Папки-передвижки

К вопросу детской мотивации на занятиях изобразительным искусством в ДШИ  «Что мы рисуем сегодня, дети!?»

Роман Кузичев
К вопросу детской мотивации на занятиях изобразительным искусством в ДШИ  «Что мы рисуем сегодня, дети!?»

Каждый день я прихожу в школу. Что я скажу детям? Чем занятие сегодня, будет отличаться от дня вчерашнего? Молодой педагог начинает свой конспект со слов «Здравствуйте, дети», а в «шапке», обязательно укажет какую цель и задачу он поставит. Тщательно готовится, подбирает слайды для показа, читает литературу, находит в архиве детские рисунки для показа ученикам и т. п. Все это правильно. Но почему же мы слышим от детей : «Мне скучно, я не буду это рисовать, не хочу?» Вопросов больше, чем ответов на них. Одно скажу сразу, дети - это энергия, и далеко не каждый выдерживает ее давление. Опытный педагог знает, как важно заинтересовать ребенка, показать многообразие окружающего мира и искусства, что сюжетная сторона важна, значима для юного художника.

Публикация «К вопросу детской мотивации на занятиях изобразительным искусством в ДШИ  „Что мы рисуем сегодня, дети!?“» размещена в разделах

Зависит ли методика преподавания искусству от детской мотивации? Однозначно, да, чем разнообразнее и интереснее мы с вами построим учебный процесс, чем больше струн заденем в детской душе, тем меньше ребенок будет скучать. Широта важна, а глубина? Ведь,чем дальше в лес, тем больше дров. Объясняете линейную перспективу и не забывайте прикрыть ему при этом один глаз, как делали ее первооткрыватели – П. Учелло или Ф. Бруннелески. А показывая ученику икону, расскажите, почему фокус на зрителе, а не внутри изображения. Процесс обучения живописи или рисунку помимо ремесла художника, техники, предполагает развитие интереса к творчеству, умению проявлять свою индивидуальность. Сегодня педагоги составляют индивидуальные карты для конкретных детей. Это дети одаренные, с ОВЗ, дети, попавшие в трудные жизненные обстоятельства, требующие большего тепла и заботы, чем их сверстники.

Одна из привычных форм работы с детьми – это сюжетное рисование на конкурс детского рисунка. Существует мнение, что рисование на конкурс в отличие от натурного рисования развивает творческие способности, во всяком случае именно эта задача ставится. Так ли это на самом деле? Очевидно, что современные дети стали меньше фантазировать и больше рисовать с картинок. Но главное, чтобы выполнить достойный рисунок на конкурс, мало одного желания и способностей, необходимы знания и умения по композиции, которые, приобретает ученик постепенно из года в год в процессе обучения. Необходимо делать с натуры наброски человека, зарисовки архитектуры, использовать натурный материал пленэрных занятий. По сути мало, что изменилось с советских времен, когда я был учеником ДХШ им. А. М. Герасимова в г. Мичуринске. Да, изменилась материальная база, появилась новая терминология, а уровень требований программы к юному художнику примерно тот же, что и раньше. Не все ребята справляются. Тогда на помощь приходит преподаватель, который должен уметь показать, как нарисовать фигуру человека, животного, подсказать ученику сюжет и мотив изображения, разрешить возникающие в процессе рисования противоречия между объектом и пространством, представлением ребенка о цвете и его реальном звучании и многое другое. В помощь педагогу его умение рисовать, помогать ребенку, понимать желание и возможности ученика.

Учеников и взрослых художников-педагогов условно можно разбить на две группы: Французский живописец П. Сезанн - представитель постимпрессионизма, любил говорить, «что главное не что, ты пишешь, а как ты это делаешь». Одни художники вслед за П. Сезанном утверждают первенство формы и средств живописи над сюжетом. Другие, наоборот ставят во главу сюжет, а значение формы - второстепенно. Эта традиция в живописи восходит к передвижникам, которые шли в своем искусстве вслед за русской литературой, и ставили социальные вопросы перед обществом. Пришедшие им на смену в начале XX века молодые авангардисты в своих полотнах стали скорее не отражать, а искажать реальность.

Надо сказать, что довольно сильно изменились запросы общества, сегодня выстраиваются очереди не только на реалиста В. Серова, но и на экспрессиониста Э. Мунка. Да и сама личность ребенка претерпела значительные изменения. Поэтому приходится регулярно изменять программы обучения, искать новые формы работы с детьми.

Как я предполагаю вести учебный процесс на современном этапе? Художественному образованию необходим определенный вектор развития. Ориентир можно почерпнуть из прошедших эпох, например из эстетики Ренессанса. На память приходит фреска Рафаэля «Мудрость, Мера и Сила». На одной из стен комнат папского дворца в Ватикане, больше известных как Станца делла Сеньятура, великий художник изобразил аллегорические фигуры Мудрости, Меры и Силы в окружении путти, маленьких ангелочков. Они помогают Рафаэлю раскрыть замысел полотна. Так ангелочек Мудрости держит в руках тяжелый факел, символизирующий знание, другой путти – срывает плоды с дерева, которая наклонила «Сила», третий - упирается двумя ладонями в руку «Меры», которая смотрится в круглое как блюдо зеркало. Так вот, современному педагогу, как я полагаю, необходимо быть мудрым и сильным, принимать взвешенные решения, чтобы добиться качественного обучения детей изобразительному искусству. Конечно, мудрость приходит с годами, с опытом, зато силу можно черпать из веры и любви к своей профессии и детям, а мера - это наша интуиция, способность сбалансировать, уравновесить компоненты обучения, заставить их работать на достижение цели.

Кроме работы на конкурс детского рисунка в своей практике я применяю несколько форм длительной работы, в которой способности ученика могут раскрываться полнее.

Во-первых- это дипломные проекты, за программу 8-летнего предпрофессионального обучения на Художественном и Декоративно-прикладном отделениях. Вот несколько тем. Роспись зала акриловыми красками для «Театрально-музыкального отделения», создание панно «Рыбки и Павлин» для небольшого коридорчика в здании ДШИ, станковые композиции в технике масляной живописи «Профессии», керамическое панно-мозаика из кафельной плитки «Атрибуты искусства» и другие проекты. В ходе выполнения дипломного проекта развиваются творческие способности ученика, закрепляются знания и умения полученные за курс обучения в ДШИ, вырабатывается самостоятельность и ответственность за взятую тему и т. д.

Во-вторых, исследовательские проекты, целью которых является выполнение исследовательской работы для Всероссийского конкурса молодежи «Интеграция». Конкурс очный, он проходит в поселке Непецино, недалеко от красивой древней Коломны. Темы работ: В. Булавкин «Гербы Российской империи, Липецкой области и города Данкова в технике резьбы по дереву», В. Короткова «Данковские усадьбы Полибино и Баловнево» рисунки пастелью, Е. Анохин «Картограф Данковского края» практическая работа акварелью и роллером. Все проекты стали успешные, заняв на конкурсе первые места. В этих проектах, детская мотивация – честолюбивое желание стать выше своих сверстников из других регионов страны. Помимо этого ученики пробуют свои силы в новом виде деятельности, результаты которого могут повлиять на их судьбу, дальнейший выбор профессии.

Время сильно меняется, от советских натурных программ В. С. Кузина мы пришли к осознанию ценности эмоционально-чувственной восприимчивости, раскрытию творческого потенциала ученика и попали под обаяние программы Б. М. Неменского. Мне кажется самым точным словом, которым можно охарактеризовать современную ситуацию в образовательном пространстве - это «изобилие». Когда-то в 17-18 вв. существовал стиль в искусстве «барокко», для которого была характерна пресыщенность, слишком много всего он предлагал. Если зайти в интернет, то подобную ситуацию, когда много всего происходит в современном искусстве мы и увидим сегодня. Нам искушенным взрослым педагогам-художникам непросто разобраться, а ребенку? Он берет любую понравившуюся ему картинку из интернета и срисовывает ее. Это чуть ли не первый его опыт самостоятельного творчества. Я, будучи 13-летним школьником, в свое время взял масляные краски, негрунтованную картонку и без растворителя написал стог сена, потом разрисовал створку буфета флуоресцентными красками на сюжет гребных гонок. Ничего плохого в рисовании с картинок нет. Главное, чтобы не угасло природное желание профессионально учиться искусству и с малых лет ребенок был окружен творческой атмосферой, как было с многими мастерами, например с В. Серовым или З. Серебряковой.

Я работаю в детской школе искусств с момента ее основания в 2000 году и веду учебные предметы: «Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства», «Живопись», «Рисунок», «Композиция станковая», «Работа в материале», «Композиция прикладная» с 5 по 8 класс на двух отделениях «Художественном» и «Декоративно-прикладном». Помимо предпрофессиональных программ работаю по общеразвивающим «Занимательное черчение», «Масляная живопись», «Художественная обработка дерева». Подготовка требует знания большого объема информации и любой человек не справился бы, но благо есть интернет, а главное, если все эти предметы вести долгое время, то второй помощник - опыт. В учебно-воспитательном процессе значимо также участие детей. Ученики подскажут и не дадут закостенеть мышлению педагога, так как их восприятие мира более активное, информативно они больше знают, правда, гораздо меньше умеют, чем их сверстники 80-х годов XX века. Все программы детских школ искусств рассчитываются на оптимальное соотношение теоретических и практических занятий с явным перевесом последних, примерно 1:5. Но даже внутри теоретических предметов существует процесс интеграции, т. е. сочетания, слияния различных видов науки и творчества. На занятиях по «Беседам об искусстве» я использую с учениками в практической части занятия различные материалы : скульптурный пластилин, проволоку, бумагу, картон, акварельные карандаши и т. п. Ребятам нравится лепить живописные картины в пластилине - это необычное и интересное занятие поддерживает в них желание к изучению истории искусства.

Время задает темп образованию, чтобы справиться с ним, необходимо постоянно совершенствоваться самому преподавателю. Актуальность самообразования педагога очевидна. Тогда педагогу будет, что ответить на простой с виду вопрос : «Что мы рисуем сегодня, дети?

Литература:

Е. И. Водонос. Выдающиеся мастера «Саратовской школы» в зеркале художественной критики 1900-1933. Саратов 2003.

Fritz Erpel Paul Cezanne Berlin 1982г.

Журнал «Художественная школа №1 2005г. Стоять и хранить предания Художественное образование-взгляд профессионалов

Подшивка журнала «Изобразительное искусство в школе».

№3 2010г. А. П. Морозова. Роль изобразительного искусства в формировании нравственно и экологическо воспитанной личности.

№6 2010г. ст. Е. В. Ромашко. Пленэрная практика художника-педагога.

№1 2011г. Таня Штеллер Обратная перспектива: Павел Флоренский и Морис Мерло-Понти о пространстве и линейной перспективе в искусстве Ренессанса.

№5 2011г. С. П. Ломов Предмет «Искусство» в системе общеобразовательных дисциплин.

№2 2015г. О. Н Филлипова. Специфика ведения предмета история искусства.

№4 2013г. Б. М. Неменский. Из истории создания основ художественного образования.

Публикации по теме:

Игровые мотивации по рисованию и лепке во второй младшей группе «Игровые мотивации по рисованию и лепке». Во второй младшей группе. 1. Тема: «Золотое яичко». Игровая мотивация: Заходят дедушка с бабушкой.

«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки «Мир детской книжки».Посещение детской библиотеки - детские воспоминания. «Мир детской книжки.»В него попадает практически каждый ребёнок.

Фотоотчет «Сегодня мамин праздник, сегодня мамин день!»Фотоотчет «Сегодня мамин праздник, сегодня мамин день!» Уважаемые друзья,коллеги и гости моей странички! Шестого марта в нашей группе прошел праздник, посвященный Международному женскому дню.

Фотоотчёт «Сегодня мамин праздник-сегодня мамин день»Фотоотчёт «Сегодня мамин праздник-сегодня мамин день» Каждый год в нашем детском саду- в конце ноября отмечается замечательный праздник "День матери". И мы вместе с ребятами готовимся к этому.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации»Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Поздравляю всех с началом нового учебного года и представляю Вашему вниманию.

Мастер-класс «Использование игровой мотивации в работе с детьми по ознакомлению их с органами артикуляции» Сегодня я проведу для Вас Мастер – класс. Покажу, как в игровой форме можно знакомить детей с органами артикуляции и развивать их ловкость,.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников»Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников» Обучающий семинар для молодых педагогов на тему: «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности дошкольников»Инсценирование.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаПовышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
К вопросу детской мотивации на занятиях изобразительным искусством в ДШИ  «Что мы рисуем сегодня, дети!?»
Опубликовано: 7 декабря 2020 в 10:24
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД