Галина Гринько
Итоговое занятие «Лето» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель : Гринько Галина Викторовна
Цель: Обобщение и расширение знаний детей по теме «Лето».
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания о сезонных изменениях в природе, в летний период, о насекомых, их строении, местах обитания, о лесных ягодах и грибах;
закреплять умение отгадывать загадки, классифицировать одежду по сезону, образовывать прилагательные из существительных, самостоятельно оценивать свои знания;
развивать коммуникативные навыки;
улучшать общую моторику и координацию движений;
Публикация «Итоговое занятие „Лето“ для детей средней группы» размещена в разделах
Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость и экологическую воспитанность; развивать коммуникативные навыки; улучшать общую моторику и координацию движений;
Материалы и оборудование: искусственная полянка с цветами и насекомыми, гусеница, нитки для кокона, бабочка в коконе, паук, счётные палочки, плакат рисунками одежды, кепки и панамки, два гелиевых шарика, панно с цветами и бабочками по количеству детей.
Структура занятия.
1. Организационный момент. (У воспитателя в руках солнышко) Ребята, посмотрите, к нам в гости заглянуло солнышко. Мы радуемся солнышку во все времена года. Какое сейчас время года? (Весна).
2. Времена года
Какие ещё времена года вы знаете? (Ответы детей).
Последовательность времё н года:
Ребята, кто может составить картинки времён года последовательно, начиная с осени? (Воспитатель вывешивает картину с изображением осени, желающий ребёнок продолжает цепочку.) Завершает цепочку какое время года? (Лето) О нём мы сегодня и поговорим.
3. Постановка проблемы.
Ребята, мы уже на занятиях говорили о лете. Но солнышко хочет знать: много мы знаем о лете или нет? Как вы думаете? (Ответы детей).
Кто считает, что мы знаем достаточно много о лете, встают под жёлтый шарик. Кто считает, что мы знаем мало о лете, встают под оранжевый шарик. (Дети встают под шарики, воспитатель считает и просит пройти на стульчики).
4. Лето.
Чтобы отправиться в лето мы должны подобрать соответствующую одежду.
Д/игра «Летняя одежда».
Цель: Показать умение детей классифицировать одежду по сезону.
Итак, летняя одежда выбрана. Я вас приглашаю на летнюю полянку. Подходите, надевайте кепки, панамки, шляпки… (дети надевают головные уборы).
Скажите, зачем, отправляясь в лето, мы надели головные уборы? (Солнце светит летом ярко, жарко и без панамок может голова перегреться и наступить солнечный удар).
Педагог хвалит ребят за правильный ответ, зовет поиграть в игру:
«Лето, лето, лето – какого оно цвета?
А ну-ка расскажите, а ну-ка покажите.
Нежно – зеленого, как в траве кузнечик (прыгают, как кузнечики,
Желтого, желтого, как песок у речек (показывают песок и волну реки,
Яркого, синего, самого красивого (поднимают руки вверх, кружатся вокруг себя,
Вот какое лето.
Все готовы отправиться в лето? (Да) Тогда в путь. (Звучит спокойная музыка, дети подходят к подготовленной полянке и рассаживаются вокруг). Дети рассматривают цветы, узнают и называют их. Я вам буду загадывать загадки про насекомых, а вы их угадаете и найдёте это насекомое на полянке.
Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз. (Муравей.)
(Ребёнок читает стихотворение)
Муравью нельзя лениться,
Муравей живёт трудом.
Всё, что только он увидит,
Тащит в свой подземный дом.
Воспитатель: Муравьи, как пчёлы - большие труженики.
Я предлагаю вам, ребята, превратиться в братишек-муравьишек.
Игра «Муравьи строят дом».
Цель: Развитие двигательной активности.
Дети строятся в две колонны. Каждая должна перенести счётную палочку на стол и построить муравейник.
Не мычит коровка та,
Нет рогов, копыт, хвоста,
Молока нам не дает,
Под листочками живет.
С вредной тлёй воюет ловко
эта. (божия коровка.)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(Бабочка).
Имя взял у кузнеца,
Цвет — у огурца,
Крылья — у морошки,
Ножки — у блошки.
(Кузнечик.)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит — стрекочет.
(Стрекоза.)
Она щедрая хозяйка;
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделиться медком.
(Пчела.)
Воспитатель напоминает детям чем питаются пчелы, перелетая с цветка на цветок, поощряет правильные ответы. Объясняет, что пчелка из нектара производит мед; закрепляет уже известное слово «трудолюбивая», поскольку эти насекомые очень любят трудиться; уточняет знания детей о домике пчел; рассказывает малышам, что в улье живет очень много пчел.
Игра малой подвижности «Помощники».
Представьте, что на полянке закончился нектар, предлагает педагог пофантазировать детям, и вылетела из улья пчела-разведчица на разведку, зажужжала, полетела далеко-далеко, нашла полянку, но столько много нектара она не может унести одна, и позвала пчелка подружек, поднимите ребята правую руку, предлагает поиграть воспитатель, приготовьте указательный палец, полетели на разведку, сколько много у нас пчелок, громко жужжат пчелки, далеко улетели, еле слышен их голосок (малыши жужжат громко, тихо, бегают по залу, указательным пальцем правой руки имитируя движения пчелы). Сели пчелы на цветочек, собрали нектар и полетели домой.
Воспитатель аккуратно сажает пчелку обратно на цветок, нечаянно задевая большие зеленые листья, приподнимает их, показывая спрятавшееся под ним насекомое, удивленно интересуется у детей кто это? (ответы). Педагог осторожно извлекает гусеницу и демонстрирует детям, напоминает о бережном отношении к крохотным насекомым; спрашивает у ребят, любят ли они сказки; предлагает рассказать сказку о гусеничке.
«Жила была гусеничка (воспитатель показывает игрушку, поглаживает ее, которая считала себя очень хорошенькой, а вот окружающим она совсем не нравилась, и все кто ее встречал, говорили: «Фу, какая не красивая, уродливая гусеница». И стала она прятаться от всех под листочками. Однажды гусеничка совсем загрустила и от обиды у нее изо рта пошла паутинка, как слезки. Она в нее начала заворачиваться, заворачивалась, заворачивалась (воспитатель показывает ребятам, как заворачивалась гусеничка и предлагает с ней поиграть, повторить движения) и превратилась в кокон (педагог достает из под другого листа кокон и показывает детям). В коконе ей было спокойно и тепло. Гусеничка приклеилась на листик и уснула, а когда проснулась, почувствовала, что ей стало очень тесно в коконе. Она попыталась перевернуться, но что – то ей мешало, и гусеничка поняла, что теперь у нее есть крылья. Она их расправила, и кокон лопнул, а из кокона показалась бабочка, она была очень красивая, и все кто называл ее страшной и уродливой, стали восхищаться: «Ах, какая красивая бабочка». А бабочка порхала с цветочка на цветочек, и только улыбалась им в ответ.
Выждав небольшую паузу, воспитатель интересуется, понравилась ли детям сказка, что случилось с гусеницей, предлагает вместе с бабочкой порадоваться этому превращению и немножко полетать.
«В поле крылышки мелькают,
В поле бабочки летают,
Полетели, закружились,
На цветке остановились».
(выполнение движений по смыслу).
Вот какие насекомые живут на летней полянке. А сейчас вернёмся на стульчики и выполним задания, которые нам приготовило солнышко.
5. Выполнение заданий о насекомых:
Д/Игра "Кто где живет?"
Цель: Закрепление знаний о местах проживания насекомых.
(картинка с домиками насекомых). Нужно назвать «домик», сказать какое насекомое там живёт.
Д/Игра «Кто здесь лишний?»
Цель: Закрепление знаний об отличительных чертах насекомых.
(насекомые и среди них паук). Ребята, посмотрите внимательно на картинки и определите, какая картинка здесь лишняя и расскажите почему? (Дети находят лишнюю картинку с пауком и объясняют, что у насекомых три части тела: голова, грудь, брюшко, у насекомых шесть лапок, а у паука больше). Какие вы молодцы, так много знаете о насекомых, посмотрите на экран, вам солнышко улыбается, значит вы выполнили задания верно.
6. Прогулка в летний лес.
А хотите прогуляться по летнему лесу?
Тогда, вперед!
Ждет нас в гости друг зеленый,
Ждут березки, липы, клены,
Травы, ягоды, грибы
Небывалой красоты.
Сосны, ели до небес,
Друг зеленый, это (лес).
Физкультминутка.
А в лесу растёт черника, Приседания
Земляника, голубика.
Чтобы ягоды сорвать,
Надо ниже приседать.
Нагулялся я в лесу, Ходьба на месте
Корзинку с ягодой несу.
Что растёт в лесу летом? (Ягоды, грибы).
Какие ягоды вы знаете? Покажите и назовите знакомые вам ягоды.
( Слайд с лесными ягодами: земляника, малина, черника, клюква, смородина, крыжовник).
Словесная игра «Какой? Какое?»
Цель: Закрепление умения образовывать прилагательные из существительных.
Сок из клубники (какой) – клубничный.
Варенье из черники (какое) – черничное.
Компот из малины (какой) – малиновый.
Варенье из смородины (какое) – смородиновое.
Отлично, про ягоды вы тоже много знаете! Вам, опять, улыбается солнышко. Ягоды собрали, а что ещё, в лесу, можно собирать летом? (Грибы).
Д/Игра «Проверь корзинку грибника».
Цель: Закрепление умения отличать на вид ядовитые грибы: мухомор и бледную поганку.
Ребята, ёжик набрал грибов и не знает, все ли они съедобные. Давайте поможем ему перебрать грибы.
(картинки съедобных и несъедобных грибов). Дети находят несъедобные грибы (мухомор и бледную поганку) и называют их.
Беседа «Что может случиться, если съесть ядовитый гриб?» (Ответы детей). Какие молодцы, про грибы, тоже, много знаете.
7. Вывод.
Путешествие в лето закончилось. Я хочу, чтобы вы ещё раз подумали и сделали вывод, мало вы или много знаете о лете. Прошу вас пройти к шарикам и встать под оранжевый шарик тех ребят, кто так и думает, что мы почти ничего не знаем о лете, а под жёлтый шарик встанут ребята, которые думают, что все-таки о лете мы уже много что знаем.
(Дети встают под шарики, воспитатель подсчитывает и делает вывод о динамики роста восприятия знаний и повышения самооценки).
8. Рефлексия.
О чём мы сегодня говорили? (О лете).
Чтобы лето быстрей наступило, мы с вами посадим бабочек на эту цветочную полянку. (Заранее приготовить панно с цветами по количеству детей). Каждый по очереди возьмёт бабочку, и прежде чем посадить её на цветок, скажет, что больше всего понравилось на занятии.