Лучший педагог года

Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

богданова Александра
Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.

Составители : Богданова А. С., Лущ Н. И., Субботина А. Б.

ГКУ ЦССВ «Школа циркового искусства имени Ю. В. Никулина»

Овладение словарем является важным аспектом развития ребенка. Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение и сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками, отрицательно влияет на формирование его познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и письменной речи, служит препятствием для овладения школьной программой. Особое место для активного усвоения всех структур родного языка, в становлении и развитии лексикона принадлежит дошкольному возрасту. Вопросы развития речи, в том числе лексикона, детей дошкольного возраста раскрыты в работах М. М. Алексеевой, А. Н. Гвоздева, В. В. Гербовой, Ф. А. Сохина, Е. М. Струниной, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшиной и др.

Публикация «Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста» размещена в разделах

Исследователи отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) дошкольного возраста характерны существенные отклонения от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса. У детей с ОНР отмечается бедность активного и пассивного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, ошибки в соотнесении слов с конкретными и обобщающим значением.

В связи с этим, выбранная нами тема «Использование пиктограмм в работе с детьми ОНР дошкольного возраста» является актуальной.

Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том что :

1. Пиктограммы облегчают детям с ОНР (общим недоразвитием речи) овладение связной речью.

2. Пиктограммы используют естественные механизмы памяти, увеличивают объём памяти, развивают речемыслительную деятельность детей.

3. Использование метода пиктограмм повышает интерес к занятиям.

Пиктограмма- это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Пиктограммы являются наглядным, демонстрационным материалом и каждому слову, словосочетанию соответствует своё изображение, отражающее основной отличительный признак. Такой метод позволяет детям гораздо быстрее запоминать новые слова и применять их в построении фразы и предложения. Дошкольники получают возможность не только слышать свою и обращенную речь, но и «видеть» её. В своей деятельности мы реализуем следующие задачи:

1. Формирование фонетической стороны речи.

2. Развитие связной речи

3. Развитие высших психических функций, а именно коррекция внимания, памяти, зрительного восприятия.

4. Развитие творческих способностей и воображения.

5. Повышение мотивации на логопедических занятиях.

6. Адаптация в окружающей реальности.

С детьми дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, работа проводится поэтапно :

1. Ознакомление ребенка со знаком символом и уточнение его понимания.

2. Установление связи между изображением предметов и их функций (предлагаем соединить пиктограмму-предмет с пиктограммой-действием : пирамидка- играть, ложка- есть, карандаш- рисовать).

3. Самостоятельное построение фразы путем выбора символов.

Метод пиктограмм можно использовать в любой образовательной деятельности:

1. Формирование здорового образа жизни (физминутки).

2. Пересказ произведений.

3. Заучивание стихотворений, загадок.

4. Дидактические игры.

Пиктограммы к стихотворениям, рассказам и сказкам, загадкам хорошо использовать для развития связной речи.

В своей работе мы используем пиктограммы, детям это очень нравится и облегчает процесс запоминания нового материала.

Продемонстрируем заучивание стихотворения с помощью пиктограмм с примерами детских работ :

Тема «Весна»

Смотрит Солнышко в окошко

В гости к нам пришла весна

Мы захлопаем в ладоши

Очень ждали мы тепла.

Таким образом, пиктограмма создаёт образ, что важно для использования механизма зрительной памяти. Поэтому пиктограммы не только ускоряют запись, но и способствуют запоминанию материала, заставляют работать зрительную память и воспринимать не слова, а образы. Использование пиктограмм для формирования словаря- это современный, актуальный, доступный способ обучения дошкольников с ОНР, который делает возможным применение пиктограмм в качестве средства, облегчающего развитие речи, когнитивных функций, и сокращающего время изучения материала. Овладение приёмами работы с пиктограммами расширяет возможности коррекционно - образовательного процесса. У ребенка развиваются все анализаторы: зрительное, двигательная, слуховая. А так же формируется у ребенка навык составления описательного рассказа, происходит накопления пассивного, так и активного словаря. Развивается наглядно-образное мышление, символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчают процесс запоминания и увеличивает объём памяти Использование наглядности в методе пиктограмм позволяет задействовать наиболее эффективный для восприятия информации анализатор. У детей с ОНР – зрительная система принимает до 90% всей сенсорной информации, поступающей извне.

Используемая литература

1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.

2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.

3. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4.

4. Лингвистический энциклопедический словарь (1990).

5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. // М., Владос, 2003

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста
Опубликовано: 29 марта 2021 в 14:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД