МААМ-картинки

Использование технологий развития лексико-грамматических компонентов речи на занятиях с детьми с ОВЗ в школе

Петрова Ульяна Васильевна
Использование технологий развития лексико-грамматических компонентов речи на занятиях с детьми с ОВЗ в школе

За последние десятки лет в логопедии накоплено большое количество различных методик, научных трудов, статей по коррекционно-развивающей работе с детьми не только дошкольного, но и школьного возраста. Ведь, как отмечает практика, не все дети приходят в первый класс без нарушений дефектов в произношении звуков, с достаточно развитой связной речью.

Публикация «Использование технологий развития лексико-грамматических компонентов речи на занятиях с детьми с ОВЗ в школе» размещена в разделах

Проследив динамику нашей школы за последние три года, отмечено, что в первый класс поступает 30% детей только с нарушением звукопроизношения. И каждый из детей требует особого внимания и коррекционной работы. Помимо детей, поступающих в первый класс, особое значение уделяется детям с ОВЗ, у которых страдает не только звуковая сторона речи, но и лексика и грамматика. С такими детьми проводится комплексная индивидуальная работа по развитию всех компонентов в речи.

В помощь логопедам и педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, разработано очень много разных развивающих технологий :

- технологии развития мелкой моторики,

- технологии развития артикуляционной моторики,

- технологии развития фонематического слуха,

- технологии развития речевого дыхания и голоса,

- технологии развития лексико-грамматических компонентов речи,

- технологии развития связной речи.

Каждая технология включает в себя ряд методик, которые используются в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Хотелось бы остановиться подробнее на некоторых методиках технологии развития лексико- грамматических компонентов речи.

Эта технология включает такие методики, как:

- синквейн,

- лимерики,

- инсценирование,

- метод ассоциативных связей, или «Образ слов»,

- типовые приемы фантазирования (инверсия, многозначность, признаки, наблюдение)

- методы дивергентного речевого развития,

- методы креативного речевого развития (креативное речевое моделирование, мозговой штурм, образная мозговая атака, корабельный совет, аналогии Синектика, оператор РВС, метод маленьких человечков, метод «хорошо-плохо», метод каталога, игра «Наоборот», морфологический анализ, метод фантограмм, цепочка противоречий, упражнение «Елочка»)

Отмечено, что многие дети с ОВЗ очень любят пофантазировать, помечтать, потому что весь мир для них – особый, необычный. И люди для них кажутся абсолютно другими. Поэтому для таких детей необходимо подбирать такие упражнения и игры на занятиях, которые их не только увлекут, но и будут направлены на развитие воображения, мышления и речи.

Удобство данных методик в том, что на одном занятии можно использовать по две, три методики. Например, можно предложить ребенку поиграть в игру «Елочка» (метод креативного речевого развития).

Ход игры: записать стартовое слово – имя существительное в единственном числе в именительном падеже (например, слово, относящееся к теме, над которой работает учитель или логопед). В течение 40 секунд к этому слову подобрать ассоциирующие слова. Делать переключение через каждые 40 секунд. Например: Весна – дерево, почки, ручейки, солнце. Солнце – жара, тепло, лето, игра, мяч. Мяч – круг, резина, спорт. Спорт – борьба, волейбол, бег.

В итоге игры ребенок напишет и назовет большое количество разных слов, связанных с другими словами. Здесь же можно предложить метод креативного речевого моделирования, когда предлагается ребенку прочитать два слова из предыдущего упражнения: одно - в начале строки, другое – в конце строки. Затем предлагается найти общее между этими двумя предметами или понятиями. Дети, у которых хорошо развито воображение, могут назвать много необычного. Например: Весна и бег (Когда наступает весна, дети и взрослые занимаются спортом, бегают на улице, потому что становится тепло.).

Продолжить занятие можно по методу дивергентного речевого развития. Данный метод заключается в том, что ребенку рекомендуется назвать три-четыре существительных на изучаемую тему, а затем к каждому существительному подобрать прилагательные. Например: Весна, листочки, ручейки, кораблики. Весна- теплая, солнечная, веселая. Листочки – зеленые, маленькие, красивые. Ручейки – прозрачные, холодные, быстрые. Кораблики – белые, бумажные, маленькие.

В результате такой работы дети не только освоят изучаемую тему, но и достаточно хорошо покажут свои навыки в развитии речи.

Данные методики можно использовать на занятиях как индивидуальных, так и подгрупповых. И чем разнообразнее и интереснее логопеды и педагоги будут комбинировать развивающие методики и технологии на своих занятиях, тем интереснее ребенку будет само занятие, тем увлекательнее для него будет обучение в школе.

Литература:

1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011.

2. Белоусова Л. Е. Удивительные истории (использование элементов ТРИЗ). С-Пб, Детство-пресс, 2003.

3. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки. С-Пб, Детство-пресс, 2003.

Публикации по теме:

Использование игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста Выступление на педсовете. Речь — одна из линий развития ребенка. Правильная и богатая речь позволяет ребенку легко высказывать свои мысли.

Театрализованная деятельность как одна из форм развития лексико-грамматических средств языка и связной речи детей Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как одна из форм развития лексико-грамматических средств.

Театрализованная деятельность, как одна из форм развития лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ОНР На мой взгляд, данная тема актуальна, поскольку мы наблюдаем рост количества дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Это расстройство.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Человек» Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи.. Тема: Человек. Части тела (1.

Использование игровых технологий для развития речи старших дошкольников Ребёнок стремиться к познанию с момента осознанного интереса к окружающему миру. Самым первым учителем для ребёнка становиться мама, напевая.

Конспект итоговой ООД по формированию лексико-грамматических представлений для детей с ОНР «Страна Красивой речи» Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений для детей старшей группы.

Конспект занятия «Город» по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей Цель занятия: расширение и активизация словаря по теме; подбор признаков к предметам; согласование прилагательных с существительными;.

Использование артикуляционных гимнастик, чистоговорок и скороговорок на занятиях по развитию речи с детьми 5–6 лет Консультация для воспитателей на тему: «Использование артикуляционных гимнастик, чистоговорок и скороговорок на занятиях по развитию речи.

Применение игровых технологий в формировании лексико-грамматических категорий у детей с ОНР Применение игровых технологий в формировании лексико-грамматических категорий у детей с ОНР Процесс усвоения ребенком грамматического.

Использование современных технологий на занятиях с детьми с ОВЗ Конституция РФ гарантирует, что каждый имеет право на образование. Новая школа- школа для всех, необучаемых детей нет. Поэтому в последнее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологий развития лексико-грамматических компонентов речи на занятиях с детьми с ОВЗ в школе
Опубликовано: 13 октября 2019 в 06:28
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД