Наталья Асташкина
Календарно-тематическое планирование в старшей группе «Сказки и былины»
Тема недели: «Сказки и былины»
Цель: познакомить детей со сказками и былинами; формировать представления детей о сказках, былинах; вызвать интерес к языку былин, сказаний, сказок; развивать речь детей, внимание, память; воспитывать чувство гордости и уважения.
Понедельник 09.12.2024 г.
Утренний круг: беседа на тему: «Былинные богатыри – первые защитники земли русской»
Публикация «Календарно-тематическое планирование в старшей группе „Сказки и былины“» размещена в разделах
- Богатыри, былины
- Былины
- Планирование. Календарно-тематическое планы, КТП
- Планирование. Планы работ
- Сказки. Планы
- Старшая группа
- Темочки
П/ с: формировать представление о былинных богатырях – первых защитниках земли русской; познакомить детей с жизнью древней Руси, ее героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России; развивать память; воспитывать любовь к своей Родине.
Дидактическая игра: «Я назову, а вы продолжите»
Индивидуальная работа с Викой О. и Миланой П. по ФЭМП: «Посчитай снежинки».
П/ с: закрепление счета от 1 до 10.
Артикуляционная гимнастика: «Улыбка»
КГН: «Навыки личной гигиены»
Дежурство по столовой: продолжать закреплять умения правильно раскладывать столовые приборы.
Подвижная игра «Ровным кругом».
П/ с: развивать ловкость, умение быстро действовать по сигналу воспитателя, точно соблюдать правила игры, развивать двигательную активность детей.
Занятие: ФЭМП
Занятие 12
Тема: «Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7; состав числа 7 из двух меньших чисел. Ориентировка во времени. Дни недели. Логическая задача. Установление закономерностей».
П/ с: учить: составлять число 7 из двух меньших чисел; решать логическую задачу на установление закономерностей; продолжать знакомить: с цифрой 7; с составом числа 7 из двух меньших чисел; с пословицами, в которых упоминается число 7; с днями недели; закреплять умение писать цифры от 1 до 7; формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки; воспитывать внимание и аккуратность.
Материал: цветные карандаши, рабочая тетрадь «Я считаю до десяти», демонстрационный материал, простые карандаши; счетный материал, круги и квадраты на каждого ребенка.
Литература: Е. В. Колесникова «Математика для детей 5-6 лет» методическое пособие, занятие 12.
Логопед. занятие (по плану логопеда)
Занятие: Физическая культура
Занятие 37
П/ с: упражнять детей в умении сохранять в беге правильную дистанцию друг от друга; разучить ходьбу по наклонной доске с сохранением устойчивого равновесия; повторить перебрасывание мяча.
Материал: кегли, обручи (по количеству детей, гимнастические доски с крюками (2 шт., гимнастические скамейки (2 шт., бруски, мячи (в 2 раза меньше количества детей, ленточки (по количеству детей).
Литература: Л. И. Пензулаева, занятие 37, стр. 64.
Прогулка.
Наблюдение за сезонными изменениями.
Трудовая деятельность: засыпка корней деревьев снегом.
Подвижная игра: «Попади в обруч»
Индивидуальная работа №1 с Димой К. и Ксюшей Ю.
Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом: учить играть дружно.
В группе с детьми повторить стихи и песни к новогоднему утреннику: развивать речь детей, учить запоминать слова.
Бодрящая гимнастика.
П/ с: оздоровление детского организма.
Пальчиковая гимнастика: «Наш дом»
П/ с: развивать мелкую моторику пальцев рук, речь.
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник».
П/ с: познакомить детей с былиной; помочь детям понять смысл; развивать связную речь, память, внимание; воспитывать желание слушать, чуткость детей к художественному слову.
Сюжетно – ролевая игра: «Путешествие по сказкам»
Индивидуальная работа с Арсением О. и Настей Т. по ФЭМП: закрепить знания о геометрических фигурах.
Вечерняя прогулка.
Наблюдение за сезонными изменениями.
Трудовая деятельность: засыпка корней деревьев снегом.
Подвижная игра: «Коршун и наседка»
Индивидуальная работа №1 с Витей П. и Евой Ш.
Самостоятельная игровая деятельность детей: учить играть дружно и самостоятельно с выносным материалом.
В группе предложить детям настольно – печатные игры: «Лото», «Пазлы».
П/ с: воспитывать умение играть вместе, подчиняться правилам игры.
Ситуативный разговор на тему: «Капризный ребенок»
П/ с: предложить детям рассказать о том, каким должен быть ребенок, обобщить, дополнить и конкретизировать их представления; учить детей на примере различных ситуаций анализировать и делать выводы; воспитывать культуру и интерес.
Предложить для рассматривания альбом «Богатыри русской земли»
П/ с: расширять знания детей о богатырях русской земли; воспитывать любознательность, наблюдательность, интерес.
Вечерний круг: - Чем сегодня мы занимались?
- Что было интересным?
П/ с: учить детей делиться впечатлениями о пройденном дне.
Вторник 10.12.2024 г.
Утренний круг: беседа на тему: «Русские народные сказки»
П/ с: познакомить детей с русскими народными сказками; развивать интерес к литературным произведениям; воспитывать интерес к русскому и народному фольклору.
Дидактическая игра: «Найди недостающего героя»
Индивидуальная работа с Арьяной Р. и Кариной Б. по развитию речи: игра «Большой - маленький».
П/ с: развитие мышления, обогащение словарного запаса.
Артикуляционная гимнастика: «Хоботок»
КГН: «Одевание-раздевание»
Дежурство по столовой: продолжать закреплять умения правильно раскладывать столовые приборы.
Подвижная игра «Огородная - хороводная».
П/ с: развивать ловкость, умение быстро действовать по сигналу воспитателя, точно соблюдать правила игры, создать хорошее настроение.
Занятие: Ознакомление с окружающим миром
Тема: «В мире сказок и былин»
П/ с: формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях; вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Материал: картины К. Е. Маковский «На попечении у бабушки», В. М. Васнецов: «Богатыри», «Гусляры», «Иван – царевич на сером волке», «Аленушка»
Литература: интернет – источник.
Занятие: Конструирование (из строительного материала)
Тема: «Надежные летательные аппараты: самолеты, вертолеты»
П/ с: закреплять представления о различных летательных аппаратах, их назначении (пассажирский, военный, спортивный, научно – исследовательский, грузовой и т. д.); формировать обобщенные представления о данных видах техники; учить планировать последовательность возведения постройки, самостоятельно подбирать детали конструктора; воспитывать умение добиваться сходства с реальным объектом; развивать конструкторские навыки.
Материал: строительный материал.
Литература: Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала/старшая группа», стр. 25-29.
Занятие: Музыка (по плану музыкального руководителя)
В группе с детьми провести экспериментирование №1 «Испарение»
Прогулка.
Наблюдение за птицами зимой.
Трудовая деятельность: подметание дорожек на участке.
Подвижная игра: «Лошадки»
Индивидуальная работа №2 с Ксюшей Ю. и Арсением О.
Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом: учить играть дружно и самостоятельно.
В группе с детьми повторить слова из песен про «Зиму» : развивать речь детей, учить запоминать слова.
Бодрящая гимнастика.
П/ с: оздоровление детского организма.
Пальчиковая гимнастика: «У меня большая, дружная семья».
П/ с: развивать двигательную и речевую активность.
Чтение русской народной сказки «Лиса и медведь».
П/ с: познакомить детей с русской народной сказкой; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать; воспитывать любовь детей к художественной литературе.
Индивидуальная работа с Матвеем Е. и Анной С. : продолжать учить детей приводить свой внешний вид в порядок.
Вечерняя прогулка.
Наблюдение за птицами зимой.
Трудовая деятельность: подметание дорожек на участке.
Подвижная игра: «Кот и мыши»
Индивидуальная работа №2 с Марком А. и Викой О.
Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом: учить играть дружно и самостоятельно с выносным материалом.
В группе предложить детям рассмотреть иллюстрации на тему: «Русские народные сказки».
П/ с: формировать умение узнавать русские народные сказки, правильно называть их, воспитывать бережное отношение к книгам.
Вечерний круг: - Чем сегодня мы занимались?
- Что нового вы узнали?
П/ с: учить детей делиться впечатлениями о пройденном дне.
Среда 11.12.2024 г.
Утренний круг: беседа с рассматриванием картинок на тему: «Герои русских сказок и былин»
П/ с: познакомить детей с героями русских сказок и былин; развивать интерес; воспитывать интерес детей.
Предложить детям раскрасить раскраски на тему «Русские богатыри».
П/ с: совершенствовать творческие способности, умение подбирать цвета, раскрашивать не заходя за контур.
Индивидуальная работа с Ксюшей Ю. и Кариной Б. по развитию речи: закреплять употребление в речи глаголов; согласование слов в предложении.
Артикуляционная гимнастика: «Домик открывается»
КГН: «Навыки культуры еды»
Дежурство по столовой: продолжать учить добросовестно выполнять обязанности дежурного.
Подвижная игра «Ворона - воробей».
П/ с: учить внимательно слушать воспитателя и выполнять действия по команде.
Занятие: Подготовка к обучению грамоте
Занятие 13
П/ с: учить детей проводить звуковой анализ слова; закреплять знания о гласных звуках; познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков; продолжать учить называть слова с заданным звуком.
Демонстрационный материал: картина – схема слова роза, указка, 3 серые фишки, 3 красные фишки, фишки или мелкие игрушки.
Раздаточный материал: картинки – схемы слова роза, серые фишки и красные фишки (по 3 штуки на каждого ребенка).
Литература: «Обучение дошкольников грамоте», Л. Е. Журова, стр. 42.
Занятие: Лепка
Тема: «Девочка в зимней шубке».
П/ с: учить лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела; соблюдая пропорции. Закреплять умение использовать усвоенные ранее приемы соединения частей, сглаживания мест скрепления; продолжать развивать умение оценивать созданные изображения; воспитывать аккуратность.
Материал: пластилин, доски для лепки, салфетки, стека.
Литература: Комарова Т. С., с. 60, №45
Занятие: Физическая культура
Занятие 38*
П/ с: упражнять детей в умении сохранять в беге правильную дистанцию друг от друга; разучить ходьбу по наклонной доске с сохранением устойчивого равновесия; повторить перебрасывание мяча.
Материал: кегли, обручи (по количеству детей, гимнастические доски с крюками (2 шт., гимнастические скамейки (2 шт., бруски, мячи (в 2 раза меньше количества детей, ленточки (по количеству детей).
Литература: Л. И. Пензулаева, занятие 38*, стр. 66.
Прогулка.
Наблюдение за работой дворника.
Трудовая деятельность: очистка участка младших дошкольников от снега.
Подвижная игра: «Ловкая пара»
Индивидуальная работа №3 с Марком А. и Мирославой М.
Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом: учить играть дружно и самостоятельно.
В группе с детьми полить комнатные растения.
П/ с: совершенствование умения самостоятельно поливать цветы.
Бодрящая гимнастика.
П/ с: оздоровление детского организма.
Чтение сказки «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».
П/ с: познакомить детей со сказкой; приобщать детей к восприятию сказки; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать; воспитывать любовь детей к сказкам.
Индивидуальная работа с Настей Т. и Евой Ш. : продолжать учить детей приводить свой внешний вид в порядок.
Сюжетно – ролевая игра: «Богатыри земли русской».
Вечерняя прогулка.
Наблюдение за работой дворника.
Трудовая деятельность: очистка участка младших дошкольников от снега.
Подвижная игра: «Догони»
Индивидуальная работа №3 с Арсением О. и Викой О.
Самостоятельная игровая деятельность детей: учить играть дружно и самостоятельно с выносным материалом.
Предложить детям игру: «Раз, два, три - замри»
П/ с: развивать у детей ловкость, умение действовать по сигналу.
Досуг (познавательный) : «Былинные богатыри – защитники земли русской»
П/ с: формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской; обогатить словарь детей; воспитывать доброжелательность и уважение.
Предложить детям поиграть в настольные игры: «Лото», «Мозайка».
П/ с: развивать образное впечатление, умение составлять целостное изображение из частей.
Вечерний круг: - Чем сегодня мы занимались?
- Что было интересным?
П/ с: учить детей делиться впечатлениями о пройденном дне.
Четверг 12.12.2024 г.
Утренний круг: беседа на тему: «Мой любимый сказочный или былинный персонаж»
П/ с: способствовать развитию сообразительности, упражнять в умении использовать в речи сложные предложения, развитию речи – рассуждения.
Дидактическая игра: «Добрые и злые герои»
Индивидуальная работа с Викой О. и с Мирославой М. по ФЭМП: закрепить умения различать геометрические фигуры и называть их.
Артикуляционная гимнастика: Чередование «Хоботок» - «Улыбка»
КГН: «Содержание в порядке одежды и обуви»
Дежурство по столовой: продолжать учить добросовестно выполнять обязанности дежурного.
Подвижная игра «Котята и щенки».
П/ с: учить внимательно слушать воспитателя и выполнять действия по команде; упражнять детей в передвижении по гимнастической лесенке, в подлезании под веревку.
Занятие: Развитие речи
Тема: Чтение сказки С. Маршака «12 месяцев»
П/ с: познакомить со словацкой сказкой в обработке С. Маршака; уточнить и закрепить знания детей о месяцах года; формировать умение видеть красоту, добро в литературных произведениях и следовать положительному примеру; развивать внимание, память, речь; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; воспитывать желание слушать сказки.
Материал: сказка С. Маршака «12 месяцев», иллюстрации по сказке.
Литература: Гербова В. В., стр. 80, 2 год обучения.
Занятие: Рисование
Тема: «Моя любимая сказка».
П/ с: учить передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей сказки в определенной обстановке); развивать воображение, творчество; формировать эстетическую оценку, эстетическое отношение к созданному образу сказки.
Материал: иллюстрации по сказкам, простой карандаш, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки.
Литература: Комарова Т. С., с. 51, №33
Занятие: Физическая культура на свежем воздухе
Занятие 39**
П/ с: разучить игровые упражнения с бегом и прыжками; упражнять в метании снежков на дальность.
Материал: кегли.
Литература: Л. И. Пензулаева, стр. 67, занятие 39.
Прогулка.
Наблюдение за сорокой.
Трудовая деятельность: очистка дорожек от льда и снега.
Подвижная игра: «Спящая лиса»
Индивидуальная работа №4 с Кариной Б. и Арьяной Р.
Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом: учить играть дружно и самостоятельно.
В группе с детьми провести экспериментирование №2 «Свойства воздуха».
Бодрящая гимнастика.
П/ с: оздоровление детского организма.
Чтение сказки «Микула Селянинович».
П/ с: познакомить детей со сказкой; способствовать формированию эмоционального отношения детей к литературному произведению; воспитывать интерес к чтению сказок о богатырях.
Индивидуальная работа с Настей Т. и Евой Ш. : продолжать учить детей приводить свой внешний вид в порядок.
Сюжетно – ролевая игра: «Магазин сказок».
Вечерняя прогулка.
Наблюдение за сорокой.
Трудовая деятельность: очистка дорожек от льда и снега.
Подвижная игра: «Покажи мяч»
Индивидуальная работа №4 с Яной Н. и Евой Ш.
Самостоятельная игровая деятельность детей: учить играть дружно и самостоятельно с выносным материалом.
Предложить детям поиграть в мордовскую народную игру «В платочки».
П/ с: научить детей играть в мордовскую народную игру «В платочки»; познакомить с правилами игры; развивать внимание; воспитывать дружеские отношения.
Кружок «Волшебный мир сказок»
П/ с: повысить интерес детей к работе с книгой; развивать познавательные и речевые умения, творческие способности; воспитывать любовь к сказкам.
Чтение сказки «Как собака друга искала»; беседа по содержанию сказки, рассматривание иллюстраций, лепка «Собачка».
Предложить детям раскраски по теме: «Сказочные персонажи».
П/ с: развивать умение аккуратно раскрашивать цветными карандашами или фломастерами.
Вечерний круг: - Чем сегодня мы занимались?
П/ с: учить детей делиться впечатлениями о пройденном дне.
Пятница 13.12.2024 г.
Утренний круг: беседа на тему: «Доспехи и вооружения богатырей»
П/ с: познакомить детей с доспехами и вооружениями богатырей, с их назначением; развивать память; воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, гордость за свой народ.
Дидактическая игра: «Из какой сказки герой?»
Предложить детям для рассматривания книги о мордовских костюмах.
П/ с: продолжать знакомить детей с национальными костюмами мордовского народа.
Индивидуальная работа с Ксюшей Ю. и Кариной Б. по развитию речи: закреплять употребление в речи глаголов; согласование слов в предложении.
Артикуляционная гимнастика: «Любопытный язычок»
КГН: «Заправка кровати»
Дежурство по столовой: продолжать учить добросовестно выполнять обязанности дежурного.
Подвижная игра «Море волнуется…».
П/ с: учить внимательно слушать воспитателя и выполнять действия по команде.
Занятие: Рисование (декоративное)
Тема: «Знакомство с искусством гжельской росписи»
П/ с: Познакомить с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов. Формировать умение передавать элементы росписи. Воспитывать интерес к народному декоративному искусству. Закреплять умение рисовать аккуратно. Вызвать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
Материал: Изделия с гжельской росписью, гуашь, баночки с водой, салфетки, палитра, полоски бумаги, кисти.
Литература: Комарова Т. С., с. 89, №84.
Занятие: Музыка (по плану музыкального руководителя)
Прогулка.
Наблюдение за березой зимой.
Трудовая деятельность: подкормка птиц на участке детского сада.
Подвижная игра: «Встречные перебежки»
Индивидуальная работа №5 с Марком А. и Аней С.
Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом: учить играть дружно и самостоятельно.
В группе предложить детям помыть игрушки вместе с воспитателем.
П/ с: воспитывать желание помогать старшим.
Бодрящая гимнастика.
П/ с: оздоровление детского организма.
Чтение русской истории для детей «Богатыри».
П/ с: познакомить детей с русской историей о богатырях; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать; воспитывать любовь детей к детскому саду, чуткость детей к художественному слову.
Предложить детям настольно-печатные игры: пазлы, мозайку.
П/ с: развивать усидчивость, внимание, интерес.
Индивидуальная работа с Настей Т. и Евой Ш. по конструированию: продолжать упражнять в умение строить по условию.
Сюжетно – ролевая игра: «Детская библиотека».
Вечерняя прогулка.
Наблюдение за березой зимой.
Трудовая деятельность: подкормка птиц на участке детского сада.
Подвижная игра: «Воробушки и кот»
Индивидуальная работа №5 с Витей П. и Настей Т.
Самостоятельная игровая деятельность детей: учить играть дружно и самостоятельно с выносным материалом.
Организовать в группе с детьми игры в уголке ряжения.
П/ с: воспитывать интерес к театрализованной деятельности.
Предложить детям цветные карандаши и фломастеры, альбомные листы, рисование на тему: «Богатыри».
П/ с: учить детей рисовать; развивать эстетический вкус; воспитывать аккуратность.
Вечерний круг: - Чем сегодня мы занимались?
П/ с: учить детей делиться впечатлениями о пройденном дне.