Использование песочной терапии в работе с гиперактивными детьми

Гончарук Мария
Использование песочной терапии в работе с гиперактивными детьми

«Гипер — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный” пришло в русский язык из латинского "a tivus” и означает "действенный, деятельный”.

Основные проявления гиперактивностиможно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Потому что они - необычные дети, сложные для организации эффективного педагогического общения с ними. В настоящее время возникла необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы именно в детском саду,так как максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей: 3 лет, 6-7 лет. Для того, чтобы работа с данной категорией детей была более эффективной я в своей практике использую современные технологии,такие как: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии коррекции поведения, технологии воздействия цветом, психогимнастика, песочная терапия.

Пескотерапия (sand-play). Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Что даёт работа с песком?

• снятие внутреннего напряжения

• возможность самовыражения

• развитие тактильной чувствительности

• совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с гиперактивными детьми.

Необходимые условия для работы с детьми:

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Предметно – развивающая среда.

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен.

3. Набор игрового материала

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см, изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

• различные здания и постройки;

бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Этапы работы с песком.

• Разогревающие игры

• Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка

• Этап игр и упражнений с погружением рук в сухой песок

• Этап игр и упражнений с погружением рук в мокрый песок-

Поэтапное погружение детей в работу с песком

1 Упражнение «Здравствуй шишка»

Цель: Снижение психофизического напряжения

Оборудование: шишки среднего размера

Ход: Психолог предлагает детям отгадать загадку, «Я на ёлки расту, белкам я сойду в еду», а теперь давайте поздороваемся с шишками. Для этого надо зажать шишку между ладоней и по часовой стрелки делать круговые движения.

2. Упражнение «Нарисуй эмоцию»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса к эмоциям человека.

Оборудование: песок, лотки с зеркальным дном, карточки эмоций.

Ход: детям показывают пиктограмму с эмоциями и спрашивают, какое настроение изображено, затем предлагают подойти к лотку и посмотреть в зеркало, изобразить по очереди разные эмоции, при этом после каждой нарисовать её на песке в том же лотке.

3. Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Оборудование: лоток с песком, ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек.

Ход: психолог. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки.Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки). А теперь представь, что твои руки – это маленькие кроты, которые решили найти под землёй, что- то необычное, сказочное. Аккуратно запускаем крота и достаём одну из находок, другие дети должны угадать из какой это сказки.

4. Упражнение «Победитель злости»

Цель: научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

Ход: Психолог. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)

Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос,рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость».

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар,приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение,обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

Занимаясь пескотерапией на протяжении 2 лет, я с полным основанием могу отметить, что данный метод имеет не только стимулирующий, но и коррекционный эффект. Это подтверждают и западные специалисты, использующие методы арт-терапии уже очень давно, в то время как в нашей стране данные технологии относительно новы. Интерес к ним проявился 20 – 30 лет назад.

Литература:

Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом.- СПб: Союз, 2005.

Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю.Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Игры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьмиИгры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьми Дети, которые имеют диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в особом подходе. С каждым годом таких детей.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Использование песочной терапии в работе с гиперактивными детьми
Опубликовано: 28 октября 2020 в 16:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 декабря. День банковского работника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику всех работников банковской сферы. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы заложить в детях основы финансовой грамотности и...

2 декабря. День сказки «Кошкин дом»

Скоро сказке Маршака «Кошкин дом» исполнится уже сто лет (он написал её в 1922 году), но она остаётся актуальной. По её содержанию детей можно учить и правилам пожарной безопасности, и нравственности....

Консультация для родителей и воспитателей «Югра зимой. Принарядила зимушка деревья!»
Сегодня 1 декабря 2020 года - начало зимы, а значит, и снег, и морозы, и метели к нам в гости идут. Но для Сибири, нашего родного края, зима...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие за елочкой»
Задачи: Развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картинкам, связную речь в составлении рассказа, умение подбирать антонимы...
Наблюдение и экспериментирование со льдом в младшей группе
Наблюдение и экспериментирование со льдом в младшей группе. Цель: Познакомить детей с наледью ( льдом) – зимнее явление. Подвести детей к пониманию того,...