Телешева Анна
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Драматизация сказки «Человек и животные»
Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым
распространенным предложением,
правильно употреблять форму винительного падежа,
закрепить навык диалоговой речи.
Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:
- Дай нам работу
- А что вы умеете делать?
Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»
Овца сказала: «Я буду давать шерсть»
Собака – охранять дом
Курицы – нести яйца
Петушок – рано утром всех будить.
Дай действия словам
Публикация «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель: активизация словаря, развитие связной
речи, внимания
Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:
Мама (что делает) – стирает, готовит,
помогает…
Праздник (что делает) – наступает, приходит,
радует…
Отгадай предмет по названиям его частей
Цель: активизация словаря, закрепление
названий знакомых предметов.
Ход игры:
- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)
- голова, туловище, лапы, крылья (птица)
Дай определение словам
Цель: активизация словаря, развитие связной
речи, внимания, мышления
Ход игры: я начну, а ты закончи:
Мама (какая) – добрая, ласковая, строгая….
Праздник (какой) – веселый, долгожданный …
Назови одним словом
Цель: учить обогащать предметы одним словом,
обогащать словарный запас.
Материал: картинки с изображением пианино,
скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка,
швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.
Ход игры: сгруппируйте эти предметы.
Вопросы: как эти предметы можно назвать одним
словом? Почему так можно сгруппировать?
Придумай для любой группы свое условное
Наоборот
Цель: формировать умение подбирать противоположные
по смыслу слова.
Ход игры: я начну, а вы продолжите:
Веселый праздник – грустный
Большой подарок – маленький
Светлое небо – …
Чистое платье – …
Хорошее настроение – …
Теплая погода - …
Игра в слова
Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку.
Развитие внимания
Ход игры:
В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их
запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк,
диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли
разделить эти слова на группы? Вспомните вначале
животных? Перечислите предметы мебели.
В: называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай,
Снегурочка. Назовите слова, которые запомнил. Есть ли у этих
слов что-то общее (начинаются с буквы С). Если знаешь, как
пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые
начинаются с этой буквы.
Кто у кого?
Цель: практическое усвоение сложносочиненного
предложения с противительным союзом А.
Наглядный материал: предметные картинки с
животными и их детенышами.
Ход игры: сначала дети сопоставляют простые
предложения типа: «У коровы теленок».
Потом по образцу воспитателя составляют
сложносочиненные
предложения по двум парам картинок :
«У коровы теленок, а у козы козленок».
Четвертый лишний
Цель: развивать внимание, сообразительность,
речь доказательную
Ход игры: послушайте и скажите, какое
слово лишнее и почему:
- тарелка, стакан, корова, чашка
- чашка, стакан, тарелка, кружка
Узнай по описанию
Цель: продолжать учить составлять описательные
рассказы, узнавать предмет по описанию.
Материал: изображения предметов с
незначительными отличиями во внешнем виде.
Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки.
Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети
должны угадать, о каком изображении идет речь и
показывать его.
Усложнение:
дети объясняют свой выбор;
роль водящего выполняет ребенок.
Вкус и запах
Представь ЛИМОН. Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи.
Представь, что держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
Нарисуй лимон.
Представь АПЕЛЬСИН. Каков на вкус?
Как пахнет? Какого цвета? Что чувствуешь?
Нарисуй апельсин.
Расскажи, чем отличаются апельсин от лимона. Чем они похожи?
Измени предложение
Цель: учить правильно согласовывать
существительные, прилагательные и глаголы.
Ход: послушай первое предложение и закончи
аналогично второе:
- Лена поливает цветы, Лена и Коля …
Ласковые слова
Цель: активизация ласкательных существительных.
Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте
будем переделывать в ласковые:
Санки – саночки
Гора – горочка
Зима – зимушка
Шуба – шубка
Шапка – шапочка
Снег – снежок
И т. д.
Что из чего сделано?
Цель: активизировать произношение прилагательных,
согласовывать существительное и прилагательное в
роде и числе.
Ход игры:
Стакан из стекла – стеклянный
Нож из железа – железный
Чашка из фарфора – фарфоровая
Ваза из хрусталя – хрустальная
Ложка из дерева - …
Сковорода из чугуна - …
Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет,
игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку
описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с
жёлтой полосой и т. д.»
Что из чего сделано?
Цель: активизировать произношение прилагательных,
согласовывать существительное и прилагательное в
роде и числе.
Ход игры:
Стакан из стекла – стеклянный
Нож из железа – железный
Чашка из фарфора – фарфоровая
Ваза из хрусталя – хрустальная
Ложка из дерева - …
Сковорода из чугуна - …
Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет,
игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку
описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с
жёлтой полосой и т. д.»
Олины помощники
Цель: образовывать форму множественного числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам
покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают
делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают,
танцуют и т. д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные
вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют,
кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают)
«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные
глагольные формы.
Материал. Картинки : предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце,
дождь, снег.
Ход.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова,
которые обозначают действия, относящиеся к предметам или
явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по
крыше)
И т. д.
Угадай, чей голосок
Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных
качеств.
Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети
движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг,
повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок, скок,
скок! Угадай, чей голосок?»
Слова «Скок, скок, скок!» произносит один из
играющих, назначенный ведущим. Водящий должен
угадать, кто произнёс слова. Если он угадает,
становится в общий круг, а в центре круга становится
тот, чей голосок угадали. Если нет – продолжает
водить.
Кому угощение?
Цель: употребление трудных форм существительных.
Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для
зверей, но боится перепутать кому что. Просит
помочь. Предлагаются картинки с изображением
медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка,
лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому
мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?