Приложение МААМ

Использование устного народного творчества в формировании связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

Елена Михайловна Гетманова
Использование устного народного творчества в формировании связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Для устного народного творчества характерны разнообразные жанры словесного творчества, такие как : сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни. Эти произведения многие столетия передавались от одного поколения другому, постепенно приобретая содержание и форму. Сколько возможностей несёт в себе устное народное творчество в развитии речевых умений и навыков таких как : познавательная деятельность, речевая активность. обогащение словаря и т. д.

Публикация «Использование устного народного творчества в формировании связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых, поэтому необходимо поставить задачу перед педагогическим коллективом - показать детям красоту русского языка через устное народное творчество; поэтапно формировать интерес к устному народному творчеству, и как следствие, обогащать словарный запас детей.

Жанры устного народного творчество несут в себе активизирующее воздействие на ориентировочной основе, которое заложено не только в содержании, но и в структуре произведений.

Анализ текстов устного народного творчества показывает, что народные произведения, обращенное к детям, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим миром. Именно это открытие внутреннего богатства текстов устного народного творчества приводит к выводу, как значимы народные произведения, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Устное народное творчество развивается в пределах установившихся традиций на протяжении всей жизни. Эти традиции проявляются во всем развитии фольклора и его жанров, которые в своё время возникли из ранее уже существующих. Различные приёмы создания художественного образа, средства изображения переходили не только из сказки в сказку или из песни в песню, но и из одного жанра в другой, изменяясь и совершенствуясь. Для людей, плохо знакомых с народным творчеством, некоторые слова и выражения, например, в былинах или в обрядовых песнях, покажутся непонятными. Это объясняется тем, что одни явления и предметы ушли из жизни, другие стали по-новому называться, да и в синтаксисе русского языка произошли изменения. Но для тех, кто создавал, исполнял и слушал сказки, былины и песни, всё было своё, родное, понятное. И теперь язык фольклорных произведений поражает любителей родного слова, писателей, учёных своей простотой, точностью и красотой.

Конечно, в фольклорных произведениях нет ни точного описания исторических фактов, ни дат, а изображаемые события и персонажи часто даже не возможны в действительности. Историческая ценность фольклора в том, что он является духовной биографией трудового народа, поэтической летописью его многовековой жизни и борьбы. Рождённое в труде, народное творчество отразило все стадии освоения человеком природы, развития его сознания.

Уже в младшем дошкольном возрасте мы начинаем знакомиться с первыми жанрами русского народного фольклора такого как: колыбельная песня, сказка, детская игра малой подвижности. Все это следует за нами по пятам во взрослую жизнь. Наверное, нет на свете таких людей, которые не знали хотя бы несколько пословиц и не помнили напева какой-нибудь русской песни. Мир красоты русских традиций открывается уже в старых колыбельных песнях, которые наполнены любовью матери или бабушки сулящие своим дочерям и сыновьям многочисленные будущие удачи и благополучия.

По традиции русского народа после пения колыбельных песен наступает очередь развлекать ребёнка или как в народе говори «тешить» потешками и пестушками. Своё название пестушки получили от слова пестовать, что означало нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Это короткие стихотворные приговоры, сопровождающие движение ребёнка в первые месяцы его жизни. Проснётся младенец – потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают: «Потягунюшки, порастунюшки, роток говорунюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки «. Пестушка незаметно переходит в песенку-потешку, которую поют ребёнку, играя с его пальцами, ручками, ножками. У потешек был свой смысл жизненный урок «бодатая, рогатая коза грозит рогами тем, кто каши не ест, молока не пьёт.

Детям в первые годы жизни матери пели песенки и более сложного содержания такие как : песенные прибаутки или маленькие сказочки в стихах.

Смысл прибауток в изменении реальных явлений, но таких за которым угадываются действительные связи мира. В особенности это свойство обнаруживается в прибаутках-перевёртышах. Здесь всё перевёрнуто, всё наоборот: ушастая свинья свила гнездо на дубу, загорелось синее море…Одним словом, это путаница, но в ней всё легко расставить по своим местам. Ребёнок учиться смеяться над тем, что не соответствует своему назначению и месту и детей учили не мириться с ложью и несообразностями.

Различные жанры устного народного творчества родом из простого народа далеко не богатого. И поэтому в те далёкие времена дети с раннего детства привыкали разделять заботы и невзгоды своих родных и близких. На улице дети выучивали заклички, приговорки с целю попросить у природы хоть не много благодати. Закличка это обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам, а приговорка – обращение к мыши, чтобы дала новый, крепкий зуб вместо выпавшего, к улитке, чтобы выставила рожки; это – передразнивание птиц, слова при скакании на одной ноге: когда в ухо попадала вода и надо было, чтобы она вылилась. В отличие от заклички приговорка исполняется не хором, не группой, а каждым отдельно. Просьбы и пожелания детей звучат как приказы. Требовательная закличка возникла в те далёкие времена, когда народ ещё думал, что словом можно влиять на природу. С той поры заклички изменились и стали игрой. Среди приговорок много забавных подражаний птичьему голосу.

Игровые припевы и игровые приговоры обладали особыми свойствами, так как ими начинают игры или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок, а чаще всего содержат условия самой игры. Как, например хозяин зовёт гусей-лебедей домой, а они отвечают, что боятся, потому что волк ждёт их под горой. Словесные приговоры и припевы придают смысл игровым действиям, реже словесный текст составляет простое пояснение ходу действия. Частью игры были и считалки. Считалка в простейшей форме это обычный счёт. Игра словом в скороговорках тоже становится источником веселья: в одной фразе нарочно совмещаются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. Скороговорки учили четко, быстро и правильно говорить, хотя и оставались простой игрой.

Во второй половине девятнадцатого века появились частушки, которые исполнялись с целью привлечь общественное внимание, так как были обращены к людскому суду и людской совести. Это своего рода гласность народа тех времён. Один из интересных жанров детского фольклора считается загадки и сказки. Они входят в число детских забав и занятий, порой серьёзных. В народной речи «загадать «означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Про загадку сам народ говорил : «Без лица в личине», то есть лицо загаданного предмета скрыто под маской – личиной, под иносказанием. Загаданные предметы передаются посредством других, имеющих отдельное сходство с теми, о которых умалчивается, или на загаданный предмет только намекают, указав на его отдельные признаки.

Бездонная воля дана воображению для создания сказок, так как они полны чудес, а в волшебные сказки в особенности.

Интересный вопрос, почему люди придумали чудеса в сказках, зачем они. Создатели сказок выходцы из простого и бедного народа, которому приходилось очень много работать. Они занимались таким видом трудовой деятельности как : пахали пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли и ткали, ловили рыбу, били зверей, надеясь на лучшую долю. И в сказках люди думали о том же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твердым в бедах, советовали не мириться со злом, боролись с ним.

В каждой семье найдется книги с таким жанром как устное народное творчество, которые читаю детям разных возрастов и старшим и младшим их родные и дети, конечно, их любят. Потому что с ними можно познавать мир такой как: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Мировой писатель Д. Родари, а в дальнейшем большинство других авторов направления теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) совершенно справедливо утверждают следующее что, существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сёстры издевались над Золушкой, как тяжело жилось Иванушке-дурачку и т. п. ;

Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной и логичной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловатых, задач не менее важно сделать нашу устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого факта. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, автор почти к каждому произведению предлагает специально подобранные фразеологизмы и пословицы.

Необозрима область жизни, охваченная пословицами и поговорками. Пословица и поговорка – одновременно и явление языка, и явление искусства. Ёмкое пословичное суждение только в речи раскрывает свой смысл.

Cтоит подумать над тем, почему мы не прямо называем вещи своими именами, а прибегаем к окольной речи, намёкам, аналогии, которая всегда есть в каждой настоящей пословице. Дело в том, что пословица, кроме обобщённой мысли, содержит оценку – насмешку, сожаление, восторг, удивление - выражает человеческие чувства. Вот и пословицу: «Не в свои сани не садись «- народ употребляет для порицания, смешанного с насмешкой.

Поговорка – общепринятое образное выражение, и тоже существует в речи для эмоциональных оценок. Одно дело сказать о ком-либо, что он пришёл внезапно, другое – сказать: «Свалился как снег на голову «. Это не простое определение внезапности, но и выражение досады, удивления, недоумения.

Поговорка отличается от пословицы тем, что она всегда часть суждения. Иное дело пословица – она подкрепляет речь говорящего отдельным самостоятельным суждением.

Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.

Дети старшего дошкольного возраста не достаточно обогащены словарным запасом, несформирована грамматическая система, неразвита связная речь тем более монологическая. Что бы не нарушить, естественного хода коррекционно-воспитательного процесса необходимо, обогатить детский активный словарь понятиями из устного народного творчества и не только русского, но и других народов, познакомить с обозначениями предметов, оставшимися в прошлом. Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.

Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида растительного и животного мира. Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более духовным.

Необходима подчеркнуть, что такие авторы как: А. П Усова и её научные труды " Русское народное творчество в детском саду",Е. А Флерина "Эстетическое воспитание дошкольников, Е. А Тихеева, Н. А Ветлугина и многие другие положили в основу свои достижения, исследования, наиболее удачные приёмы воздействия и методические рекомендации.

Устное народное творчество является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с произведениями устного народного творчества занимает большое место в общей системе работы с детьми. С другой стороны, воздействие народного творчества на ребёнка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития. Значение актуальности этой проблемы, так как основная ценность устного народного творчества в том, что с её помощью можно установить эмоциональный контакт с ребёнком как старшего, так и младшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование устного народного творчества в формировании связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 октября 2021 в 06:33
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование устного народного творчества в формировании связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Михайловна Гетманова (УИ 552897) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД