Елена Пирог
Использование нетрадиционных технологий в художественно-продуктивной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский.
Публикация «Использование нетрадиционных технологий в художественно-продуктивной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В художественно-эстетической деятельности ребенок самовыражает-ся, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Изобразительная деятельность доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представление о мире.
Именно поэтому психологи выступают против традиционных, дидак-тических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а наоборот подавляют развитие личности.
Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет процесс. Если ребенок способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может рисовать: радость, любовь, страх …
Выплескивая их на листе бумаги в виде клякс, пятен, ребенок как бы освобождается от них, и в этом состоит элемент, психотерапевтического эффекта рисования.
Цель: развитие мелкой моторики через занятия продуктивной дея-тельностью в рамках кружка, а также организация и стимулирование совместного изобразительного творчества детей и их родителей.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
- развивать творческие способности воспитанников;
- способствовать выработке навыков работы с различными материалами;
- создать условия для детского творчества;
- обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, природным, бросовым материалом, крупой и т. д. ;
- предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности и совместном детско-родительском творчестве;
- способствовать формированию у детей чувства прекрасного, разви-тию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.
Программа составлена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд даст позитивный результат.
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка.
Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности : игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из подручного материала. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
За основу работы кружка взяты методики Н. В. Дубровской «Аппликация из семян и косточек», Г. И. Перевертень «Мозаика из круп и семян», А. В. Белошистой. и О. Г. Жуковой «Бумажные фантазии», Киреевой Л. Г., Саськовой О. А. «Рисуем кукольный спектакль». В них представлены занятия по лепки, аппликации, оригами, работа с крупами.
Сроки реализации программы
Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет.
Формы и режим
Формой организации учебных занятий является групповая и индивидуальная. Работа с дошкольниками осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.
Курс занятий по программе рассчитан на 1 раз в 2 недели. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий 15минут. Общее количество занятий в год составляет: 18 занятий.
Основные методы работы
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца; работа по образцу; составление плана работы по изготовлению изделия.
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Примерная структура занятий
1. Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, пение песенок, игровые приёмы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
5. Самостоятельное изготовление поделки.
6. Оказание помощи детям, испытывающим затруднение и неуверен-ность: на отдельном листе бумаги показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.
7. По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Ожидаемые результаты
К концу года дети должны уметь:
• пользоваться ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;
• склеивать готовые элементы и соединять их в образы;
• преобразовывать геометрическую форму методом складывания пополам, вчетверо в разных направлениях;
• умение создавать аппликацию способом обрывания.
• наматывать и завязывать намотку и разрезать петли;
• составлять плоскостную, сюжетную композицию;
• осваивать последовательность работы.
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике аппликации и пластилиновой мозаики: разрывать и сминать бумагу, скатывать в комочки; отрывать от пластилина кусочки и формировать из них шарики; освоить навыки работы с клеем. А самое главное, разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом в реализации программы являются выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, детям; составление альбома лучших работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности дошкольников играет определенную роль в их воспитании.