Получи документы

Экологические сказки как средство экологического воспитания старших дошкольников

Елена Свалова
Экологические сказки как средство экологического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Я - мастер своего дела

«Экологические сказки как средство экологического воспитания

старших дошкольников»

Актуальность выбранной темы.

Аспекты экологического воспитания, образования, просвещения отражены в нормативных документах: «Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989»; «Конституции Российской Федерации от 12.12.1993»; «Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155»; «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р».

Публикация «Экологические сказки как средство экологического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации экологическое воспитание предполагает : становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережное отношение к родной земле; формирование у детей экологической картины мира, развитие у них умения беречь и охранять природу; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.

Как же донести эти идеи до сознания ребенка?

В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Если быть точным, то экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Природа – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами неживой и живой природы. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Особенно хороша природа родного края.

Но только любование красотой природы не научит детей ее ценить и беречь. Чтобы сформировать у дошкольников потребность в общении с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, воспитать бережное отношение к окружающему, нужно создать для этого необходимые условия.

На организационном этапе работы:

-изучила современные исследования по проблеме экологического воспитания дошкольников : программу Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа»; программу С. Н. Николаевой «Юный эколог»; методические пособия: «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич, «Экологические занятия с детьми» Т. М. Бондаренко; «Войди в природу другом» З. Ф. Аксеновой; «Экологическое окно в детском саду» В. М. Корниловой; «Похождения Эколобка» Л. Н. Ердакова. ;

-создала развивающую предметно-пространственную среду – экологический уголок «Познаем мир природы» в группе ДОУ;

-оценила уровень сформированности экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностики показали недостаточный уровень сформированности представлений детей: о характерных особенностях животных, птиц и насекомых; растительного мира; неживой природы; о временах года, а также отношения детей к миру природы.

Наметила план воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников. Работу проводила в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности: наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения литературы (рассказы В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина и другие, просмотра видеофильмов, мультимедийных презентаций, а также самостоятельной деятельности детей.

Однако небольшой жизненный опыт, психологические особенности, недостаточный словарный запас и узкий кругозор дошкольников не позволяют им понять, как природа зависит от человека и наоборот. Поэтому с целью совершенствования форм, методов, приемов по экологическому воспитанию детей включила в план работу со сказками на природную и экологическую тематику.

Сказки – это универсальное средство формирования интереса ребенка к окружающему миру. Основанная на вымысле, она связана с действительностью. «Во всякой сказке есть элемент действительности…» Именно эта особенность сказки, на которую указал В. И. Ленин, таит в себе богатейшие воспитательные возможности. Сказка дает ребенку нравственный урок сострадания, сочувствия, самоотверженности, любви ко всему живому. Иными словами, экологические сказки позволяют соединить естественно-научный подход к экологическому воспитанию с художественным началом.

Цель воспитательно-образовательной работы : создание условий для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с экологическими сказками.

Задачи:

воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе;

формировать основы экологической культуры;

расширять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире;

развивать умение самостоятельно решать различные экологические задачи;

формировать представления о взаимосвязи растений и животных со средой обитания;

формировать представления о том, что человек – часть природы, его жизнь на Земле во многом зависит от природы, а сохранность ее связана с деятельностью человека.

В своей работе по воспитанию чувства гуманизма, любви к окружающему у дошкольников активно использую авторские сказки о природе Елены Алексеевны Алябьевой («Модница Осень», «Садовник и волшебная палочка», «Как животные зимовье построили» и другие). Ценность данных сказок о природе в том, что, обогащая детей знаниями, они эмоционально воздействуют на них. Содержание сказок имеет яркую познавательную направленность и научно-достоверные сведения о животных и растениях.

Заранее готовлю детей к восприятию произведения. С этой целью использую предварительные беседы, которые дают возможность обратиться к личному опыту дошкольников, вызвать в его памяти соответствующие ассоциации впечатлений, наблюдений. Предварительные беседы иногда провожу во время прогулки, рассказывая детям о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу сюжета сказки. Например, перед чтением сказки Алябьевой «Модница Осень» обращаю внимание на особенность наряда деревьев осенью, предлагаю детям рассмотреть, в какие цвета окрасила Осень листья деревьев и кустарников. Для активизации детского внимания перед чтением сказки просматриваем с детьми заранее приготовленные мультимедийные презентации о том или ином явлении, событии в природе. Также обязательно отвечаем совместно с детьми на вопросы и выполняем задания после прочтения сказки, которые предлагает автор.

Часто в работе с экологической сказкой использую методические приемы – придумывание продолжения сказки (сказка «Жизнь дерева зимой» - придумать продолжение, какие сны могут сниться старому дереву, о чем оно мечтает во сне и т. д.) или сочинение новой сказки. Старшие дошкольники сочинили такие сказки как : «Ёжик в лесу» (дети рассказали о приключениях ежика поздней осенью); «Девочка и цветы» (в этой сказке цветы научили девочку доброте и отзывчивости, «Ручеёк и завод» (в этой сказке дети затронули проблему загрязнения воды, предложили различные варианты, как помочь ручейку). Все придуманные сказки мы оформили в книжках-малышках, которые дети охотно просматривают в течение года.

Неоценимо познавательное значение сказок. С помощью сказок о предметах и их свойствах Е. А. Алябьевой знакомлю старших дошкольников со свойствами и отличительными признаками окружающего рукотворного предметного мира. Такие сказки дают возможность детям по-иному взглянуть на вещи, присутствующие в ежедневной жизни ребенка и не вызывающие у него особого интереса. Они побуждают желание узнать о предметном мире больше, развивают познавательную активность.

Чтение или рассказывание познавательных сказок прекрасно сочетается с непосредственно образовательной деятельностью. С детьми в течение года провожу цикл интегративных занятий на темы: «Сказка о гвозде и карандаше» (свойства дерева и металла; также обсуждаем проблему использования природных ископаемых, «Стеклянное царство» (свойства стекла, «В гостях у старого дерева» (пособие Т. Зубковой) и на другую тематику, где организую самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников.

Использую на занятиях и такой прием – прошу детей «написать» письма животным. Ребята «переписываются» с животными по определенным правилам, воспринимая их равными себе, умеющими чувствовать. Ребенок, написавший слова «Дорогой Зайчик!» или «Дорогой Жучок!», начинает более бережно относиться к животному миру. Либо предлагаю детям ответить на вопросы «Жалобной книги природы» и разобраться во всех «жалобах» представителей лесного и речного мира.

Также не забываю, что дети-дошкольники любят волшебные экологические сказки. Рассказываю им о «Волшебнице-воде». Вода в природе бывает самой разной: течет в реках, бьет ключом из-под земли, плывет в небе облаком, выпадает за землю дождем, замерзает в луже, укрывает деревья снегом. Значит, она умеет превращаться во что угодно! Дети с удовольствием рисуют превращения воды, проводят опыты с водой и составляют ее портрет (НОД на тему «Приключения Капитошки»). Особое внимание уделяю теме охраны водных ресурсов.

Результатом познавательно-исследовательской деятельности с водой стал практико-ориентированный проект «Волшебный дворик», где дети совместно с родителями украсили дворик детского сада игрушками и поделками из цветного льда. Вместе с детьми сочинили сказку «Как Елочка к празднику нарядилась» и обсудили с детьми экологическую проблему вырубки хвойных деревьев в Новогодние праздники.

Создаю игровые образовательные ситуации в процессе чтения экологических сказок с использованием сказочных персонажей, одним из которых является Колобок. Колобок как герой знаменитой сказки интересен несколькими моментами: тем, что он катится через лес, встречается с лесными зверями и тем, что он хлебное изделие. Дети совместно с Колобком решают различные проблемные ситуации: как в лесу разные звери живут, как лесные жители приспособились к жизни и другие.

Дошкольникам герои сказок интересны тем, что в новых, неожиданных ситуациях проявляются типичные черты характера героев. Например, Карлсон и Незнайка часто чего-то не знают и поэтому попадают в сложное положение – и тогда необходимы знания и помощь ребят. Такие моменты хороши тем, что дошкольники начинают их учить – объясняют, рассказывают им то, что уже сами знают, превращаются в обучающих, благодаря чему активизируется умственная деятельность детей.

В процессе ознакомления дошкольников с экологическими сказками привлекаю детей к театральной деятельности. Спектакли на экологическую тему (музыкальная сказка «Приключения в Добром лесу», «Секреты здоровья», «Пожар в лесу» и другие) активизируют у детей интерес к окружающему миру, в процессе постановки спектакля и во время него дети закрепляют понятия, связанные с окружающим миром: времена года, животные, зимующие и перелетные птицы, деревья, цветы; охраны окружающей среды и так далее. В дальнейшем эти знания становятся основой их индивидуального опыта.

Для того чтобы сделать союзниками родителей воспитанников по экологическому воспитанию детей, оформила выставки-передвижки: «Музей природы», «Коллекционирование в семье» (камушки, шишки, семена); организовала вечер развлечений «В гостях у Берегини», провела экологическую игру «Что? Где? Когда?». В уголке природы появились фотоальбомы совместной работы детей и родителей «Огород круглый год», «Кто живет рядом с нами», «Посмотрите – я тружусь», «Берегите птиц». Силами отцов сделаны кормушки для птиц. Привлекаю родителей к участию в фольклорных праздниках «Зиму провожаем – весну встречаем!», «Русская березка» и других.

Стараюсь создать обстановку сопричастности к большому полезному делу. Провела акцию «Пусть деревья будут большими» и привлекала родителей к высадке хвойных деревьев на территории детского сада. Родители и воспитанники активно участвуют в различных экологических конкурсах. Так, участвуя в республиканском конкурсе «Первоцветы», дети и родители показали неповторимую красоту заповедной природы Хакасии. А конкурс «На лучшую экологическую сказку» выявил семейный талант в сочинении сказок.

Успех моей работы во многом определился благодаря помощи и поддержке родителей. Организуя встречи за круглым столом, проводя родительские собрания, дни открытых дверей, вечера развлечений, я смогла увидеть, что родители не только внимательно наблюдают за моей работой, но и широко используют опыт дошкольного учреждения по использованию сказок о природе в экологическом воспитании детей.

Своим положительным опытом работы по экологическому воспитанию дошкольников делюсь не только с родителями, но также с коллегами.

Организовала для воспитателей семинар – практикум «Экологические сказки как эффективное средство экологического воспитания дошкольников». Педагогам предлагала домашние задания типа: изучить предложенную методическую литературу по данной проблеме; подобрать иллюстративный материал, необходимый для работы с детьми; собрать рассказы русских классиков о природе (Чарушин, Пришвин, Житков).

Выступила с докладами в рамках городского методического объединения «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» на темы: «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок» (2017г., «Эффективность использования средств ИКТ на занятиях по ФЦКМ» (2018г.); «Формирование экологической культуры дошкольников средствами театральной деятельности» (2018г.); показала открытые занятия на темы: «Сказка о карандаше и гвозде» (2017г., «Приключения Капитошки» (2017г.).

Активно сотрудничаю со специалистами ДОУ по проблеме экологического воспитания дошкольников.

С учителем-логопедом реализовала совместный педагогический проект «Мы – путешественники», провела ряд экскурсий в библиотеку для просмотра презентаций на темы: «Мы – хранители природы!», «Улетают, улетели» (о перелетных птицах нашего края, записанных в красную книгу).

Совместно с музыкальным руководителем поставлена музыкальная сказка «Пожар в лесу», который помог понять детям, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. Потом старшие дошкольники показали эту сказку малышам. Итогом совместной работы с музыкальным руководителем и хореографом стала театральная постановка экологической сказки «Приключения в Добром лесу». Воспитанники подготовительной к школе группы, участвовавшие в данной постановке, являются победителями IX городского конкурса детского творчества «Хрустальный ключик» в номинации «Смешарики» (2018г.).

Мониторинг уровня познавательного развития (ознакомление с миром природы, предметным окружением) воспитанников подготовительной к школе группы на окончание 2017/2018 учебного года, показал положительную динамику на 21%

Таким образом, экологическое воспитание дошкольников посредством экологической сказки помогло воспитать у детей бережное отношение к окружающей среде, сформировать желание узнавать новое и умение находить информацию. Дети стали более чуткими и внимательными к тому, что их окружает.

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологические сказки как средство экологического воспитания старших дошкольников
Опубликовано: 10 мая 2024 в 11:26
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологические сказки как средство экологического воспитания старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Свалова (УИ 417208) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД