Альбина Кудрявцева
Изучение взаимоотношений между детьми, метод игровой социометрии
▼ Скачать + Заказать документы
КПК: «ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЬЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
ВЫПОЛНИЛ:
КУДРЯВЦЕВА АЛЬБИНА ЛЕОНИДОВНА -
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №3 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
г. ЛУГА, д. ЗАКЛИНЬЕ
РУКОВОДИТЕЛЬ:
ЗАХАРОВА ЛЮДМИЛА ЕВГЕНЬЕВНА -
ДОЦЕНТ, КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК.
Социометрический анализ логопедической группы детей с ТНР
МБДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида»
ФИО слушателя: Кудрявцева А. Л.
Публикация «Изучение взаимоотношений между детьми, метод игровой социометрии» размещена в разделах
Дата проведения исследования: __16.03.2016___
Цель:
Изучение межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (6-7лет).
Задачи:
• Выявить с помощью диагностического метода игровой социометрии «Секрет» детей с трудностями в межличностном общении.
• Получить данные о структуре взаимоотношений в группе.
Методика обработки полученных данных:
В бланке специальными знаками отмечены выборы сделанные ребенком в отношении трех детей группы:
Взаимный выбор определяется следующим образом:
1. Анализируется, кого выбрал данный ребенок и соотносится с тем, выбрали ли его эти дети. Например. Петя Б. выбрал Сашу А., а Саша А выбрал Петю Б. Следовательно, их выбор является взаимным.
2. По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяют статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям:
-«звезда» - 5 и более выборов; I
-«принятые» - 2-4 выбора; II
-«непринятые» - 1 выбор; III
-«изолированные» -0 выборов. IV
3. Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе: соотносятся число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II, с числом членов в группы, оказавшихся в неблагоприятных группах (III-IV).
4. Определить УБГ:
-высокий (I+ II) больше (III+IV);
-средний (I+ II) равно (III+IV);
-низкий(I+ II) меньше (III+IV) .
5. Важным показателем является индекс «изолированности», т. е процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 20 % процентов).
6. Определение коэффициента взаимности по формуле :
(КВ) : КВ = (Р1/Р) Х100%, где
КВ - коэффициента взаимности;
Р1 - число взаимных выборов;
Р – общее число выборов, сделанное в эксперименте.
7. На основании определения статуса каждого члена группы делается вывод о наличии микрогруппы в коллективе. (КВ ниже 20% рассматривается как отрицательный показатель).
8. Анализируются категории положительных и отрицательных выборов.
Условные обозначения:
+ - взаимный выбор
1,2,3 - последовательность выбора, полученного ребенком.
1. Социометрическая матрица
ФИО №п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Настя 1 • 3+ 1 2
Эва 2 • 3 1 2+
Ксюша 3 3+ 1 • 2
Даша 4 3 • 2+ 1
Дима 5 2+ • 1 3+
Кирилл 6 3 • 1+ 2
Саша 7 • 3 2 1
Павел 8 1+ 2 • 3+
Матвей 9 3 1 • 2
Марк 10 1+ 2 • 3+
Иван 11 1 2 3+ •
Денис 12 1+ 2 3 •
Число полученных выборов (сумма) 1 3 1 6 2 2 3 6 3 2 3 3
Число взаимных выборов (сумма) 1 1 1 1 2 - 2 1 - 1 2 1
2. Итоги социометрии :
Статус ребенка Фамилия, имя ребенка
«Звезды» (1) 1. Даша (1)
2. Паша, (1)
итого-2чел.
«Принятые» (2) Кирилл;
Саша;
Матвей;
Марк;
Эва;
Ваня;
Дима;
Денис.
Итого:8 чел
«Непринятые» (3) Настя;
Ксюша
Итого: 2 чел.
«Изолированные» (4) 0 чел.
3. «Статус ребенка в коллективе»
Статус ребенка % от общего числа детей в группе
«Звезды» 16,7.%
«Принятые» 66.6%
«Непринятые» 16.7.%
«Изолированные» 0%
4. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе:
Благоприятный - 2(1)+8(2)=10
Неблагоприятный - 2 (3)
УБГ - высокий (2 + 8) больше (2+0)
5 Индекс изолированности – 0%
6. Коэффициент взаимности :
КВ= 10/36 100% = 0.28 (28%)
7. Вывод о наличии микрогрупп в коллективе:
КВ – 28%
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
1. С помощью диагностического метода социометрии «Секрет» выявлены дети с трудностями в межличностном общении: Настя, Ксюша. Эти дети находятся в категории «непринятые», т. к. по результатам диагностики получили по 1 выбору. Анализ взаимности выборов показал, что они имеют по 1 взаимному выбору друг от друга. Это свидетельствует об их удовлетворенности в общении, поэтому можно говорить об эмоциональном благополучии этих детей в группе.
Анализ мотивировок детей группы позволяет сделать вывод:
• Настя оказалась в категории «непринятые», т. к. имеет агрессивное поведение.
• Ксюша посещает данную группу 2 месяца, что не позволило детям
оценить ее личностные качества.
1. Показатель уровня благополучия в группе - высокий, т. к. статусной категории «изолированных» детей 0%, «непринятых» 16.7%, а категория «звезды» и «принятые» 83.3%.
Анализ категории «звезды» позволяет сделать вывод, что в эту категорию попали дети инициативные, доброжелательные, с которыми все хотят играть.
2. На основании определения статуса каждого члена группы делаем вывод о наличии микрогруппы в коллективе - КВ 28%, что рассматривается, как положительный показатель, который является признаком благополучного психологического климата в группе.
Итак, данные выводы позволяют наметить следующие цели и задачи для коррекции межличностных отношений детей в группе:
Цель: Развитие групповой сплоченности.
Задачи: развивать коммуникативные навыки и умения у детей группы, эмпатию, рефлексию по отношению к Насте и Ксюше.
Для реализации задачи использовать следующие игры, в которых Ксюша и Настя могут выполнять роли ведущих:
«Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птенцы», «Общий круг», «Переходы», «Эхо», «Передай движение», «Передай настроение». «Выбери партнера», «Упрямое зеркало», «Лепим скульптуры», «Слепой и поводырь», «Мостик»,
«Заводные игрушки», «Весы».
Литература:
1. Социальная психология : конспект лекций / И. Т. Кавецкий, С. А. Беляев. - Минск: Изд-во МИУ, 2009.-268 с.
2. Диагностико - коррекционная работа с детьми / Сост. О. М. Цыганкова. – Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2001.- 116 с.
3. Общение детей 5-7 лет / 2-е издание. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001.-160 с.
4. «Межличностные отношения дошкольников» /Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова.