Получи документы

Консультация «Картинки, кубики, матрешки в работе воспитателя»

Галина Бенда
Консультация «Картинки, кубики, матрешки в работе воспитателя»

Кубики, матрешки и картинки в работе воспитателя младшей группы

Игры с кубиками

Уже в начале 2-го года жизни можно дать ребенку для игр различные деревянные или пластиковые кубики. Когда ребенок научится удерживать кубики руками, можно приступить к строительству несложной башни из двух-трех кубиков одинаковой величины. Детям обычно очень нравится, когда простая башня рушится и игра повторяется вновь и вновь. Затем перейти к постройке башни, состоящей из большого числа кубиков (шесть-восемь) и разной величины. При постройке следует обращать внимание на величину кубиков («Большой кирпичик, поменьше, еще меньше»). Речевое сопровождение поможет ребенку осознавать и контролировать свои действия Подготовкой к такому занятию может стать выкладывание кубиков разной величины на столе («Если кубики сложены правильно, от большего к меньшему, получится лесенка».

Публикация «Консультация „Картинки, кубики, матрешки в работе воспитателя“» размещена в разделах

Что может построить из кубиков ребенок 3-го года жизни? Дом для куклы, напоминающий букву П, или вместе с воспитателем кровать либо стул. Сначала взрослый показывает, как это следует сделать, подробно рассказывая, какой кубик куда кладет, как кукла может «использовать» постройку, а затем предлагает ребенку сделать так же. Способность действовать по образцу чрезвычайно важна для дальнейшего развития и обучения детей. Кубики - прекрасный материал для развития этой способности.

Игры с матрешкой

Русская матрешка - не только украшение или сувенир, а прежде всего игрушка, предназначенная детям, причем очень полезная. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Действия эти способствуют координации движения рук и глаз, развивают восприятие и мышление. Но чтобы матрешка имела развивающий эффект, недостаточно дать ее ребенку в руки. Необходимо открыть замечательные свойства игрушки и научить малыша играть с ней. Для этого понадобится пяти-шестиместная матрешка. Пригодятся также палочки, кружки или кубики разной величины. Очень важен момент первого знакомства, открытие главного секрета матрешки. Момент этот должен быть радостным и сюрпризным.

Знакомство с матрешкой.

Усевшись за стол вместе с детьми, воспитатель торжественно достает большую матрешку, восхищаясь ее красотой: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла! Зовут ее Матреша. Какой у нее платочек, какие щечки.». Полюбовавшись игрушкой, воспитатель берет ее в руки и удивленно произносит: «Что-то она тяжелая. Может, внутри что-то есть? Посмотрим!». Открывая матрешку, воспитатель вместе с детьми как заклинание произносит слова: «Матрешка-матрешка, откройся немножко!». Процесс этот можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и разогреть любопытство детей. Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, воспитатель, естественно, удивляется. Поставив две матрешки рядом, предлагает детям сравнить их, обращает внимание на размеры - одна большая, а другая поменьше. Только после этого ставит новую задачу: узнать, не спрятался ли в новой матрешке еще кто-нибудь. Под те же слова («Матрешка-матрешка, откройся немножко!») появляется следующая, третья матрешка. Ее ставят рядом с предыдущими и сравнивают. Процесс знакомства продолжается до последней матрешки.

Выстроив куколок в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на размеры каждой - последующая меньше предыдущей на целую голову; раздает малышам по матрешке и предлагает открыть и закрыть ее. Сначала игра эта может проходить с одной матрешкой, чтобы дети на-учились соединять верхнюю и нижнюю части игрушки.

Матрешечный детский сад

Когда дети овладеют этой несложной операцией воспитатель предлагает по две матрешка разных размеров - большую и маленькую Задание: подобрать к каждой соответствующую часть. Скорее всего, дети будут действовать наугад. Взрослый помогает подобрать соответствующие части. Собрав две матрешки, ставит их рядом и предлагает детям повести матрешек погулять : «Пусть старшие матрешки поведут своих подружек из младшей группы». Воспитатель прост сначала собрать игрушки на прогулку, т. е найти соответствующую пару: взять самую большую матрешку, найти ей подружку по меньше и затем отвести обеих на другой край стола - на детскую площадку. Так играющие собирают пять-шесть пар.

На «прогулке» можно устроить игру в прятки. Маленькие матрешки просят более крупных спрятать их. Остальные ищут пропавших подружек. Дети должны убедиться: спрятаться в матрешке может только та, что меньше ростом; более крупная в маленькой не поместится.

После прогулки приходит время обеда. Воспитатель достает набор тарелок – кружочки разной величины в соответствии количеством матрешек - и предлагает детям подобрать для каждой подходящую: самую большую для самой высокой, поменьше для следующей и далее.

После обеда наступает время отдыха. Бумажные полоски или квадраты разной величины послужат кроватками в соответствии с размерами матрешек. Сначала дети укладывают малышей, затем старших матрешек. Матрешки могут покапризничать и показать свой характер: или поспорить из-за одного места, или большая захочет отдохнуть в маленькой кроватке. После сна матрешки вновь отправляются парами на прогулку, где снова бегают, резвятся и прячутся.

Если воспитатель разыгрывает игру с двумя одинаковыми наборами, можно подобрать пары одинаковых матрешек из каждого набора. В этом случае ребенок должен подобрать для каждой матрешки подружек того же роста. Поэтому воспитатель, перемешав два набора, предлагает от имени каждой матрешки выстроить их парами, по росту. Сначала, естественно, ребенок будет сравнивать руками, потом научится делать это на глаз.

Советы воспитателю.

Воспитатель может придумать и другие сюжеты. Важно доказать: с одной стороны, все матрешки похожи, так как они «родственники», а с другой - каждая отличается своим характером; родственницы могут дружить, ссориться, мириться, старшие - заботиться о младших, младшие - демонстрировать неопытность, наивность.

Сначала главная роль в проведении игр с матрешками принадлежит воспитателю : он комментирует действия кукол, подбирает их по величине, говорит от их имени, а ребенок наблюдает за действиями взрослого и выполняет его поручения. Важно при этом то, что малыш должен понять происходящее и реагировать на него.

Практически все действия, приведенные при описании игры (прогулка, прием пищи, прятанье и т. д., детям хорошо знакомы и узнаваемы. Поэтому они с интересом включаются в этот «матрешечный» спектакль. С матрешками можно играть небольшими группами (трое-четверо детей). У каждого ребенка должна быть своя пара матрешек - большая и маленькая.

Игры с парами матрешек больше подходят для более старших детей - около 3 лет. Младшие в это время могут наблюдать за их действиями и подключаться к ним постепенно.

По окончании игры матрешку нежелательно оставлять для свободного пользования, до тех пор пока дети не научатся игратъ с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в среди остальных игрушек, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро растеряются.

В первых играх с матрешкой участие воспитателя совершенно необходимо. Это он оживляет маленьких неподвижных кукол, наделяет их характером, делает веселыми и озорными. Многое зависит от выразительности слов и действий. Только так можно вызва интерес к игре и вовлечь их в воображаемую ситуацию.

И еще один совет: воспитатель должен предоставить детям больше свободы и почаще побуждать подумать. Не торопитесь говорить за своих воспитанников. Если ребенок допустит ошибку, помогите ему наводящими вопросами.

Игры с картинками.

На 2-м году жизни дети начинают узнавать изображения знакомых предметов на картинках. Поэтому картинки (сюжетные или предметные) нужно использовать для развивающих игр. Вот некоторые из них.

«Найди нужный предмет».

Сначала ребенок должен почувствовать связь между реальным предметом и тем, что изображено на картинке. Воспитатель подбирает несколько (три-пять) картинок, на которых четко и ясно нарисованы знакомые предметы- игрушки или одежда: чашка, собачка, кукла, шапочка, варежка и пр. Картинки эти взрослый раскладывает перед ребенком и предлагает сравнить изображенный предмет с настоящим: «Положим на картинки то, что на них нарисовано. Как ты думаешь, что нужно положить на эту картинку? А куда мы поставим вот эту чашечку?». Если малыш сомневается, можно продемонстрировать, как это делается. Когда все предметы соответственно разложены «по местам», их можно затем «перепутать», и ребенку придется снова наводить порядок.

«Найди половинку»

Материалом для игры послужат два набора красочных открыток, один из которых предварительно разрезается пополам. Игра ориентирует детей на установление логической связи и цветового единства, что позволяет из двух частей составить одно целое. Воспитатель показывает ребенку половинку и просит найти соответствующую (из трех-четырех, не более). Предварительно на стол кладется та целая открытка, половинку которой следует найти. Если ребенок затрудняется, можно совместно прикладывать половинку к другим разрезным картинкам и таким образом найти искомое изображение. В дальнейшем игру можно усложнить - предложить от шести до восьми различных половинок. Еще более сложной будет задача, если картинки разрезаны на три или четыре части. Степень сложности задания воспитатель определяет сам, исходя из возможностей группы.

«Угадай, что на картинке»

Для игры также потребуются разрезные картинки, на которых изображено что-либо хорошо знакомое (стол, яблоко, лицо человека, знакомое животное и пр.). Воспитатель показывает половину изображения и просит ребенка определить, что нарисовано. Картинку не обязательно разрезать, можно просто закрыть часть рисунка белой бумагой, а потом открыть и вместе с ребенком удивиться, как легко он справился с заданием.

Более сложный вариант: можно показывать не половину, а третью или четвертую часть картинки.

«Зайчик и белочка». Для игры материалом послужат вырезанные из бумаги морковки и орехи (по пять-шесть штук) и две игрушки - зайчик и белочка. Содержание игры: воспитатель показывает ребенку игрушки, сажает их в разных частях комнаты и объясняет (или напоминает) : «Зайчики любят морковку, а белки - орешки». После этого дает заранее заготовленные «продукты» и просит отнести зайчику все морковки, а белочке - орешки. От имени игрушечных персонажей взрослый благодарит ребенка за помощь.

При необходимости и зайчика, и белочку можно заменить другими персонажами. Не важно какими. Суть в следующем: ребенок учится запоминать и выполнять инструкции взрослого и элементарно классифицировать предметы.

Публикации по теме:

«Возможности использования ИКТ в работе воспитателя младшей группы». Возможности использования ИКТ в работе воспитателя младшей группы. Слайд №1. Тема. Слайд №2. Сегодня применение информационно-коммуникационных.

Годовой отчёт воспитателя о проделанной работе Отчёт о проделанной работе за 2014-2015 учебный год воспитателя В средней группе работают два воспитателя и помощник воспитателя. Общая.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУИспользование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ доровье является важнейшим интегральным показателем, отражающем биологические характеристики ребенка, социально -экономическое состояние.

Отчёт воспитателя о проделанной работе за 2014–2015 учебный год В 2014-2015 учебном году работала по программе «Детство» в соответствии с ФГОС ДО в средней группе по теме самообразования: «Применение.

Отчет воспитателя о проделанной работе за 2014–2015 учебный год 1. Общая характеристика группы. В группе всего 21 ребёнок из них 12 девочек и 9 мальчиков. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная,.

Отчет воспитателя о проделанной работе за год Работали по основной общеобразовательной программе дошкольного образования Васильевой «От рождения до школы» Цели ФГОС: обеспечение государством.

Роль голоса в работе воспитателя Роль голоса в работе воспитателя В совершенствовании профессиональной подготовки воспитателя детского сада важная роль отводится умению.

Роль воспитателя в физкультурно-оздоровительной работе с детьми В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных.

Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционной работе Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционной работе Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе Слайд1 Успех коррекционной работы определяется созданием творческого союза педагогов, объединенных общими целями. Организатором и координатором.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Картинки, кубики, матрешки в работе воспитателя»
Опубликовано: 2 октября 2015 в 11:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД