МААМ-картинки

Использование элементов арт-терапии в коррекции речевых нарушений

Анна Бубнова
Использование элементов арт-терапии в коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы

Использование элементов арт-терапии в коррекции речевых нарушений

учитель-логопед Бубнова Анна Георгиевна

г. Рязань

МБДОУ "детский сад №138"

Дети с нарушениями речи есть в каждом детском саду. Для работы с таким контингентом воспитанников открываются логопедические группы, логопункты. Проблема дефектов речи стала особо актуальной в последние годы, благодаря этому основные методы и приемы логопедической работы пользуются популярностью и применяются не только учителями-логопедами и дефектологам, но и педагогам ДОУ и даже родителям. Всевозможные образовательные интернет-ресурсы, специальная литература – для каждого интересующегося этой проблемой найдется нужная информация.

Публикация «Использование элементов арт-терапии в коррекции речевых нарушений» размещена в разделах

Знание информационно – коммуникационных технологий, являющееся обязательным в наше время, дает возможность педагогам искать инновационные методы работы. Однако не только педагоги стали более осведомленными в области ИКТ, их современные воспитанники могут дать фору любому среднему пользователю ПК. Дети ХХI века, идущие в ногу со временем, не дают возможности отставать и людям, работа которых заключается в том, чтобы вырастить из них полноценно развитую личность, современно мыслящего школьника и просто счастливого ребенка.

Именно эту цель преследуют воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители и остальные участники образовательного процесса, когда приступают к поиску и изучению нестандартных форм воздействия на дошкольника. Одной из таких форм стала арт-терапия. В моем случае - методы и приемы арт-терапевтической работы.

Арт-терапия – это целая планета, на которой есть страна-психология, страна-медицина, страна-педагогика и страна-искусство. Ребенок путешествует, а мы его гиды, люди, сопровождающие, объясняющие, знакомящие, открывающие неизведанное.

Арт-терапия выполняет ряд функций:

• воспитательная;

Реализация методов арт-терапии проходит в определенной среде: она свободна, безопасна и не требует оценки. Благодаря этому отсутствует элемент соперничества, в итоге дети лишь наблюдают друг за другом, за собой. В процессе работы складываются открытые, доверительные, отношения в коллективе, и педагогом. Дети учатся сопереживанию. Это формирует систему моральных норм, умение корректно общаться, выстраивать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.

коррекционная;

Многие методы несут в себе коррекционный подтекст. Использование их оказывает большое влияние на развитие общей и мелкой моторики, межполушарных связей, фонематических процессов и речевой функции, а также эмоционально-волевой сферы дошкольника.

• диагностическая;

В процессе работы педагог может получить сведения об индивидуальных особенностях воспитанника. Это лучший способ наблюдения за ребенком в самостоятельной деятельности.

Существует множество арт-терапевтических направлений, к ним относится:

• изотерапия;

• цветотерапия;

• игротерапия;

• музыкотерапия;

• сказкотерапия;

• библиотерапия;

• кинезиотерапия;

• имаготерапия;

• ароматерапия;

• смехотерапия;

• мнемотехника.

Элементы некоторых технологий, из перечисленных выше, я применяю в своей работе. Это вызвано необходимостью сделать коррекционный процесс более ориентированным на работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Изотерапия (художественно-изобразительная деятельность)

Цель: самовыражение и самореализация ребенка в продуктах творчества.

Задачи:

• развитие мелкой моторики;

• развитие артикуляционного аппарата;

• развитие речевого дыхания;

• развитие связной речи.

Техники:

1. «Кляксография»

На влажный альбомный лист ребенок (возможно с помощью педагога) наносит кляксы. Затем с помощью трубочки дует на них. В результате получаются затейливые узоры. По завершению работы ребенок рассказывает, что он нарисовал.

2. Пальцевая живопись

Ребенку дается черно-белое изображение крупного объекта, который необходимо раскрасить пальцами.

3. Рисование на манной крупе

В поднос насыпается манная крупа, по которой ребенок рисует пальцами, комментируя свои действия.

Кинезиотерапия (Двигательно-речевая деятельность)

Цель: коррекция речевых нарушений, по средствам использования двигательной деятельности.

Задачи:

• Развитие общей моторики;

• Развитие межполушарных связей коры головного мозга;

Основные разделы:

1. Пальчиковая гимнастика;

Использование пальчиковых игр : движения пальцев рук, сопровождающиеся стихотворным текстом.

2. Упражнения по визуализации;

Игры «Волшебный сундучок», «Чудесный мешочек». Ребенок опускает руку в мешок, внутри которого находятся мелкие предметы. Ощупывая их дошкольник воссоздает образ предмета и угадывает его.

3. Динамические паузы;

Включаются в часть НОД, участвуют в развитии общей и мелкой моторики, артикуляционного праксиса, развивают межполушарные взаимодействия.

Подбирается стихотворный текст, соответствующий лексической тематике НОД. Логопед проговаривает строчку, дети повторяют за ним слова. Затем к тексту присоединяются движения рук, а затем ног. В итоге: ноги непрерывно маршируют, меняются схематичные движения рук, и на пословном ритме проговаривается текст.

Игротерапия

Цель: формирование коммуникативных способностей.

Задачи:

• Развитие связной речи;

• Развитие коммуникативных навыков.

Опираясь на лексическую тему детям предлагается разыграть различные ситуации, в которых ребенок основное действующее лицо, а логопед – вспомогательный персонаж. В процессе игры развивается связная речь, воображение и мышление ребенка, формируются социальные нормы и коммуникативные навыки.

Музыкотерапия

Цель: сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодии, неречевых звуков.

Задачи:

• Развитие фонематических процессов.

Находясь в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем, логопед имеет доступ к музыкальной картотеке. В соответствии с темой НОД, необходимо подбирать материал, который может сопровождать вступительную часть занятия, релаксацию, динамическую паузу. Помимо этого, детям нравятся игры, в которых необходимо менять вид деятельности в зависимости от того, как меняется музыка. Будь то листики, опадающие с деревьев осенью, или снежинки – под энергичную музыку, дошкольники двигаются быстро, в хаотичном порядке. Когда мелодия меняется на спокойную, дети замедляют свои движения, они плавно кружатся, движения их размерены.

Мнемотехника

Цель: увеличение объема памяти путем образования ассоциаций

Задачи:

• Развитие связной речи

• Развитие ассоциативного мышления

• Развитие зрительной и слуховой памяти

Учитель – логопед составляет мнемоколлаж или мнемотаблицу, глядя на которые ребенок может узнать знакомую ему сказку, а после пересказать ее. Используя различные карточки, дети могут сами придумывать свои рассказы и сказки.

Перечисленные методы работы оказывают неоспоримую помощь в работе. Дети с тяжелыми нарушениями речи в силу специфики речевого недоразвития нуждаются в использовании нестандартных подходов к вопросам коррекции. Где как не в арт-терапии ребенок может выразить свой творческий потенциал, не обладая на начальном этапе достаточной речевой подготовкой.

Одним из достоинств арт-терапии является ее многогранность и разновидность форм. Поэтому для людей, интересующихся этим вопросом, всегда найдется тема для более подробного изучения доступного материала. На данном этапе особый интерес вызывает поиск возможности внедрения элементов арт-терапии в образовательный процесс, новые технологии, методический материал и изготовление дополнительных пособий, адаптируемых под воспитанников логопедической группы.

Публикации по теме:

Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических игр и упражнений по лексической теме «Посуда» МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Олененок" Проект "Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических.

Логопедическая служба детсада Организация логопедического пункта как структурного подразделения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование элементов арт-терапии в коррекции речевых нарушений
Опубликовано: 4 февраля 2015 в 22:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов арт-терапии в коррекции речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Анна Бубнова (УИ 298643) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД