МААМ-картинки

Из опыта работы «Дидактическая игра как средство развития логического мышления»

Наталья Бочанова
Из опыта работы «Дидактическая игра как средство развития логического мышления»
▼ Скачать + Заказать документы

Для успешного обучения в школе ребёнку необходимо не только много знать, но и уметь доказывать свои мысли, размышлять, делать умозаключения. Уже в дошкольном возрасте нужно создавать необходимые условия для развития интеллектуально – познавательной деятельности. Несомненно, что в этом возрасте лучше всего использовать игровую деятельность.

Работая над проблемой по развитию логического мышления старших дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективным средством являются дидактические игры. Именно они опираются на поисковую активность и сообразительность детей, заставляют их думать. В своей группе я организовала игру «Состязания Умников», которую провожу один раз в неделю во второй половине дня. С помощью этой игры я закрепляю пройденный материал, где дети решают логические, познавательные задачи, размышляют над проблемными ситуациями. Дети делятся на подгруппы, получают от сказочного героя Незнайки конверт с заданиями и самостоятельно, вмести находят пути решения. Детям предлагаются задания разной степени сложности. Главное, чтобы решение проблемы увлекло их. Например, я предлагаю следующие задания: «Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге?», «Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене?»

Публикация «Из опыта работы „Дидактическая игра как средство развития логического мышления“» размещена в разделах

Встречаются задачи, которые можно решить, проведя опыты и эксперименты, такие, как: «Почему паук не липнет к паутине?». С помощью таких задач у детей формируется познавательная активность, дети учатся размышлять, доказывать, делать выводы. Если дети затрудняются в решение заданий, то на помощь приходит вся группа, и решения принимают вместе. В процессе формирования логического мышления очень важно научить детей делать пусть маленькие, но собственные открытия.

На занятиях по развитию логического мышления использую различные игры. Такие игры, как «Хитрые задачи?», «Съедобное – несъедобное», «Головоломки», «Ребусы» – они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: «Чудесный мешочек», «Найди различия». В таких играх у детей развивается память, внимания, логическое мышления. Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: «Что нарисовано?», «Найди ошибку», «Лишний предмет», «Назови одним словом».

Игры «Лабиринты», «Продолжи ряд», «Помести недостающую фигуру», развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.

К концу года дети играют в более сложные игры: «Цепочка примеров», «Сложи узор», «Повтори рисунок», «Логические концовки. Цель этих игр – формирование представлений об алгоритме, классификация по одному свойству, формирование логической операции.

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимо-действии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. В уголке для родителей периодически вывешивался материал по освещению этапов развития у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям, консультации. В конце учебного года проводится развлечение : «В гостях у математики».

Ведущий:

Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. Нас пригласила в гости сама королева. А как ее зовут, мы узнаем, если пройдем все испытания. За каждый правильный ответ команда будет получать букву. Для начала мы разделимся на две команды и отправимся путешествовать.

I. Детям предлагается пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и назвать его.

1. Васильки, бархатцы, розы, горох, ромашки.

2. Ручка, карандаш, линейка, машинка, тетрадь.

3. Коля, Ваня, Таня, Сережа, Галя.

4. Тополь, береза, шиповник, липа, осина.

5. Зима, весна, лето, июнь, осень.

6. Треугольник, квадрат, указка, четырехугольник, круг.

II. Детям предлагается пара слов, которые они должны назвать одним словом.

1. Понедельник, суббота- …

2. Снег, дождь -…

3. Морковка, капуста - …

4. Голова, туловище -…

5. Стол, стул - …

6. Август, июнь - …

III. Командам предлагается серия картинок из 4-5 рисунков, в котором рассказывается о каком- либо событии. Детям предлагается разложить картинки так. Чтобы получился связный рассказ. И рассказать его.

Музыкальная пауза. (командам предлагаются спеть песни, которые были подготовлены заранее).

IV. Игры со счетными палочками.

1. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

2. Составить 3 равных квадрата из10 палочек

3. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника

4. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника

V. Командам даются лабиринты, изображённые на бумаге.

1. Покажи пчёлке путь к букету из 6 цветков.

2. Какие верёвочки приведут к цифре 5.

VI. Логические концовки

Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).

Если 2 больше одного, то один… (меньше двух).

Если Саша вышел из дома раньше Серёжи, то Серёжа… (вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то речек… (меньше реки).

Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая… (слева).

VII Командам предлагается плакат, на котором изображены фигуры и линии. Команда внимательно рассматривает его и запоминает. Затем его убирают. Один из членов команды должен нарисовать все фигуры на чистом листе.

Подвижная игра : «Роботы и звездочки»

VIII. Задачи шутки.

Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо — совсем позабыла.

Две штучки — для внучки,

Две штучки — для деда,

Две штучки — для Тани,

Дочурки соседа.

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки.

В рыбьем царстве к осетру

Приплывают по утру

Три молоденькие щучки,

Чтоб ему почистить щечки,

А четыре чебака

Моют брюхо и бока.

Посчитай-ка, детвора,

Сколько слуг у осетра?

IX. «Что изменилось?». На столе стоят игрушки. 1 минута на Запоминание, Затем все закрывают глаза и предметы меняются местами. Даётся время на обсуждение.

X. Королева большая модница и просит вас сделать для нее волшебные бусы.

(Методическое пособие дары Фрёбеля). Каждой команде дается картинка с образцом сбора бус из геометрических фигур.

Вот и все задания выполнены. Какое слово получилось? Давайте прочитаем. Математика. Вот как зовут нашу Королеву. А вот и она. Математика. Королева Математика загадывает загадки:

Он и мячик, и клубок,

И Луна, и колобок.

(шар)

Злая рыба хвост-лопата

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь?

(треугольник)

Два квадрата-близнеца –

Половинки их отца.

Сторонами приложи,

Имя их отца скажи.

(прямоугольник)

Королева Математика вручает призы (конфеты) победившей команде, а они делятся со своими товарищами. На прощание проводится подвижная игра : «Запрещенное движения». Играют все дети, ведущая королева Математика.

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас. Необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые воспитанники осознавали бы необходимость воспитания их у себя. И главное, учение должно быть радостным.

1. Бабаева Т. И. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» - С. -П. : Детство-Пресс, 2014

2. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду» : Просвещение, 1982

3. https://www.olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-geometricheskie_figury.html

Публикации по теме:

Центр природы как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) Актуальность. Ознакомление с природой - одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Для развития мышления и речи ребенка.

Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста «Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста». Игра практически с древних времён является основной.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Технология Кроссенс как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд : кроссворд. чтобы раскрыть тайну и узнать название моего мастер-класса, предлагаю вам разгадать педагогические загадки: • Соревновательное.

Доклад из личного опыта: «Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста» Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной.

Театрализованная игра как средство развития ребенка (из опыта работы) Тема: «В мире волшебных кулис» (из опыта работы) воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №12 ст. Каневской Люльченко Татьяна.

Обобщение опыта работы «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников» Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной.

Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста» «Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста» Затрагивая в настоящее время любой вопрос,.

Сообщение из опыта работы «Конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей детей» Для правильного и гармоничного развития ребенка необходимо строить воспитательный процесс на целом ряде методик. Например, конструирование.

Статья из опыта работы «Робототехника как технология развития инженерного мышления дошкольников» «Робототехника» как технология развития инженерного мышления». Шипицына Анна Петровна, воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Дидактическая игра как средство развития логического мышления»
Опубликовано: 1 мая 2017 в 20:02
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Дидактическая игра как средство развития логического мышления»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бочанова (УИ 1167504) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД