дети поднимают, услышав тот или иной звук в слове. Например, дети поднимают карточку с насосом на звук С и с проколотой шиной – на звук Ш. Причём для прослушивания предлагаются сначала звуки, слоги и слова, а далее - простое стихотворение, насыщенное изучаемым звуком.

Говоря о стихотворных текстах, следует так же отметить, что детей важно научить рассказывать известные стихи, например, «Наша Таня.», с разной интонацией (возмущения, удивления, со сменой тембра, силы голоса, шёпотом, медленно или быстро, с заменой слов хлопками или жестами. Такое задание развивает просодическую сторону речи.

В логопедическом занятии всегда много игр. Это могут быть различные командные эстафеты на лексические темы (одна команда собирает овощи, а другая – фрукты) или на дифференциацию звуков или букв (одна команда собирает гласные буквы, а вторая – согласные, одна команда собирает картинки со звуком Ш, а другая – С и т. д., игры с мячом («Скажи наоборот», «Назови ласково», «Чего много», «Чего не бывает» и др.). Также следует отметить игру «Телефонисты», в которой дети по командам передают телеграмму на скорость и точность. Телеграмма может состоять из одного или нескольких слов. («На улице идет дождь.» и «Наступила золотая осень.») Выигрывает та команда, которая быстро и без искажений передаст телеграмму. Эти игры, кроме решения речевых задач, воспитывают дух соревнования и учат работать в команде.

Для активизации прилагательных в речи дошкольников можно предложить игру «Узнай знакомый запах».Суть игры состоит в том, что в небольших контейнерах лежат: лук, чеснок, уксус, апельсин, духи, лимон. Дети, не глядя, пытаются определить, что это за запах и охарактеризовать его. Например: резкий, приятный, полезный, отвратительный, противный.

Немаловажное значение в логопедическом занятии имеют элементы экспериментирования, которые побуждают ребёнка мыслить творчески и строить умозаключения. Задания могут быть такими: определить ветку с дерева по запаху (сосна или тополь, понаблюдать, как тает снег в тепле и т. п.

Ещё хотелось бы упомянуть об одном аспекте. В современном мире ребёнка уже невозможно представить без компьютера. И поэтому мультимедийное оборудование всё чаще используется на логопедических занятиях и помогает детям познавать мир. Многочисленные программы, разнообразные игры являются значительным подспорьем в работе логопеда.

При работе логопеда с целой группой детей важно не упустить главный педагогический принцип дифференцированного подхода. Слабым детям давать более лёгкие задания, а сильным – задания посложнее. Например: слабым предложить построить схему слова «сок», а сильным – «сумка». Или: Слабому ребёнку задать вопрос «Какое время года сейчас?» А сильного попросить перечислить осенние месяцы.

Очень важно в конце подвести итог занятия, то есть определить его результативность. Логопед может сказать : "Спасибо, дети, вы меня порадовали своими ответами! Мне было приятно работать с вами. Жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться". Обязательное условие - передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получится.

Необходимо узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: "Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий раз?" и т. д. Ответы помогут найти более близкий контакт с детьми и подобрать более интересные формы проведения последующих занятий.

Подвести итоги можно и в игровой форме. Например, в занятии "Клад кота Леопольда" предусмотрен сюрприз - дети находят конфеты и угощаются им. Можно закончить занятие, построив «Пирамиду любви» из детских рук. Дети говорят кого или что они любят (свой город, свою семью, свой детский сад). Пирамида получается высокая и тёплая от рук, потому что все мы любим друг друга. В заключительном этапе занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше.

Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом. Но главное, о чем необходимо помнить, - занятие от начала и до конца должно быть добрым! А если в нём использовать выше изложенные приёмы, то оно будет и воспитывающим, и обучающим. И конечная образовательная цель будет достигнута!

Литература

1. Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» Москва, «Просвещение», 1989г.

2. Коноваленко В. В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Москва, 1998г.

3. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду» Москва, 2004г.

4. Поваляева М. А. «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи, качество образования», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006г.

5. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Москва, «Просвещение», 2010г.

6. Гомзяк О. С. «Говорим правильно в 5-6 лет» Москва, «Гном и Д», 2010г.

Публикации по теме:

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях» В век информационных технологий взрослые и дети подвержены огромному числу факторов, которые негативно влияют на здоровье. Известно, что.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных приёмов развития и коррекции речи дошкольников с ТНР на подгрупповых логопедических занятиях
Опубликовано: 17 ноября 2021 в 12:41
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных приёмов развития и коррекции речи дошкольников с ТНР на подгрупповых логопедических занятиях» (включая файлы) размещена пользователем яциняк наталья (УИ 90605) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД