МААМ-картинки

Как создать благоприятный климат в коллективе и сделать его комфортным для всех

Ирина Киреева
Как создать благоприятный климат в коллективе и сделать его комфортным для всех

Пути создания благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Киреева Ирина Николаевна, воспитатель

Воспитательно-образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования занимает важную долю жизненного времени ребенка, в течение которого происходит активное развитие его личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности ребенка является наличие в группе благоприятного социально психологического климата. На сегодняшний день это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В. М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений. Психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального. Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача педагогов, психолога. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии детей,

Публикация «Как создать благоприятный климат в коллективе и сделать его комфортным для всех» размещена в разделах

их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом. Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в группе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют. Характеристики благоприятного социально-психологического климата : 1. В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения сроятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями. 2. В группе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам. 3. В группе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие. 4. Члены группы активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей во всех видах деятельности. 5. Успехи или неудачи отдельных ребят группы вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива. 6. В отношениях между детьми внутри группы существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество. Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата : 1. В группе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. 2. В группе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность. 3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете. 4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело. 5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство. 6. В группе возникают конфликтующие между собой дети, отказывающиеся от участия в совместной деятельности. 7. В трудных случаях группа не способна объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами. 8. Для изучения и формирования социально-психологического климата в группе используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на: определение неформальной структуры группы, выявление лидера и его роли в группе, коррекцию формальной и неформальной структуры группы (например, посредством перевыборов формального лидера, определение уровня сплоченности детей и его психологической атмосферы, применение игр, направленных на сплочение коллектива, определение причин конфликтов в группе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения, изучение индивидуальных особенностей детей, развитие коммуникативных навыков, определение влияния личности педагога, его педагогического стиля на взаимодействие с детьми: социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций). К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие: личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность) профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость). Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт детей, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат. Способность к сотрудничеству обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности в мнении других ("А как ты думаешь?", "Вам это нравится?" и др.) Выслушивания с демонстрацией внимания (поддакиванием, угуканием, контактом глаз. Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга). Эффективность взаимодействия Словесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом. Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы. Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ребятам. Недоброжелательные улыбки, смех, обидные слова в адрес детей. Печальный или враждебный тон высказываний. Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности в мнении других ("А кто тебя спрашивает?", "А ты здесь причем?" и др). Отсутствие угукания, поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению).

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в группе аналогичны способам формирования и управления детским коллективом, а так же важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и к группе. Привносить общечеловеческие ценности в жизнь детского коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению. Создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей и сохранению стабильно - положительных отношений между педагогами и детьми. Развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества. Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в коллективе 1. Игра-тест "Альпинист". В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности группы. На доске делается схематический рисунок «гора» и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются. Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои товарищи. (от 1 до 10, подумайте и ответьте". Педагог подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.)

Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует коллектив. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего коллектива. Педагог напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми. Творческое задание ребятам: методом "мозгового штурма" разработать правила коллектива, обсудить их и принять голосованием. После голосования - записать на листе ватмана и поставить подписи. Примеры игр и упражнений на сплочение коллектива : 1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно. 2. "Гусеница" - группа становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову. По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего. И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером, которые могут быть полезны педагогам: 1. Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать. 2. Действия педагога должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива. 3. Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень. 4. Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности. 5. Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова. 6. Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение. 7. Забудьте о покровительственном тоне. 8. Создавайте условия, а не диктуйте их. 9. Верьте людям, с которыми работаете. 10. Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу. 11. Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость. 12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

Литература

1. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М. : Просвещение, 1989

2. Афанасьева Т. А. Социально-психологический климат организации/ https://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm

3. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М. : Мысль, 1998.

4. Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб. : Питер, 2008.

5. Маккена П., Мейстер Д. Первые среди равных: Как руководить профессионалами - М. : "Издательство АСТ", "Ермак", 2004

6. Микляева А. В., Румянцева П. В. "Трудный класс" : диагностическая и коррекционная работа. - СПб. : Речь, 2006.

7. Савченко М. Ю., Обухова Л. А. Формирование коллектива класса : Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. - М. : "5 за знания", 2006

Публикации по теме:

Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии .

Как сделать артикуляционную гимнастику интереснойКак сделать артикуляционную гимнастику интересной Как сделать артикуляционную гимнастику интересной. Люди правильно произносят различные звуки вследствие хорошей подвижности органов артикуляции.

Конспект урока по познанию мира для 3 класса «От чего зависит климат на Земле?» Создание положительного эмоционального настроя Учитель. Здравствуйте, ребята! Почему на севере не растут пальмы? Почему у нас бывает и снег,.

Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой»Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой» У каждого самостоятельного человека рано или поздно появляется работа. Она может быть любимой или не очень. И отношения с коллегами.

Консультация для педагогов «Как создать благоприятные условия зимой на прогулке»Консультация для педагогов «Как создать благоприятные условия зимой на прогулке» [/i]Зима- любимое время года для детей и взрослых. Это время и для развлечений и подвижных игр. Зимняя прогулка является надежным средством.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе»Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе» У вас в семье изменились планы - переезд на новое место жительства. Так бывает в семьях очень часто в силу разных причин или обстоятельств.

Консультация для родителей «Как сделать скворечник» УВАЖАЕМЫЕ ПАПЫ И ДЕДУШКИ! Просим Вас принять активное участие в изготовлении искусственных гнезд и скворечников для привлечения птиц (скворцов,.

Фотоотчет «Сделать счастливым ребёнка!»Фотоотчет «Сделать счастливым ребёнка!» Это мы, взрослые, живём в непростое время, а для ребёнка мир должен оставаться добрым и светлым. Необходимо, чтобы наши дети чувствовали.

Сидим дома с пользой. Консультация для родителей «Как создать вулкан дома»Сидим дома с пользой. Консультация для родителей «Как создать вулкан дома» На этой недели мы проходим тему: «Жизнь людей и природа в горах». Дети могут рассмотреть различные иллюстрации, энциклопедии, почитать.

Видеоурок «Как сделать свинку из еды»Видеоурок «Как сделать свинку из еды» Поэтапный урок Фут-Арт №10 Как сделать свинку из еды. Свинка Пеппа и смешарик Нюша (Фуд-Арт № 10)Свинка Пеппа,Нюша, Кабанчик Смотрите.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Как создать благоприятный климат в коллективе и сделать его комфортным для всех
Опубликовано: 20 февраля 2021 в 09:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД