Папки-передвижки

Использование предметно-пространственной среды ДОО для развития познавательного интереса

Марина Мирошниченко
Использование предметно-пространственной среды ДОО для развития познавательного интереса

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Маленький ребенок по сути своей неутомимый исследователь. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Познавательное развитие по ФГОС в дошкольной образовательной организации предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

Публикация «Использование предметно-пространственной среды ДОО для развития познавательного интереса» размещена в разделах

Одна из задач ФГОС ДО звучит следующим образом: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Для реализации данной задачи в дошкольной образовательной организации создан «Зимний сад». Он разделен на несколько зон, каждая из которых способствует развитию познавательного интереса.

В «Зимнем саду» дошкольники знакомятся с комнатными растениями. Все растения подобраны в соответствии с программой дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. В соответствии с ФГОС ДО для работы с детьми в данном направлении в «Зимнем саду» имеется необходимое оборудование. Учитывая возрастные особенности, педагоги знакомят детей с комнатными растениями. Дошкольники знакомятся с условиями жизни комнатных растений; узнают о различных способах размножения; закрепляют знания о структуре комнатных растений; совершенствуют навыки ухода за комнатными растениями.

В зоне, посвященной природным ресурсам Белгородской области, дети знакомятся с различными видами деревьев смешанного леса; учатся устанавливать связи между состоянием растений, животных и условиями окружающей среды; знакомятся в животным миров водоемов; учат делать сравнительный анализ. Экспонаты знакомят дошкольников с флорой и фауной смешанных лесов Белогорья. В данной зоне находится панно «Биоценоз леса». В соответствии с сезонными изменениями дети самостоятельно и с помощью педагогов дополняют панно дидактическим материалом. Это помогает расширять и систематизировать знания дошкольников о зимующих и перелетных птицах;получить полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде; расширить знания детей о насекомых.

Особую ценность представляют пособия, которые изготовлены детьми при реализации экологических проектов и во время организованной образовательной деятельности. Работая над проектом «Берегите лес» дошкольники подготовительной к школе группы изготовили «запрещающие» и «разрешающие» знаки. С их помощью дети расширяют собственные знания о правилах поведения в лесу, рассказывают детям средних и старших групп о бережном отношении к природным ресурсам Белгородчины. Детьми и воспитателями старшей группы изготовлена игра «Первоцветы Шебекинского района». Она учит дошкольников классификации; закрепляет знания о весенних цветах Шебекинского района; умение составлять описательный рассказ; развивает познавательные способности детей испособствует зрительному восприятию.

Макетов рек и прудов изготовлены родителями и детьми при реализации проекта «Водоемы нашего района». Дети с большим интересом рассказывают сверстникам о подводном мире рек и прудов Шебекинского района. Педагогами дошкольной образовательной организации создан мини-музей «Дары моря». Здесь собраны экспонаты морских обитателей. С помощью этого музея, в рамках проекта «Водоемы нашего района», дети учатся сравнивать обитателей пресных и соленых водоемов. Работая в этом направлении, педагоги развивают интерес дошкольников к родному краю; помогают детям изучить природу Белогорья.

Значительное место в «Зимнем саду» отведено экспериментальной деятельности дошкольников. Для развития познавательного интереса педагогами и родителями дошкольной образовательной организации создана детская лаборатория, которая оснащена оборудованием, в соответствии с ФГОС ДО. Учитывая возрастные характеристики дошкольников, педагоги организуют и проводят исследовательскую деятельность детей. Работа в лаборатории начинается с того, что дети надевают белые халаты, нарукавники, при необходимости защитные очки. Все это помогает дошкольникам стать настоящими экспериментаторами.

Дошкольники проводят опыты с неживой природой. Результаты данных опытов, способствуют формированию представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. При проведении подобных опытов дошкольники самостоятельно пользуются разными по размеру колбами, пробирками, порционными ложками, палочками, штативами, лупами, условными мерками. Эксперименты со спиртовыми горелками проходят только под руководством педагогических сотрудников. Оборудование, требующее нагревания, хранится в недоступном для детей месте. Исследования, проводимые во время экспериментов, позволяют получить дошкольникам знания о свойствах сухого и мокрого песка. Для этого в лаборатории имеются наборы: пластмассовые пасочки, ведерки, совочки, грабли, сито; тазики и бутылочки с водой разного размера. Результаты подобных опытов, помогают детям старшего дошкольного возраста организовать игры с песком для детей второй младшей группы. Для организации подобных игр в «Зимнем саду» имеется бассейн с песком и встроенным фонтаном, набор деревянных игрушек на подставках: дома, различные виды транспорта; животных. Все результаты экспериментальной деятельности дошкольники фиксируют в дневниках наблюдений. В соответствии с ФГОС ДО подобные дневники ведет каждый ребенок.

Для ознакомления дошкольников с сельскохозяйственными растениями Белгородской области в лаборатории собрана коллекция зерновых культур и гербарий этих растений. В организованной образовательной и в самостоятельной деятельности дети высаживают овес, пшеницу. Во время опытной деятельности узнают об условиях необходимых для роста сельскохозяйственных растений. Свои знания дошкольники закрепляют в дидактических играх, которые, также, находятся в лаборатории. Это такие игры, как «Что сначала, что потом», «Найди пару», «Вершки и корешки» «Что надо для растений».

Для ознакомления с культурой Белгородчины создан «Центр православия». Здесь дошкольники могут рассмотреть макеты храмов Белгородской области; познакомиться с традициями Святого Белогорья. Во время организованной образовательной деятельности дети изготавливают открытки к праздникам Рождества, Пасхи. При организации такой деятельности прослеживается интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Для ознакомления детей с историей быта людей Белгородской области в дошкольной образовательной организации создан макет крестьянской избы. Родители дошкольников с удовольствием откликнулись на просьбу педагогического коллектива: оказать помощь в приобретении материалов для этого макета. Изготовили мебель для крестьянской избы, приобрели предметы старинной утвари : посуду, предметы домашнего обихода. Во время организованной образовательной деятельности педагоги знакомят детей с образцами одежды жителей сел Шебекинского района. Дети старшего дошкольного возраста узнают, какие виды вышивки и других украшений использовали наши предки в своей одежде. Во время таких занятий дети не только с интересом рассматривают образцы одежды, но и демонстрируют ее сами; составляют описательные рассказы и рассказы из личного опыта о том, как изготавливали праздничные сарафаны, как одевались колядовщики во время празднования Рождества. Для развития познавательной активности детей дошкольная образовательная организация заключает договор с краеведческим музеем города Шебекино. При посещении музея дошкольники расширяют свои знания по истории быта Шебекинского района. В крестьянской избе дети знакомятся с народными подвижными играми Шебекинского района; изготавливают атрибуты для народных игр. В такой момент прослеживается интеграция «Познавательного развития», «Художественно-эстетического развития» и «Физического развития».

Крестьянскую избу посещают не только старшие дошкольники. При реализации проекта «Ложки деревянные – ложки музыкальные», дошкольники второй младшей группы посещали крестьянскую избу. Здесь дети познакомились с процессом изготовления деревянных ложек в Шебекинском районе. Дети учатся украшать деревянные ложки и играть на деревянных ложках. Во время работы над данным проектом прослеживается интеграция «Познавательного развития» и «Художественно-эстетического развития».

Также развитию познавательного интереса способствует и территория дошкольной образовательной организации. Здесь силами педагогов создано крестьянское подворье. Во время прогулки и самостоятельной деятельности дети, под руководством педагогов на практике применяют полученные знания. Дошкольники высаживают семена сельскохозяйственных культур; учатся ухаживать за ними; расширяют знания об условиях роста растений. Во время организованной образовательной деятельности дети знакомятся с домашними животными, с условиями их содержания. С большим интересом дети на крестьянском подворье играют в народные подвижные игры, тем самым здесь прослеживается интеграция «Познавательного развития» и «Физического развития».

В детском саду большое внимание уделяется результатам познавательной деятельности. Регулярно в дошкольной образовательной организации проводятся выставки познавательных проектов дошкольников. Родители детей, дошкольники других групп с интересом знакомятся с этим материалом. Вследствие чего педагогам легче привлекать в дальнейшем к разработке и реализации познавательных проектов родителей дошкольников.

Так, создавая предметно-пространственную среду дошкольной образовательной организации, педагоги реализуют задачи ФГОС по познавательному развитию детей.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Опыт работы по созданию предметно-пространственной среды для развития мелкой моторикиОпыт работы по созданию предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики Сегодня я хочу представить вашему вниманию конкурсную работу, которую я назвала- «Большие возможности мелкой моторики». И начать свой.

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Организация предметно-пространственной средыОрганизация предметно-пространственной среды Отчет ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МБДОУ № 22 Подготовила воспитатель Петросян Н. В. В разделе.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация предметно-пространственной среды в ДОУ Верменич Галина 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование предметно-пространственной среды ДОО для развития познавательного интереса
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 13:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД