Ольга Герасименко
Использование технологии «арт-терапия» с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.
2 слайд. "Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни".
Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик.
Публикация «Использование технологии „арт-терапия“ с дошкольниками» размещена в разделах
3 слайд ЦЕЛИ АРТТЕРАПИИ снизить эмоциональную тревожность; повысить самооценку; развить коммуникативные навыки; способствовать развитию самосознания; улучшить детско-родительские отношения; способствовать закреплению положительных поведенческих реакций.
4 слайд ЗАДАЧИ АРТ-ТЕРАПИИ
• Воспитательные (способствует сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми)
• Коррекционные (успешно корректируется образ “Я”, улучшается самооценка, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми)
• Психотерапевтические (возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха)
• Диагностические (позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка, выявить проблемы,
• Развивающие (происходит личностный рост человека, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения)
5 слайд Основные функции арт - терапии
Катарсистическая - очищающая, освобождающая от негативных состояний
Регулятивная - снятие нервно-психического напряжения, моделирование положительного состояния.
Коммуникативно-рефлексивная –обеспечивающая коррекцию нарушений общения и самооценки
6 слайд
Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:
-в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков;
-творческая деятельность является мощным средством сближения людей;
-она является средством свободного самовыражения;
-вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;
-основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.
7 слайд Примерный список основных правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
5. Не говорить плохо - хорошо, правильно - не правильно.
6. Все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным — если иного решения не было принято.
8 слайд. Условия занятий арт-терапией
Желание, поощрение, доверие,
важно использовать яркий и красочный материал,
должна быть атмосфера необычности и таинственности,
необходимо своевременно закончить работу, если ребенок устал
9 слайд. Направления и формы арт-терапии
Изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия,
кинезитерапия (воздействие движением) игротерапия,
библтотерапия (воздействие чтением,пескотерапия
В результате воздействия названных форм арт-терапии дети становятся более раскрепощенными и общительными.
10 слайд.
Изотерапия является универсальной технологией, которую можно использовать как отдельный вид работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества.
11 слайд.
Изотерапия, с одной стороны,
метод художественной рефлексии, позволяет: обогатить и развить внутренний мир ребенка, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, развивает мелкую моторику, с третьей стороны - это метод психокорекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.
12 слайд. Приемы изотерапии
• Игры и упражнения с разными изобразительными материалами.
• Работа в парах.
• Совместное групповое рисование.
• Групповые изобразительные игры.
• Упражнения, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций. Техники, сочетающие изобразительную деятельность с другими формами самовыражения.
13 слайд.
1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
2. Интересным и привлекательным должен быть и процесс создания изображения, и результат.
3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
• Пальцевая живопись;
• Рисование листьями;
• Штампы и печати;
• Поролоновые рисунки;
• Метод монотипии;
• Рисование кремом;
• Точечный рисунок;
• Рисование маркером;
• Рисуем по очереди;
• Рисунок+аппликация;
• Рисунок с натуры и др.
14 слайд Заповедь изотерапии
• Навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа:
«Я не художник».
• Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится.
• Здесь стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.
15 слайд.
Сказкатерапия
Сказкотерапия – один из самых интересных методов арт-терапии.
Сказкотерапия это мягкий, эффективный и эстетичный способ психологического и педагогического воздействия в работе с детьми, позволяющий улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения, проработать и избавиться от многих страхов и комплексов, раскрыть творческие потенциалы.
16 слайд.
Это инструмент психологической разгрузки детей
Это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил.
Это способ передачи опыта из уст в уста.
Это способ воспитания у ребенка отношения к миру
Это инструмент развития элементов фантазии, творчество,
механизмов поиска и принятия решения
.
17 слайд.
1. Дидактические сказки используются для получения новых знаний, ответов на вопросы, а также описывают возможные модели поведения в той или иной ситуации.
2. Психологические сказки представляют собой придуманные авторские рассказы, насыщенные яркими метафорами и призванные способствовать развитию личности слушателя.
3. Психотерапевтические сказки применяются для проработки страхов Отличительная особенность историй – наполненность глубоким смыслом и мудростью. Они весьма эффективно выполняют свою роль, помогая ребенку изменить отношение к себе, окружающему миру и другим людям.
4. Психокоррекционные сказки служат вспомогательным инструментом при работе с гиперактивными детьми. В таких историях вымысел тесно переплетен с реальностью.
5. Медитативные сказки – это рассказы, в которых как таковой сюжет отсутствует, цель истории – успокоить и расслабить, дать верную мотивацию для совершения какого-либо действия или же способствовать работе бессознательного мышления.
Требования в работе со сказкой:
• Уместность - сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.
• Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.
• Дозированность – сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.
18слайд.
Цветотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека
Цвет- это сила природы и действует он на человека безосознанно, на уровне подсознания
Цвет-это энергетические колебания с определенной длиной волны в зависимости от цвета
19 слайд.
Цветотерапия - это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенного цвета. Эта методика основана на влиянии цвета на мозг ребенка и помогает добиться значительных результатов в лечении раздражительности, чрезмерной активности и начинающейся агрессией у детей.
20лайд.
Вы наверное замечали, что цвет может по- разному воздействовать на человека красный-вызывающе
желтый - дает ощущения тепла
голубой - прохлады
зеленый - уюта и гармонии
Зимой, когда цвета мало, а еще и нет снега, могут возникнуть депрессивные состояния, как только появляются первые цветочки, сразу меняется настроение.
Считается, что цвет способен оказывать влияние на наше самочувствие, эмоции и желания.