Папки-передвижки

Использование нетрадиционных техник в формировании выразительного образа в рисовании у детей раннего возраста

Юлия Замараева
Использование нетрадиционных техник в формировании выразительного образа в рисовании у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему

Использование нетрадиционных техник в формировании выразительного образа в рисовании у детей раннего возраста

СЛАЙД 1.

Публикация «Использование нетрадиционных техник в формировании выразительного образа в рисовании у детей раннего возраста» размещена в разделах

Исследователями рассматривался процесс формирования выразительных образов в разных видах изобразительного творчества детей дошкольного возраста - в декоративном рисовании, специально организованной аппликационной деятельности, лепке, детском творческом конструировании.

Анализ современных образовательных программ и методических рекомендаций к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» позволяет сделать вывод, что большое внимание уделяется развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников, ставится задача обучения чувствовать выразительный образ и передавать его в рисунке.

Педагогические аспекты формирования выразительного образа в детском рисунке изучали исследователи детского изобразительного творчества Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, Л. В. Лабунская, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, С. В. Погодина и др.,

В науке определен сензитивный период приобщения детей к изобразительной деятельности посредством художественных эталонов: ранний возраст является ключевым периодом, когда закладываются предпосылки к формированию художественного образа за счёт элементарного экспериментирования с художественными эталонами и изобразительными инструментами. В общем векторе творческого развития дошкольников значительная роль принадлежит ранней предтворческой подготовке детей, которая строится на вовлечении их в эксперимент с художественными инструментами и материалами.

Изучение данной проблемы позволило выделить ряд противоречий между:

многочисленными исследованиями в области нетрадиционных техник изобразительной деятельности и недостаточной разработанностью особенностей и условий использования нетрадиционных техник рисования в формировании выразительного образа в рисунке у детей раннего возраста;

большим разнообразием художественного материала для рисования, популярностью разнообразных техник рисования, широкой распространенностью в практике работы современных детских садов и необходимостью обобщения опыта использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста с целью формирования выразительного образа.

СЛАЙД 2.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования, состоящую в необходимости изучения и анализа опыта использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста в формировании выразительного образа в рисовании в современных дошкольных образовательных организациях.

Цель: теоретически изучить и экспериментально исследовать опыт использования нетрадиционных техник рисования в формировании выразительного образа в рисунке у детей раннего возраста в практике работы современных дошкольных образовательных организаций.

Объект исследования: выразительность образов в рисунке у детей раннего возраста.

Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования и их использование в формировании выразительного образа в рисунке у детей раннего возраста.

Гипотеза и задачи нашего исследования представлены на слайде

СЛАЙД 3,4

Решая первую задачу исследования увидели, что проблема формирования выразительного образа в рисунках дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. Пришли к пониманию, что техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа.

Опираясь на определение Г. В. Лабунской, под выразительностью детского рисунка будем понимать посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему.

Под сформированностью выразительного образа в рисунке мы будем понимать умение подбирать выразительные средства для отражения характерного образа или явления действительности и передавать эмоциональное отношение к нему.

Рисование с детьми раннего возраста имеет ряд особенностей. При развитии живописно-графического творчества активность принадлежит педагогу, поскольку именно он направляет ребенка в его изобразительных поисках и экспериментах. И задача педагога – при минимуме возможностей в овладении техникой рисования помочь детям создавать выразительные образы; формирование у детей понимания образного характера деятельности (на листе бумаги может быть изображен окружающий мир) и интереса к этой деятельности. Внимание педагога и малышей сосредоточено на элементарной технике рисования красками, карандашом т. д. Дети начинают осваивать ритм, линию, пятно, цвет как основные средства выразительности. Педагог подводит их к изображению предметов округлой формы.

Решение второй задачи исследования было направлено на определение понятие «нетрадиционная техника», характеристику нетрадиционным техникам рисования, используемым в работе с детьми раннего возраста.

Рассмотрели понятие «техника» в широком и узком смыслах. С одной стороны - техника понимается широко : сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или других материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши, темперы, ткани и пр.) в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями. С другой стороны - как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом (отсюда выражение : техника масляной живописи, акварели, гуаши, техника пластилиновой живописи, техника модульной лепки, техника объемной или плоскостной аппликации пр.).

Пришли к пониманию, что техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа.

Опираясь на исследование Т. С. Комаровой, под техникой рисования понимаем совокупность методов и приемов использования изобразительных материалов и инструментов с целью создания выразительного изображения.

СЛАЙД 5.

Сложились разные подходы к классификации изобразительных техник : традиционные – нетрадиционные; классические – неклассические.

Классические художественные техники являются актуальными во все времена и определены в соответствии с используемым материалом. Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающие ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов. К таким в рисовании можно отнести гуашь, акварель, графитный карандаш, цветные карандаши, восковые мелки и др.

Пришли к пониманию, что классификация художественных техник носит условный характер, так как многие неклассические, или так называемые нетрадиционные техники, могут перейти в статус традиционных.

Анализ научной и методической литературы позволил увидеть, что проблема использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников начала затрагиваться в отечественной педагогической литературе, начиная с середины 90 гг. ХХ столетия и не теряет своей актуальности в настоящее время.

Необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Осознание возможности и необходимости использования нетрадиционных художественных техник в работе с детьми раннего возраста делают проблему исследования актуальной.

СЛАЙД 6.

На констатирующем этапе экспериментального исследования были выделены особенности планирования и определен спектр используемых техник рисования в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста :

СЛАЙД 7,8,9

В ходе экспериментального исследования, получили сведения, о том, что в практике современных дошкольных образовательных организаций в работе с детьми раннего возраста используются традиционные и нетрадиционные техники рисования, изучение опыта использования техник рисования в работе с детьми раннего возраста позволило уточнить спектр нетрадиционных техник рисования, используемых как эффективное средство формирования выразительного образа в рисунке.

В дошкольных образовательных организациях, принявших участие в эксперименте, традиционно используются техника рисования карандашом, акварельными красками, рисование гуашью, фломастером. они хорошо представленные в педагогической и методической литературе, а также широко распространены в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста современных ДОО.

Однако, мы пришли к пониманию, что в настоящее время, в непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в группах раннего возраста, используется минимальный спектр нетрадиционных техник.

Кроме того, изучение и анализ опыта использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста, позволил выделить ряд типичных проблем и противоречий, характерных для деятельности современных дошкольных образовательных организаций :

- недостаточное материальное обеспечение детской деятельности, приводящее к «скудности» материальной основы детской деятельности;

- использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста происходит на уровне простого манипулирования, когда педагог использует техники ради эффекта ими достигаемого, без взаимодействия с другими выразительными средствами;

-отсутствие готовности педагогов к использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста направленных на формирование выразительного образа в рисунках; расширению нетрадиционных техник, к которым можно отнести рисование пастелью, угольными карандашами др. ; использования новых технологий, основанных на использование нетрадиционных техник рисования.

-недостаточное методическое обеспечение вопроса использования нетрадиционных техник рисования как средства формирования выразительного образа в рисунках детей раннего возраста.

СЛАЙ 10

Результатом экспериментального исследования явилась разработка методических рекомендаций для педагогов ДОО по использованию нетрадиционных техник в формировании выразительного образа в рисунках детей раннего возраста на основе арт-тренажеров.

СЛАЙД 11.

Таким образом, задачи исследования были решены, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста «Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Человек по натуре своей – художник. Он.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Фотоотчет «Творчество детей раннего возраста». Применение нетрадиционных техник изодеятельности в детском садуФотоотчет «Творчество детей раннего возраста». Применение нетрадиционных техник изодеятельности в детском саду Большое внимание в работе с детьми раннего возраста необходимо уделять приобретению детьми сенсорного и сенсорно - моторного опыта. Акцент.

Использование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗ Приступая к работе по развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать у него сильный плавный ротовой выдох. При.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок» Доброго времени суток! Вновь я с вами, мои друзья и гости странички! Сегодня хочу представить вашему вниманию работы моих самых маленьких.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке» Усидеть сегодня дома Я, конечно же, не мог. Прихватив коньки с собою, Я примчался на каток. На коньках я словно птица Как стрела бегу.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми подготовительного возраста «Гроздь винограда»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми подготовительного возраста «Гроздь винограда» Коллеги, представляю вашему вниманию рисунок "Гроздь винограда", который мы выполнили с детьми подготовительного возраста в нетрадиционной.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Использование нетрадиционных техник в рисовании картины «Букет сирени»Использование нетрадиционных техник в рисовании картины «Букет сирени» Дети с речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных техник в формировании выразительного образа в рисовании у детей раннего возраста
Опубликовано: 2 октября 2021 в 12:09
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных техник в формировании выразительного образа в рисовании у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Замараева (УИ 619876) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД