Людмила Прокофьева
Из опыта работы воспитателя «Формирование основ ЗОЖ у дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД № 21 «ЧЕРЁМУШКИ» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ГОРОДА ТОРЕЗА»
по теме: «Формирование основ ЗОЖ у дошкольников, через использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
Публикация «Из опыта работы воспитателя „Формирование основ ЗОЖ у дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Педагогическая находка: «Волшебные резиночки»,
Воспитатель : Прокофьевой Людмилы Юрьевны
«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное
описание счастливого состояния в этом мире».
Джон Локк
В современном мире, одним наиболее важным и приоритетным аспектом, является состояние здоровья детей. Здоровье является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Бережное отношение к здоровью - одна из важнейших задач каждого человека, и научить детей заботиться о нем, моя главная цель. К большому сожалению, исследования за последнее десятилетие показывают ухудшение общего состояния здоровья детей, из-за проблем в экологии, экономики, геополитике. Здоровье ребенка подвергается воздействию не слишком благополучной экологической обстановки, влиянию многочисленных электроприборов, телефонов, гаджетов, окружающих маленького человека и т. п. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования его личности.
Сегодня, как никогда усилия педагога ДОУ направлены на сохранение и укрепление здоровья ребенка. Одним из путей решения проблемы - являются здоровьесберегающие технологии, которые направлены организовать педагогический процесс так, чтобы детям интересно было укреплять свое здоровье более нетрадиционными формами.
Физическое здоровье дошкольников неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Опираясь на принцип “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю рациональным решение проблемы воспитания гармонично развитой личности через использование принципа преемственности учреждения и семьи. В начале учебного года, я выбрала тему своей углубленной работы : «Формирование основ ЗОЖ у дошкольников, через использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
В начале работы, мной была изучена литература, с помощью которой была организована и создана РППС, разработан проект : «Использование здоровьесберегающих технологий для гармоничного развития детей младшего дошкольного возраста».
В своей работе я выделила три основных направления :
- технологии воспитания культуры здоровья
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия
- физкультурно-оздоровительные технологии.
В рамках формирования основ укрепления здоровья мы с ребятами учились заботиться о своем здоровье, также активно проводилась работа с родителями, которая показала, что родители группы стали больше интересоваться здоровьесберегающими технологиями, с помощью мастер – класса изготовили тренажеры дома и с детками проводят оздоровительную работу в домашних условиях.
В своей работе использую приемы, направленные на развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников. Я системно планирую оздоровительные формы в течение дня : утренняя гимнастика, закаливание, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки (коррегирующая ходьба по дорожкам здоровья, гигиеническая гимнастика после дневного сна.
Во время организованной образовательной деятельности с целью укрепления здоровья, всегда использую : гимнастики для глаз, дыхательные, пальчиковые гимнастики, физминутки, самомассажи.
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.
Дыхательную гимнастику провожу с предметами: листочки, цветочки, снежинки, бабочки, самолетики, тучка, ватные шарики, что способствует развитию интереса и активности детей.
Физминутки провожу с музыкальным сопровождением и без, для смены видов деятельности во время ООД.
Гимнастику для глаз провожу с ребятами ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время все зависит от интенсивности зрительной нагрузки.
Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.
Основное внимание мне бы хотелось уделить пальчиковым гимнастикам и играм. Так как в младшем возрасте ведущую роль в развитии гармоничной личности относят речевому развитию, давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга. Развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и понимать ее. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: положение пальцев, последовательность движений, малые стихотворные строки - это упражнение для развития памяти малыша. Также с помощью пальчиковых игр можно развивать фантазию и воображение, руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а потом и ребенок может сочинять свои «пальчиковые истории». Итогом всех этих упражнений станет хорошо развитая мелка мускулатура, что поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.
В начале учебного года ко мне в группу пришли малыши, мне очень хотелось придумать для них игры, которые были бы для них необычные, чтоб оборудование и материал был простой, а самое главное, чтобы ребята могли играть дома с родителями, тем самым закреплять полученные знания и больше времени проводить с ними. Я наблюдала за девочкой, которая снимала с головы резиночку и постоянно надевала ее на пальчик. Так пришло мне в голову разработать дидактические, пальчиковые игры для детей с цветными резиночками.
Хочу поделиться своей педагогической находкой: «Волшебные резиночки»
для детей 3-4 лет
Цель: развитие мелкой мускулатуры пальцев, связной речи, памяти, посредством нестандартного оборудования (маленьких цветных резинок для волос).
Задачи: улучшать ловкость и подвижность ребенка, совершенствовать координацию движений и скорость реакции, формировать познавательную активность и творческое воображение, развивать психические процессы (внимание, память, мышление и воображение, артикуляционную и мелкую моторику, закреплять названия пальцев и основные цвета, воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, умение радоваться.
Материал: разноцветные маленькие резиночки.
Картотека:
1.«Желтые листочки»
Задачи: учить детей поочередно надевать на пальчики резинки, развивать мелкую моторику, закреплять желтый цвет, понятие много, воспитывать старательность, усидчивость.
Ход: Ребята поочередно надевают резиночки желтого цвета на пальчики от указательного к мизинцу, затем снимают, согласно тексту стихотворения. Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки).
Листья березы (надеваем резиночки поочередно на каждый палец)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём (сгибаем и разгибаем кулачок).
2.«Белые снежинки»
Задачи: продолжать учить детей поочередно надевать на пальчики резинки, развивать мелкую моторику пальцев, закреплять белый цвет, понятие «один», «много», формировать интерес к игре, воспитывать старательность, усидчивость.
Ход: Ребята надевают белые резиночки на пальчики самостоятельно в любой последовательности по желанию, затем также снимают, и делают снегопад, после собирают резинки-снежинки в коробочку.
3. «Светофорчик»
Задачи: развивать умение детей поочередно надевать на указательный пальчики резинки в определенной последовательности по цвету: зеленый, желтый, красный, развивать мелкую моторику пальцев, закреплять зеленый, желтый, красный цвет, воспитывать БЖД.
Ход: Дети по примеру воспитателя надевают резиночки только на один указательный палец в определенной цветовой последовательности от зеленого к красному цветов светофора.
Помогает с давних пор
Верный друг наш — светофор.
(хлопают в ладоши)
У него больших три глаза,
Не горят они все разом.
(разжимают и сжимают кулачки).
Глаз зелёный загорелся —
Стоп, машины, мы идём!
Если жёлтый загорелся,
Значит, скоро мы пойдём.
Если красный загорелся,
То нельзя переходить,
Надо ждать на тротуаре
И машины пропустить.
4.«Наряжаем ёлку»
Задачи: упражнять детей в умении поочередно надевать на пальчики резинки, в определенной последовательности, продолжать формировать согласованность действий, развивать мелкую моторику пальцев, закреплять основные цвета.
Ход: Ребята согласно указаниям воспитателя надевают резинки в определенной цветовой последовательности от указательного пальца к мизинцу.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем ёлку наряжать
Яркие фонарики,
И повесим шарики:
Надеваем желтый шарик,
Не забудем красный шарик,
Вот и синий я повешу,
А зеленый как всегда,
Блестит на веточке ой да!
5.«Букет для мамы»
Задачи: совершенствовать умение детей поочередно надевать на пальчики резинки, в определенной последовательности, продолжать формировать согласованность действий, развивать мелкую моторику пальцев, память, закреплять основные цвета, воспитывать усидчивость.
Ход: Ребята согласно указаниям воспитателя надевают резиночки - цветочки в определенной цветовой последовательности от указательного пальца к мизинцу, по указанию воспитателя, затем выполняют дыхательную гимнастику.
В лес пошли мы все гулять,
И цветочки собирать.
На полянке много их: желтых, красных, голубых.
Их прекрасней в мире нет, соберу сейчас букет:
Красный цветочек я в руки беру,
Синий я маме своей подарю,
Желтый – для бабушки нежно сорву,
Зеленый – подружке своей подарю!
Какой замечательный вышел букет,
Лучше него в мире и нет!
А остальные цветы пусть растут,
Радуют глаз, на полянке цветут!
(Ребята, давайте вдохнем аромат этих прекрасных цветов).
Ребята с большим интересом играют в представленные игры! Планирую расширить картотеку игр, согласно индивидуальным и возрастным особенностям в следующем учебном году.