Лучший педагог года

Использование сказкотерапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста (4 фото)

ирина степанова
Использование сказкотерапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста

В. А. Сухомлинский говорил: «Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».

Сегодня существует множество различных методов, форм и направлений коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.

Публикация «Использование сказкотерапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок. Этот способ является одним из самых универсальных и доступных для детского восприятия. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию, но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок, тем самым способствуют развитию речи.

Дети с ОВЗ имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к освоению материала на уровне нормально развивающихся детей. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети ОВЗ с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально – психологической помощи данной категории детей.

Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Сказкотерапия – это направление, с помощью которого ребенок с ОВЗ может побороть свои страхи, негативные черты личности, оно воспитывает, развивает личность и корректирует поведение.

Применения метода сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ - это развитие эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных состояний, которые по каким-либо причинам были не прожиты; формирование ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики; воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики, развитие творческого потенциала и стабилизация эмоционального состояния.

Категория детей. Система работы.

Коррекционная работа с данными детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии. Ребенок учится переводить сказочные образы-представления в понятия, что способствует развитию речи и построению речевого высказывания.

Сказочные сюжеты и ситуации смоделированы на собственное поведение и повседневные ситуации в жизни самого ребенка таким образом, что ребенок вместе с психологом учится находить и преодолевать свои проблемы в поведении и общении. Такие сказки могут быть сочинены самим ребенком или совместно с ребенком. Записывание сказки собственного сочинения и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать содержание, что, в свою очередь, предполагает больший эффект. Тексты сказок обогащают словарный запас, учат устанавливать причинно-следственные связи, влияют на развитие речи ребенка.

Как рассказывать сказки детям? Психологи и педагоги отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером и телевизором, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, потешки, сказки) практически не используются даже в дошкольном возрасте.

Метод сказкотерапии в своей работе используется с детьми с тяжелыми нарушениями речи с 2018 года, в МБДОУ «Детский сад «Чебурашка комбинированный детский сад, где функционирует группа компенсирующей направленности для детей с различными нарушениями речи (старший, подготовительный к школе дошкольный возраст). Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а также речевой функции в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка с ОВЗ форме игры.

Основной целью сказкотерапии является :

- снятие эмоционального напряжения;

- создание игровой доверительной атмосферы в группе;

- установление межличностных контактов между детьми;

- формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

- развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;

- развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;

- развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Занятия проводятся системно в течение учебного года 2 раза в месяц. В групповой или подгрупповой форме. Длительность занятий зависит от возраста детей.

Занятия с элементами сказкотерапии проводятся по следующей структуре:

1. Ритуал «Погружения в сказку»

2. Основная часть:

-ознакомление с художественным произведением (сказкой, рассказом, стихотворением, притчей, басней);

-обсуждение сказки (оценка положительных и отрицательных качеств персонажей, связь с жизнью, опыт учащихся, использование пиктограмм).

-пересказ;

-драматизация и проигрывание сказки (развитие творческого воображения, воспитание чувств).

3. Рефлексия. Ритуал «Выхода из сказки» («Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились»).

Текст сказки является связующим звеном между упражнениями. Текст можно сокращать, изменять его содержание. Сказки можно повторять через определенные промежутки времени.

Атрибуты сказок, наглядность можно варьировать, упрощать, усложнять. Во время драматизации необходимо поощрять реплики детей, движения, дети должны чувствовать себя свободно, поверить в свои силы.

Однако придерживаемся основного принципа–не спорить, не переубеждать, не давить, насильно не включать ребёнка в сценарий занятия.

Если занятие направлено на коррекцию к примеру психических процессов, то соответственно в основной части использую дидактические игры, которые построены на сюжете той или иной сказки, пальчиковые игры, точечные массажи, зарядки – разминки, а также элементы арт – терапии.

Можно выделить основу сказки, на чем она построена и вместе с ребенком сочинить свою сказку. Основная сюжетная линия выглядит так:

- главный герой;

- развитие событий, герой сталкивается с задачей или проблемой, которую ему необходимо решить, иначе случиться беда;

- герой отправляется на поиски решения этой проблемы;

- путь героя, где по пути он бескорыстно помогает попавшим в беду;

- герой добывает волшебный предмет, который ему поможет;

- герой теряет предмет;

- на помощь главному герою приходят те, кому он помогал по пути и возвращают утерянный предмет или находят новый;

- герой возвращается и решает проблему.

В эту схему можно добавить еще различные варианты или убрать лишние. Важно дать детям возможность фантазировать и лишь иногда указывать им направление сюжета.

В своей работе мы использовали сказки «Три поросенка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба».

Цель: развитие групповой сплоченности, воображения, творческой активности, овладение невербальными средствами общения, умения взглянуть на себя со стороны, освоение новых способов поведения.

Роли сказочных персонажей распределялись по карточкам, на выбор или с помощью считалочки. У детей была возможность побывать в роли любого сказочного героя.

Перед началом постановки сказки педагог вместе с детьми даёт характеристику каждому герою, наделяет его определёнными обязанностями.

После показа сказки предлагается детям обсудить свои впечатления: «Что понравилось или не понравилось? Получилась ли роль? Для чего звери стали жить вместе? При обсуждении сказки наша основная задача – подвести ребенка к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны.

Сказкотерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья – отличный способ научить их распределять внутренние ресурсы, помочь им быстрее освоиться в коллективе сверстников. Участвуя в инсценировках сказок, дети раскрываются, получают много положительных эмоций.

В ходе работы над данной темой выяснилось, что родители мало уделяют время на чтение сказок, что негативно оказывает на речевое развитие, фантазию дошкольника и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Т. к. данный метод позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок. Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т. д.

Список использованной литературы

1. Вачков И. В. «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку». - М. : Генезис, 2011г. - 288 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2002.

3. Кудзилов Д. Б., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб. : Речь, 2003. - 146с.

4. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2003.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2000.

6. Эльконинова Л. И. Роль сказки в психическом развитии дошкольников // Мир психологии. -1998.-№3.

И. Степанова педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад «

Использование сказкотерапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста
Фото №1 Сухомлинский говорил Сказка это зернышко из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений Фото №2 Сегодня существует множество различных методов форм и направлений коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Фото №3 Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья испытывающими эмоциональные физические и поведенческие затруднения является сказкотерапия
Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет Добрый день, коллеги и гости сайта. Представляю Вашему вниманию фотоотчет презентации своего опыта работы по теме: «Использование нетрадиционного.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Пятый день Недели психологии. Цель: развитие психических функций у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развитие.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» педагог-психолог: Т. А. Бутаева Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» Цель: способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сказкотерапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2021 в 11:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД