МААМ-картинки

Использование песка в работе с детьми (8 фото)

Елена Тимонина
Использование песка в работе с детьми

Песочная терапия.

Игра с песком самое древнее занятие человека. Ведь даже для того, чтобы рисовать рисунки на скалах, нужны были подручные средства и навыки. А песок – он повсюду. Взял его в руки, и он уже струится, высыпается, создает фигурки. Свойства песка уводить в землю негативные эмоции и освобождать психику от внутренних конфликтов были замечены психотерапевтами. Известный психотерапевт К. Юнг разработал основы песочной терапии. В настоящее время существует даже такое направление песочной психотерапии – юнгианское. Методы песочной терапии с успехом применяются для детей и взрослых. Психотерапевты, последователи этого метода, организовывают специальные группы для тех, кто хочет внести в свою жизнь гармонию, решить внутренние переживания, улучшить свою жизнь и стать счастливее. Еще более популярна песочная терапия для решения психологических проблем у детей. Если взрослые могут определить и озвучить свое психологическое состояние, то у детей внутренние проблемы могут наблюдать только родители. Дети не могут пожаловаться на ситуации, которые создают внутренний дискомфорт. Ребенок нуждается в помощи психотерапевта, если:

Публикация «Использование песка в работе с детьми» размещена в разделах

у него присутствуют страхи и часто возникающая тревожность;

возникают нервные тики и неврозы;

неадекватное поведение;

заниженная самооценка;

сложные отношения с родителями, одноклассниками, учителями или воспитателями;

бывает депрессивное состояние и суицидальные мысли;

перенесенная психологическая травма или насилие.

Песок обладает способностью струиться и уводить в землю негативные переживания и страхи. Поэтому результатом песочных игр-занятий является освобождение от всего, что беспокоит и волнует. И, самое главное, что это освобождение происходит на подсознательном уровне, без применения психологического воздействия и медицинских препаратов. Занятия песочной терапией при помощи детского психотерапевта или педагога, который ненавязчиво подталкивает ребенка к освобождению от внутренних проблем, развивают самооценку ребенка и помогают ему самоутвердиться в обществе. Детская песочная терапия не ставит цель переделать ребенка, а позволяет через игру научиться быть самим собой.

Песок для песочной терапии

В песочной терапии используется кварцевый песок с фракциями 0,1-0,3, он имеет цвет от нежно-белого до светлого желтого или рыжеватого оттенка. Песок для терапии мягкий и приятный на ощупь, легко струящийся. Можно использовать и песок с более крупными частицами: промытый речной или морской. Если вы заготовили речной или морской песок, его надо просеять, промыть и тщательно просушить. Для первых занятий и знакомства с материалом рекомендуется выбрать самый мелкий белый песок.

Может использоваться как сухой, так и влажный песок. Поэтому для орошения песка используется пульверизатор с водой. Песок можно купить в зоомагазинах или специализированных магазинах, где продаются материалы для творчества. Песочница должна быть заполнена на 2/3 песком, поэтому потребуется 5-6 килограммов.

Песочницу можно приобрести в магазинах или салонах, где продаются материалы для творчества. Она представляет собой деревянный ящик, изготовленный из хвойных пород дерева. Его размеры: длина 70 см, ширина 50 см, глубина 8-10 см. Можно купить и пластмассовую песочницу, но не забывайте о положительном влиянии дерева, о тепле и покое, которым веет от деревянных изделий.

Если невозможно купить песочницу, не огорчайтесь! Такой несложный короб можно изготовить самому или попросить знакомых, которые владеют навыками работы с деревом. Материалы можно купить в строительных магазинах. Внутренняя часть песочницы для песочной терапии окрашивается в голубой или синий цвет. Это обязательное условие, такие цвета помогают легче моделировать. Синие бортики песочницы символизируются с небом, а сдвинув песок на дне, можно легко сделать голубое озеро или речку. Чтобы песок не высыпался из углов и стыков, все тщательно обрабатывается и шпаклюется.

В настоящее время метод песочной терапии очень популярен и разнообразен. Существует направление рисования картин из песка на прозрачном экране с подсветкой (песочная анимация). На столик или песочницу для рисования песком со специальной подсветкой насыпают 1 кг песка и рисуют. Такой столик также можно приобрести, но если нет такой возможности, можно устроить занятие песочной терапии просто на листе ватмана. Для этого можно просто загнуть и закрепить края ватмана, и насыпать на бумагу килограмм песка.

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.

На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста, является песочная терапия.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Игры с песком способствуют :

- развитию артикуляции;

- развитию речевого дыхания;

- развитию мелкой моторики рук;

- автоматизации звуков в речи;

- расширению словарного запаса;

- развитию фонематического слуха и восприятия;

- развитию лексико-грамматических представлений;

- развитию связной речи; обучению рассказыванию;

- подготовке к обучению грамоте.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Предлагаю вашему вниманию упражнения для игры в песочном ящики с детьми дошкольного возраста. Данные упражнения будут очень полезны педагогом - психологам работающих с детьми дошкольного возраста. Игра направлены на развивает творческое мышление и воображение, произвольное внимание, снижает тревожность и агрессивность, застенчивости и замкнутости, формирует навыки общения, позволяет ребенку научиться высказывать свои ощущения при прикосновении с песком.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Играя с песком у ребенка усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Очень хорошо в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Песок как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Занятия «Песочная терапия» не рекомендованы для детей:

при эпилепсии;

с легочными и кожными заболеваниями;

с аллергической реакцией на пыль;

с проявлениями гиперактивности.

Упражнение "Волшебный песок"

Цель: развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие эмоционального напряжения.

Задача: учить говорить о своих чувствах, учить взаимодействию.

Вводная инструкция: "Перед тобой песок. Хочешь погрузить в него руки? (ответ ребенка). Опусти руки в песок; расскажи о своих ощущениях (теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальчики). Пропусти между пальчиками, чувствуется тепло собственных рук. Приятные воспоминания (чувства) охватывают тебя: река, солнце, лето, ощущение бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют тебя, и хочется поделится ими. Ты стоишь на пороге открытий. Сейчас мы вместе пойдем по ней. А помогут нам игры".

Упражнения на восстановление сниженного и утраченного тактильного ощущения:

• скользи ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки);

• выполни те же движения, поставив ладонь на ребро;

• сделай отпечатки кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней сделай причудливые узоры на поверхности песка, найди сходство с другими предметами (ромашка, солнышко, дождинка, травинка, дерево, ежик);

• пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т. д.)

• поиграй на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера

• погрузи в сухой песок кисти рук и начинай ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф

• освободи руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки

Анализ упражнений: что ты чувствовал при работе с песком? тебе было приятно или нет? понимал ли ты инструкцию психолога? что легче говорить или понимать (чувствовать?

Упражнение "Отпечатки наших рук"

Цель: учить совместному действию

Задача: оценить собственные ощущения

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"

Упражнение"Песочный дождик"

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали, Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки- Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке. Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок. Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства

«Угадай — ка»

Ребенок должен узнать наощупь зарытые в песок фигурки. Эта игра развивает мелкую моторику рук и воображение, формирует уверенность в себе.

«Веселая история»

Выложите фигурки на песке в определенном порядке, покажите ребенку, дайте запомнить. Затем заройте игрушки в песок беспорядочно. Малыш должен отыскать фигурки в песке и выложить их в исходном порядке. Если ребенок умеет читать, фигурки можно заменить буквами, выложив из них интересное слово.

Японский сад

На песчаном подносе ребё нок с родителем делают японский сад камней: размещаются камушки, рисуются узоры на песке. Это занятие снижает нервное напряжение, развивает творческие способности

Игра-упражнение «Песочный круг»

Упражнение направлено на развитие моторики, творческих способностей, способствует снятию стресса и проработке недопрожитых жизненных ситуаций, выравнивает самооценку. Ребёнок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребёнок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

Развивающие игры с кинетическим песком дома

Пишем/рисуем. Хорошо прихлопываем песочек, создавая ровную поверхность, вооружаемся зубочисткой/палочкой или другим подходящим материалом и начинаем писать или рисовать. Попутно можно устроить развивающее занятие – учить цифры, буквы. В игре малыш быстрее их запомнит (подробнее о том, как мы учим с детьми буквы играя я писала в этой статье).

Считаем. Во время игр с кинетическим песком можно заниматься развитием малыша. К примеру, кроме букв, еще осваивать счет. Лепим из песка пирожки, зовем гостей – считаем, сколько пришло зверюшек в гости и сколько у нас пироженок. Думаем – хватит ли на всех или нужно приготовить еще? Больше – меньше. Строим башни из песка (можно также строить куличики, формировать шарики разных размеров) и раскладываем их по величине.

Длина. Мы лепим несколько гусеничек из песка и определяем, какая длиннее, какая короче. И расставляем их по мере возрастания.

Фигуры. Лепим разные фигуры и называем их. Можно так: мама слепила круг и следом малыш, лепит круг и называет. Далее также с треугольником, квадратом, овалом, прямоугольником. Можно из треугольника и квадрата построить домик.

Учим буквы. В первом пункте я писала о том, что можно на кинетическом песке писать буквы. Сейчас же правила игры немного меняются и мы буквы не пишем, а лепим из кинетического песка. После того, как буква будет готова – произносим ее название.

Учимся пользоваться ножом. Из песка формируем колбаску или батон, который предлагаем малышу разрезать с помощью ножа. После того, как малыш разрежет колбаску – посчитайте количество кусочков, которые получились.

Сенсорная коробка. С помощью кинетического песка можно оборудовать множество интересных сенсорных коробок – к прмиеру, посадить огород, построить ферму и заселить ее животными, все зависит лишь от вашей фантазии. Простое перебирание и пересыпание песка из рук в руку даже мне, маме, доставляет удовольствие, детям тем более. Это действительно действует завораживающе, когда сидишь, перебираешь-пересыпаешь песочек из руки в руку и наблюдаешь, как он струится, просачиваясь сквозь пальцы.

Куличики и формочки. Из кинетического песка куличики лепятся не так, как с «уличным» песком. Если уличный песочек нужно набрать в формочку – утрамбовать и быстро перевернуть. То здесь все намного проще – набранный песочек не нужно утрамбовывать, достаточно лишь аккуратненько срезать излишки с помощью ножичка (у нас шел в комплекте, можно также приспособить под это дело одноразовые ножечки либо любой другой подручный материал) и переворачиваем.

Клад. Спрятать в песок маленькие игрушки, после чего попросить найти их в глубинах песка.

Грузовик. Человечки из лего-набора загружают с помощью «лопат» (ложечек) полный кузов грузовой машины песка и она едете дальше, отвозит его на место строительства будущего дома.

Готовим кушать. Кинетический песок – идеально подходит для ролевых игр в повара. Можно готовить различные угощения для игрушек, раздавать по тарелочкам, «разливать» по кружечкам, нарезать игрушечным ножичком тортики, созданные за пару минут из кинетического песка, кормить гостей. Когда гости наелись – убираем посудку и снова начинаем готовить.

Забавные рожицы. Разнообразить игру помогут подручные материалы, такие как пробки от бутылок, пуговицы, зубочистки, с помощью которых можно создавать личики, животных.

Лепим. Из кинетического песка можно также лепить различные фигурки – снеговика, гусеницу, колобка, паровозик, машинку и много других интересных фигурок. Закапывание ручек еще одно развлечение, которое может понравится малышу и привести его в восторг.

Горка. Формируем из кинетического песка гору, вдоль стен которой делаем неширокие «дорожки» для маленьких мячиков. После чего можно скатывать небольшие шарики по этим спускам.

Секретики. Наверное, все в детстве закапывали в песочек стеклышки с красивыми цветочками, бусинками, фантиками. Теперь это можно делать дома под присмотром взрослых игра будет безопасна, но от этого не менее интересна.

Использование песка в работе с детьми
Песочная терапия Игра с песком самое древнее занятие человека Ведь даже для того чтобы рисовать рисунки на скалах нужны были подручные средства и навыки А песок он повсюду Взял его в руки и он уже струится высыпается создает фигурки Свойства песка уводить в землю негативные эмоции и освобождать психику от внутренних конфликтов были замечены психотерапевтами Известный психотерапевт К
Публикации по теме:

Использование ИКТ в работе с детьми и родителями Результаты стартовой диагностики выявили недостаток использования информационной развивающей среды, поэтому возникла необходимость внесения.

Консультация «Использование бизиборда в работе с детьми» Использование бизиборда в работе с детьми Подготовила воспитатель МБДОУ «Умка» Романова А. М «Руки учат голову, затем поумневшая голова.

Использование чистоговорок в работе с детьми дошкольного возраста Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Основной целью.

Использование инновационных технологий в работе с детьми с ОНР Наш д-сад является коррекционным центром для детей с ОНР. В саду 9 групп, включая ясли, где тоже работает логопед. Дальше обучение этих.

Использование камешков Марблс в работе с детьмиИспользование камешков Марблс в работе с детьми Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А. Сухомлинский В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию.

Использование метода «Маленьких человечков» в работе с детьми В игре у детей у детей складывается символическая (знаковая функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей.

Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗИспользование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ В этом году, работая с детьми и подростками с ОВЗ, мною была составлена Дополнительная образовательная программа «Малахитовая шкатулка».

Использование театрализованных игр в работе с детьми с ОВЗ Эссе «Моя педагогическая инициатива» «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с заиканием Главным богатством любого государства является здоровье подрастающего поколения. В последние годы ученые отмечают увеличение количества.

Мандала: значение, использование в работе с детьмиМандала: значение, использование в работе с детьми В переводе с санскрита слово «мандала» переводится как «диск, круг». Круг замкнут, у него нет ни начала, ни конца. И этот круг символизирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование песка в работе с детьми
Опубликовано: 26 января 2019 в 14:18
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД