Лучший педагог года

Использование технологии деятельностного метода «Ситуация» в средней группе

Юлия Просвирякова
Использование технологии деятельностного метода «Ситуация» в средней группе

Технология деятельностного метода «Ситуация»

"Нельзя чему-то научить человека, можно

только помочь ему сделать для себя открытие"

Галилео Галилей

Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня.

Публикация «Использование технологии деятельностного метода „Ситуация“ в средней группе» размещена в разделах

Этапы занятий «открытия» нового знания в технологии «Ситуация»

1. Введение в ситуацию

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель).

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно связанную с их жизненным опытом и личностно значимую для них. Источниками формирования ситуации могут стать реальные события, происходящие в окружающей жизни (яркие природные явления, праздники, случаи из жизни детей и их семей, события, происходящие в жизни группы, воображаемые события, события, описываемые в художественной литературе и пр. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями (например, поиграть). А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому-либо). Как подчеркивал Л. С. Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком.

Задавая вопросы в последовательности («Хотите?»«Сможете?», воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. В результате ребенок усваивает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!».

Таким образом, на этапе «Введение в ситуацию» полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо»«хочу»«могу»).

2. Актуализация знаний и умений

На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель направляет деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия». У детей формируется опыт понимания цели деятельности, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».В зависимости от программных задач, особенностей детей группы, их образовательных потребностей данный этап может быть, как локализован во времени вместе с другими этапами, так и проводиться отдельно как преддверие специально моделируемой ситуации затруднения.

3. Затруднение в ситуации

Данный этап является ключевым, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности : для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, назовем его «пробным» действием. Но выполнение этого «пробного» действия опирается на то новое знание (понятие или способ действий, которое ребенку только предстоит «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. В связи с этим возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?»«Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Данный этап чрезвычайно важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать: «я чего-то пока не знаю (или не умею)».

Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели, у детей возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже новая цель, связанная с познанием (учебная задача, соотносимая с «взрослой» целью).

В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, нам надо узнать …». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения решения общей задачи образования – формирования умения учиться – вопрос: «Что сейчас нам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели, при этом она проговаривается ими во внешней речи.

Таким образом, следуя логике этапов технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они только что сами (под руководством взрослого) назвали причину затруднения.

4. «Открытие» нового знания (способа действий)

На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.

Вначале воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «попробовать догадаться самому» и/или «спросить у того, кто знает». В старшем дошкольном возрасте добавляется новый способ – «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по образцу». Используя различные приемы и методы (подводящий диалог, побуждающий диалог, педагог организует построение нового знания (способа действий, которое фиксируется детьми в речи и, возможно, в знаках. Таким образом, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, «открытия» нового знания – пока путем догадки.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

На данном этапе воспитатель предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется совместно с освоенными ранее, либо в измененных условиях.

При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте могут использоваться вопросы типа : «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»).

Здесь же дети приобретают первичный опыт самоконтроля своих действий и контроля действий сверстников. Использование на данном этапе таких форм организации детской деятельности, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать у дошкольников навыки культурного общения и коммуникативные умения.

В зависимости от программных задач, возрастных и индивидуальных особенностей детей данный этап может быть реализован в рамках одного занятия (образовательной ситуации, так и распределен во времени.

6. Осмысление

Данный этап является необходимым элементом любой деятельности, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» – воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как это удалось?», «Что делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) пригодились?» – подводит детей к выводу, что свою («детскую») цель они достигли благодаря тому, что что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось, потому что узнали (научились…»).

Перспективный план проблемных ситуаций

Сентябрь

Неделя Проблемная ситуация Предварительная работа Игры и творческие

задания

1. «Как вымыть руки без мыла» - рассматривание алгоритма мытья рук

- игры с мыльными пузырями

- д/и «Купание куклы» 1. «Что это такое?»

2. «Бывает – не бывает»

3. «Теремок»

2. «Как съесть суп без ложки» - бытовые ситуации,

- сюжетные игры 1. «Фантазеры»

2. «Эта ситуация из какого мира

3. «Теремок»

3. «Как погладить ежика» - разучивание песенки «Маленький ежик»

- лепка «Ёжик» 1. «Что это? Что умеет делать?»

2. «Ты – мой кусочек» (часть – целое)

3. Игры на выделение имени признака (рельеф)

4. «Как козляткам не пустить волка в дом» - чтение сказки «Волк и 7 козлят»

- игра «Угадай, кто позвал» 1. «Скажи наоборот»

2. Игры с кругами Луллия

Октябрь

Неделя Проблемная ситуация Предварительная работа Игры и творческие

задания

1. «Как перейти через лужу» - наблюдения на прогулке за весенними изменениями в природе 1. «Что может случиться, если…»

2. «Хорошо - плохо»

2. «Зайку бросила хозяйка» - чтение стихов А. Барто, рассматривание иллюстраций 1. «Фантазеры»

2. «Мои друзья»

3. «Теремок» (игрушки, одежда, обувь)

3. «Как не заблудиться козленку» - чтение стихов А. Барто

- аппликация «Козленок» 1. «Угадай – ка»

2. «Объяснялки»

4. «Как играть в песок без совка» - игры с песком 1. «Хорошо – плохо»

2. «Угадай, где я была»

Ноябрь

Неделя Проблемная ситуация Предварительная работа Игры и творческие

задания

1. «Как согреться в помещении без отопления» - бытовые ситуации 1. «Что может случиться, если…»

2. «Объяснялки»

2. «Как прорыхлить растения» - труд в цветнике, на огороде

- уход за комнатными растениями

- рассматривание иллюстраций 1. «Фантазеры»

2. «Что на что похоже»

3. «Как попить воды без чашки» - бытовые ситуации

- аппликация «Чайная пара» 1. «Бывает – не бывает»

2. «Объяснялки»

4. «Тише, Танечка, не плачь!» - чтение стихов А. Барто, рассматривание иллюстраций 1. «Фантазеры - 2»

2. «Что это? Что умеет делать?»

Январь

Неделя Проблемная

ситуация Предварительная

работа Игры и творческие

задания

1. «Как мышкам достать сыр?» - чтение С. Маршак «Котауси и Мауси»

1. Игры на выделение имени признака (действие)

2. «Что это? Что умеет делать?»

3. «Из каких частей состоит?»

2. «Дом для лисички» - чтение р. н. с. «Лиса и заяц», рассматривание иллюстраций

- рассматривание иллюстраций с изображением леса, деревьев

- конструирование домиков 1. Игры на выделение имени признака (материал)

2. «Что лишнее?»

3. «Где живет?»

3. «Как достать игрушку?» - чтение С. Маршак «Мой веселый, звонкий мяч»

- игры-экспериментирования «Что длиннее?»

- подвижные игры с мячом 1. Игры на выделение имени признака (размер)

2. Игра «Теремок» (игрушки)

3. «Как сделать?»

4. «Угадай, где я была»

4. «Как достать шар?» - упражнение «Достань до колокольчика»

- игры с воздушными шарами 1. Игры на выделение имени признака (цвет)

2. «Друзья»

3. «Подсказки природы»

Февраль

Неделя Проблемная

ситуация Предварительная

работа Игры и творческие

задания

1. «Как собрать ягоды без корзинки?» - рассматривание иллюстраций по теме

- лепка «Корзина с ягодами» 1. Игры на выделение имени признака (количество)

2. «Что на что похоже?»

3. «Из каких частей состоит?»

2. «Будем рисовать красками, а кисточек нет» - рисование разными способами 1. Игры на выделение имени признака (цвет)

2. «Скажи наоборот»

3. «Природный и рукотворный мир»

3. «Как Маше не заблудиться в лесу?» - чтение р. н. с. «Машенька и медведь», рассматривание иллюстраций

- игры с лабиринтами 1. Игры на выделение имени признака (место)

2. Игра «Теремок»

3. «Как сделать?»

4. «Угадай, где я была»

4. «Дверь в группу захлопнулась, а ключа нет» - бытовые проблемные ситуации

- д/игра «Телефон» 1. «Что будет, если…»

2. «Друзья»

3. «Объяснялки»

4. Игры на выделение имени признака (звук)

Март

Неделя Проблемная ситуация Предварительная работа Игры и творческие

задания

1. «Как сделать так, чтобы яичко не упало и не разбилось?» - чтение р. н. с. «Курочка Ряба»

- экспериментирование с округлыми предметами 1. Игры на выделение имени признака (форма)

2. «Скажи наоборот»

3. «Природный и рукотворный мир»

2. «Прыгающее мыло» - чтение К. Чуковский «Мойдодыр»

- рассматривание алгоритма мытья рук, выкладывание последовательности

- игры с мыльными пузырями 1. «Хорошо - плохо»

2. «Паровозик»

3. «Хрупкое – не хрупкое» - «Ящик ощущений» (узнай на ощупь) 1. Игра «Теремок» (хрупкие объекты)

2. «Бывает – не бывает»

3. Игры на выделение имени признака (материал)

4. «Нужно слепить снеговика, а снега мало» - лепка снежных фигур

- лепка «Вазочка» (способ налепа) 1. «Назови, что ты видишь»

2. «Что на что похоже»

Апрель

Неделя Проблемная ситуация Предварительная работа Игры и творческие

задания

1. «Убегающие сапожки» - рассматривание и сравнение детских сапожек при одевании на прогулку

- д/и «Оденем куклу на прогулку» 1. «Эта ситуация из какого мира

2. «Что лишнее?»

3. «Теремок» (одежда, обувь)

2. «Как полить цветы без лейки» - полив комнатных растений

- рисование «Любимый цветок» 1. «Что на что похоже»

2. «Объяснялки»

3. Игры на выделение имени признака (влажность)

3. «Как сделать чай сладким» - чаепитие в группе

- лепка «Угощение к чаю» 1. «Фантазеры»

2. «Что перепутал художник?»

3. «Теремок» (из чего варят суп, из чего пекут пироги, с чем пьют чай)

4. Игры на выделение имени признака (вкус)

4. «2 мальчика хотят поиграть, а машинка одна» - рассматривание картин из серии «Мы играем» 1. «Объяснялки»

2. «Друзья»

Май

Неделя Проблемная ситуация Предварительная работа Игры и творческие

задания

1. «Как построить гараж для машины» - игры со строителем

- сюжетно-ролевые игры 1. «Что это? Что умет делать?»

2. «Теремок»

3. Игры на выделение имени признака (части)

2. «В чай положили сахар, но нет ложки, чтобы его размешать» - бытовые проблемные ситуации

- экспериментирование «Что растворяется в воде» 1. «Скажи наоборот»

2. «Хорошо - плохо»

3. «Идет бычок, качается» - чтение стихов А. Барто

- ходьба по доске, скамейке на физкультурном занятии

- игры со строителем 1. «Бывает – не бывает»

2. «Что может случиться если…»

3. «Скажи наоборот»

4. «Не хватает стульчиков» - бытовые проблемные ситуации (не хватает чего-либо) 1. «Фантазеры»

2. «Что на что похоже»

3. Игры на выделение имен признаков.

Публикации по теме:

Использование метода проектов в ДОУ Видео В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания в системе образования на сегодня является - метод проектов. Метод проектов.

Фотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами»Фотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Фотоотчет с на районного методического объединения «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Для повышения профессионального.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детейИспользование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода Слайд 1 На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст.

Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы»Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы» Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию (рисование) для средней группы «Платьице для куклы» Цель.

Конспект занятия в технологии «ситуация открытия нового знания» в средней группе «Свойства льда» Конспект занятия в технологии «ситуация» открытия нового знания в средней группе Тема: «Свойства льда» Образовательная область: «Познавательное.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза»Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза» Ф. И. О. педагога: Воробьева Татьяна Николаевна, воспитатель подготовительной группы «Лимончики», МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска. Тип ситуации:.

Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Правила поведения при пожаре для детей»Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Правила поведения при пожаре для детей» Ф. И. О. педагога: Воробьева Татьяна Николаевна, воспитатель старшей группы «Лимончики», МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска. Тип ситуации: открытие.

Автор публикации:
Использование технологии деятельностного метода «Ситуация» в средней группе
Опубликовано: 7 ноября 2020 в 18:19
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД