Лучший педагог года

Изучение эпических произведений путем анализа образов-персонажей. Методические основы работы над образом-персонажем

Металлова Елена
Изучение эпических произведений путем анализа образов-персонажей. Методические основы работы над образом-персонажем

Изучение эпических произведений путем анализа образов-персонажей.

Главенствующее место на уроке литературы занимает литературное развитие школьника – возрастной и одновременно учебный процесс совершенствования непосредственного восприятия искусства слова, овладения умением анализировать художественное произведение, развитие собственно литературного творчества ребенка (Н. Д. Молдовская).

Публикация «Изучение эпических произведений путем анализа образов-персонажей, Методические основы работы над образом-персонажем» размещена в разделах

Умение анализировать художественное произведение – умение творческое. У учителя нет готовых решений, нет алгоритма, как его анализировать. Каждое новое произведение влечет за собой новый путь его постижения, нет набора определенных правил, операций, последовательное применение которых приведет нас к освоению идеи произведения. Поэтому не существует навсегда определенных упражнений, выполнение которых способствовало бы формированию умения анализировать художественное произведение. Овладение данным умением происходит в процессе творческой деятельности учащихся, в процессе чтения и анализа художественного произведения.

В изучении целого ряда литературных произведений представляется возможным опираться в основном на анализ образов героев. Анализ образов персонажей, их описание, характеристика их внешнего вида и характера. Анализ поступков, речевая характеристика героев; система взаимоотношений между героями в синтезе дает цельную картину произведения и приводит к осмыслению главной идеи произведения, в постижении которой и состоит главная задача анализа литературного произведения.

Одним из направлений литературного развития школьника является воспитание «маленького писателя», развитие способности выражать свои переживания, впечатления, мысли в слове, умение самостоятельно создавать текст. Системы читательских и речевых умений тесно взаимосвязаны между собой, каждому читательскому умению соответствует речевое умение, которое формируется на базе читательского. Это еще раз доказывает, насколько важно формирование читательских умений младших школьников. Все читательские умения находятся во взаимосвязи, они «существуют, взаимно обогащая друг друга. Формирование частных читательских умений не может осуществляться поочередно. Все умения, образующие систему, формируются на каждом уроке, при обращении к каждому новому произведению» (О. И. Никифорова)

Методические основы работы над образом-персонажем

О. И. Никифорова в книге «Восприятие литературного произведения школьниками» в главе «Особенности восприятия школьниками литературного героя» выделила и представила необходимые условия для полноценного восприятия литературных образов :

• Хорошая сформированность, отработанность мыслительных операций и операций воображения»;

• Выделение всех элементов текста, всех приемов литературного воображения, с помощью которых можно охарактеризовать литературный образ;

• Сопоставление всех элементов литературного произведения;

• Оценка и обобщение элементов текста с точки зрения характеристики литературного образа;

• Умение восполнить текст;

• Контроль возникающих представлений за текстом произведения.

В методике так же выделяют определенные нижеследующие особенности работы над образом персонажем :

1. Работа над типичным и индивидуальном в образе

Начиная работу над анализом действующих лиц надо помнить, что образ – это «обобщенная картина человеческой жизни», что в образе автор обобщает свои наблюдения над людьми, но в тоже время образ конкретен, т. е. типичное и индивидуальное выступает в единстве. Поэтому учителю надо так организовать анализ произведения, чтобы учащиеся воспринимали действующее лицо как представителя определенной эпохи и одновременно как конкретного живого человека»

2. Выделение основных черт характера

В работе над образом-персонажем в процессе раскрытия характерных черт герои выделяются ведущие, главные черты, определяющие его облик. Автор подчеркивает эту черту самим развитием сюжета, взаимоотношениями с другими действующими лицами. Автор показывает, как проявляется эта черта в разных условиях. Чаще всего именно эта черта характера объясняет мотивы поведения персонажа, позволяет понять образ в целом. Младшие школьники начинают задумываться над мотивами поступков героев, но раскрыть их самостоятельно не могут. О мотивах поведения героя дети говорят только тогда, когда перед ними ставятся соответствующие вопросы. Но младшие школьники должны понять, что поступки бывают сложными, противоречивыми и не всегда можно решить, что хорошо и что плохо. Поэтому при анализе поступков необходимо не только оценить поступок, но вскрыть его причины. Глубже понять героя помогает сопоставление действующих лиц одного произведения или действующих лиц близких по тематике произведений. Младшие школьники не могут самостоятельно справиться с этой работой, поэтому учитель руководит чтением и анализом путем конкретных вопросов.

3. Выявление авторского отношения к действующим лицам

Важно уметь замечать, как оценивает поступки сам автор. Надо помочь учащимся понять, как и в какой форме, автор выражает свое отношение к героям. Необходимо вести целенаправленную работу над авторскими словами, использованными для создания образа. Авторский комментарий к поступкам героев или психологически мотивируют эти действия или поступки, или раскрывают несоответствие между тем, что делает и говорит персонаж, и тем, что чувствует и думает в это время. Это приучает детей глубже воспринимать авторские мысли. В книгах для чтения есть рассказы, в которых автор свое отношение к действующим лицам выражает в оценочных суждениях. В этом случае необходимо предлагать учащимся самостоятельно найти слова и, пользуясь текстом, доказать, почему автор мог так сказать, какие факты он приводит в подтверждение своей оценки. Автор может нигде прямо и не говорить о своем отношении, но мы чувствуем это отношение. Оно передается самим описанием, отдельными деталями, дает возможность самому читателю самому догадаться об этом отношении.

4. Сопереживания читателя, его симпатии или антипатии к герою

Надо воспитать у учащихся личное отношение к герою, возбуждать интерес к нему и поддерживать его в течение урока. Но следует помнить, что возникший интерес часто снижается, когда допускается изменение беседы перед чтением, неоднократное перечитывание текста без определенной цели.

5. Подбор произведений для работы над образом-персонажем

Начинать работу над восприятием образа-персонажа лучше с произведений, которые доступны детям по объему и характеру письма автора, по форме и содержанию, которые близки их жизненному опыту.

6. Этапность работы над образом-персонажем

При изучении образа персонажа следует соблюдать этапность в работе, которая определяется с учетом психологических особенностей восприятия произведения младшими школьниками.

Эмоциональное частично-мотивированное восприятие

Аналитическое восприятие образа

Целостное восприятие образа

На первом этапе, который характерен для первоначального восприятия текста, учащиеся высказывают свое впечатление о действующих лицах, чаще всего эмоционального плана. После прочтения рассказа учитель задает вопрос: «Кто из действующих лиц понравился и почему?» Отвечая, учащиеся мотивируют свой ответ одним фактом. Первый этап побуждает к оценке героя, создает настрой для дальнейшей работы с текстом.

На втором этапе учащиеся конкретизируют первоначальные представления о действующих лицах. На этом этапе идет тщательная работа с текстом, учащиеся учатся подбирать материал о действующем лице. При формировании этого умения есть два пути работы с текстом :

1) Учитель спрашивает, каким дети представляют себе героя, постепенно называется черта за чертой, и к каждой подбирается соответствующий материал из текста.

2) Учащиеся читают текст по частям, и в ходе анализа содержания выясняется, что нового узнали о герое, какая черта особенно ярко проявилась.

Возможно и сразу, работая над текстом, подбирать нужный материал. Это для младшего школьника труднее и требует большой самостоятельности учащихся.

На заключительном этапе дети составляют рассказ о герое. Можно указать учащимся основные линии, которые должны учитываться при общении.

Работа над формированием выше перечисленных умений помогает осмыслить образ героя. Ведётся она не последовательно, не поэтапно, а в комплексе, то есть одновременно. В результате взаимодействия всех элементов системы достигается более высокий уровень восприятия произведения в целом.

Приемы анализа образа-персонажа

Выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков героя;

Сопоставление размышлений, переживаний и поступков героя с целью воссоздать образ-персонаж;

«расшифровки» мимики, жестов, интонации героя с целью выявления его внутреннего состояния;

Составление плана-рассказа, чтение по ролям, составление рассказа от лица героя или о герое с целью осмысления его характера и идеи произведения.

Художественная литература является особым видом познания действительности. Уже сейчас стоит задуматься о проблеме литературного развития школьников, чтобы в будущем, столкнувшись с этой проблемой лицом к лицу, мы бы знали, как ей противостоять и как привить ребёнку любовь к Книге.

Литература:

Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников. – Москва. – «Педагогика». – 1976г.

Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. - М., 1972.

Никифорова О. И. Восприятие художественной литературы школьниками. - М. : Учпедгиз, 1959.

Воюшина М. П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 1989 - №5 с. 16-20

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей: Использование музыки при восприятии старшими дошкольниками литературных произведений. Восприятие литературных произведений – это психическая деятельность, направленная на воссоздание художественных образов, представленных.

Образовательная область «Художественное творчество в контексте ФГТ» Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение следующих задач: Развитие продуктивной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение эпических произведений путем анализа образов-персонажей. Методические основы работы над образом-персонажем
Опубликовано: 18 июля 2014 в 20:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД