Получи документы

Картотека дидактических игр на развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Груздева
Картотека дидактических игр на развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Карточка № 1.

Игра «Угадай, что изменилось!»

Цель: формировать умение правильно называть местоположение предметов относительно себя.

Оборудование: игрушки белка, волк, лиса, медведь.

Ход игры: в ходе игры воспитатель ставит ребенка на видном месте, а вокруг него располагает игрушки. Ребенок должен запомнить, где от него находятся игрушки (впереди-белка, сзади-волк, справа - лиса, слева – медведь, затем закрывает глаза, взрослый меняет 2 игрушки местами, а ребенок должен определить, что изменилось.

Карточка № 2.

Игра «Игра с обручами»

Публикация «Картотека дидактических игр на развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: формировать умение определять местоположение справа от себя, слева от себя, закрепить умение выделять фигуры по двум признакам.

Оборудование: красный и синий обручи, логические блоки Дьенеша.

Ход игры: воспитатель предлагает детям расположить обручи на полу так, чтобы они имели область пересечения – справа впереди от ребенка красный обруч, слева впереди – синий, впереди по центру – область пересечения. Далее взрослый предлагает детям положить в красный обруч все красные фигуры, в синий обруч – все круглые фигуры, а в области пересечения двух обручей фигуры с двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые). Далее дети называют, какие фигуры лежат справа впереди от них, какие – слева впереди, и какие остались лежать вне обручей (все фигуры – не красные и не круглые; синие; желтые; треугольные, квадратные, прямоугольные).

Карточка № 3.

Игра «Расположи так, чтобы»

Цель: закреплять умение детей определять местонахождение предметов по отношению к себе.

Оборудование: логические блоки Дьенеша.

Ход игры: воспитатель предлагает детям задание расположить справа от себя все фигуры красные, но не круглые. Слева от себя все круглые, но не красные. Впереди от себя все многоугольники из оставшихся фигур, но не желтые. Далее взрослый предлагает назвать те оставшиеся фигуры, которые ребенок расположит сзади. У детей не должно остаться синих фигур. Для определения верности результата взрослый после ответа ребенка показывает карточку, на которой изображены оставшиеся фигуры.

После воспитатель усложняет игру тем, что предлагает детям переложить фигуры так, чтобы сзади, справа и спереди остались только многоугольники.

Карточка № 4.

Ира «Загадки без слов»

Цель: совершенствовать умения детей определять местонахождение предметов по отношению к себе, развивать умения расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково - символическим обозначениям,

Оборудование: логические блоки Дьенеша, карточки с обозначением свойств.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки без слов. Воспитатель показывает карточки со знаками, которые подсказывают, какие фигуры загаданы, а дети должны расположить загаданные фигуры справа от себя, слева от себя, впереди и сзади (справа – треугольная, желтая, маленькая и толстая; слева - круглая, красная, не толстая и не маленькая; впереди – квадратная, синяя, толстая, не маленькая; сзади – прямоугольная, желтая, не тонкая, не маленькая). После выполнения задания дети называют фигуры, которые они положили около себя и объясняют, почему они выбрали именно эти фигуры.

Карточка № 5.

Игра «Скажи, где стоят игрушки»

Цель: формировать умение правильно обозначать в речи взаимное расположение предметов.

Оборудование: кукла, зайчик, пирамидка, елочка, матрешка.

Ход игры: воспитатель располагает на столе игрушки по углам воображаемого квадрата. Далее предлагает детям назвать игрушки, которые расположены по углам воображаемого квадрата и в середине его, отвечая на вопросы взрослого.

– Какая игрушка, находится в центре?

– Какая игрушка находится в правом верхнем углу?

– Что стоит в левом нижнем углу?

– Какая игрушка находится в правом нижнем углу?

– Что находится в левом верхнем углу?

Если дети называют игрушки правильно, то забирают ее.

Карточка № 6.

Игра «Цветная лесенка»

Цель: формирование умений взаимно располагать предметы по указанию воспитателя на горизонтальной плоскости.

Оборудование: игровое пособие «Палочки Кюизенера»

Ход игры: воспитатель предлагает детям построить лесенку из палочек на столе так, чтобы внизу стола оказалась палочка с самым большим числом, а дальше строить лесенку вверх от положенной палочки так, чтобы каждое следующее число было меньше на один, располагая палочки с левого края на одном уровне. После выполнения дети отвечают, что у них получилось (лесенка, какого цвета каждая последующая ступенька и почему (число 9 меньше 10 на 1). Далее воспитатель задает вопросы :

– Какого цвета ступенька, которая находится над голубой?

– Какого цвета ступенька находится между черной и синей?

– Какого цвета ступенька находится под желтой?

– Какого цвета ступенька находится выше розовой?

– Какого цвета ступенька находится ниже синей?

Далее воспитатель предлагает «сломать лесенку», пропустив число, меньше 6 на 1, и число больше 7 на 1. После выполнения задания дети называют, какие ступеньки лесенки у них сломались и почему (5 меньше 6 на 1, 8 больше 7 на 1)

Карточка № 7.

Игра «Повтори рисунок»

Цель: закрепить умение взаимно располагать предметы по указанию взрослого на горизонтальной плоскости.

Оборудование: игровое пособие «Палочки Кюизенера»

Ход игры: воспитатель демонстрирует детям схему расположения домика, справа от которого сидел зайчик, составленную из палочек Кюизенера, но рисунок не цветной, палочки обозначаются цифрами. Далее взрослый предлагает детям составить рисунок по данному образцу и рассказать, что получилось и какого цвета вышли детали рисунка.

Далее воспитатель предлагает детям самостоятельно «пересадить» зайчика слева от домика, впереди домика, сзади домика. После выполнения задания дети объясняют, какие палочки зайчика они переложили сначала, какие потом, чтобы выполнить задание.

Карточка № 8.

Игра «Сделай сам»

Цель: совершенствовать умение взаимно располагать предметы по указанию взрослого на горизонтальной плоскости.

Оборудование: игровое пособие «Палочки Кюизенера»

Ход игры: воспитатель предлагает детям составить рисунок из палочек Кюизенера самостоятельно и, не показывая взрослому, объяснить, какие палочки и как расположены в его картинке, а взрослый по объяснению ребенка составляет рисунок. После, сравнив оба изображения, выясняют, правильно ли ребенок назвал местоположение палочек относительно друг друга.

Карточка № 9.

Игра «Найди игрушку»

Цель: формировать умения детей двигаться в заданном направлении, найти спрятанную игрушку.

Оборудование: письмо, игрушка машинка.

Ход игры: воспитатель рассказывает детям, что ночью, когда в группе никого не было, прилетал Карлсон и принес в подарок игрушку. Игрушку Карлсон спрятал, но оставил письмо, в котором написал, как ее можно найти. Далее взрослый распечатывает письмо и читает его, а дети выполняют, те указания, которые там написаны. Вместе со воспитателем дети находят игрушку.

Карточка № 10.

Игра «Разведчики»

Цель: формировать умение передвигаться по ограниченной площади по заданному условию.

Оборудование: игровая площадка

Ход игры: на игровой площадке воспитатель располагает детей в условленном месте, и предлагает пройти к веранде так, чтобы одна группа обходила постройки на площадке с правой стороны, вторая группа – с левой стороны, третья группа должна пройти между постройками. После того как дети встречаются на веранде, они должны рассказать о своем маршруте и объяснить, почему группы пришли в условное место в разное время.

Карточка № 11.

Игра «Найди клад»

Цель: закрепить умение передвигаться по ограниченной площади по заданному условию, найти «клад».

Оборудование: карта-схема,

Ход игры: воспитатель рассказывает детям, что в группе спрятан «клад» и показывает детям карту-схему, на которой крестиками обозначены начало и конец пути. Взрослый объясняет, как пользоваться такой картой-схемой, что обозначают стрелочки и как на карте обозначено место спрятанного клада. По ходу движения дети называют направление, куда указывает стрелка, и как им нужно изменить направление движения.

Карточка № 12.

Игра «Спрячь игрушку»

Цель: совершенствовать умение передвигаться по ограниченной площади по заданному условию.

Оборудование: игрушка зайчик.

Ход игры: воспитатель предлагает детям самостоятельно спрятать на игровой площадке игрушку и придумать маршрут, как до нее добраться от условного места. Далее воспитатель двигается по указанию детей и находит спрятанную игрушку.

Карточка № 13.

Игра «Я еду на машине» (умение ориентироваться в двухмерном пространстве, т. е. на плоскости)

Цель: формировать умение у детей передвигать предмет по ограниченной плоскости по указанию взрослого.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными гаражом, школой и зоопарком; маленькая машинка.

Ход игры: воспитатель кладет перед детьми лист бумаги, на котором нарисованы гараж, школа, зоопарк и предлагает детям «съездить» в зоопарк. Взрослый предлагает найти и назвать место на листе, где нарисован гараж, и поместить в него машину. Затем взрослый предлагает детям отыскать и назвать место, где находится зоопарк, рассказать, в каком направлении двигать машинку, чтобы проехать к зоопарку. Далее взрослый предлагает найти на листе школу, и рассказать, в каком направлении к ней можно проехать.

Далее воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать, в каком направлении они передвигали машинку (вверх по правой стороне, влево вниз через центр листа, вправо по нижней стороне листа). Затем взрослый предлагает детям вернуться из школы тем же маршрутом и рассказать, в каком направлении они двигали машинку.

Карточка № 14.

Игра «Геометрический диктант»

Цель: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги с помощью геометрических фигур.

Оборудование: чистый лист бумаги, набор плоских геометрических фигур.

Ход игры: взрослый предлагает детям разложить геометрические фигуры на листе бумаги так, чтобы:

красный квадрат находился в левом верхнем углу;

жёлтый овал – в центре листа;

зеленый квадрат в правом верхнем углу,

красный треугольник посередине стороны листа, справа от желтого овала, но снизу от зеленого квадрата;

коричневый прямоугольник в правом нижнем углу;

оранжевый прямоугольник в левом нижнем углу;

синий треугольник слева от желтого овала, но над оранжевым прямоугольником;

посередине между квадратами синий круг;

зеленый круг между прямоугольниками.

Далее воспитатель показывает детям узор, который должен был у них получиться при правильном расположении фигур. Дети сравнивают свою работу с работой взрослого, и называют и исправляют свои ошибки.

Карточка № 15.

Игра «Укрась ковер»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги

Оборудование: чистый лист бумаги, фломастеры или цветные карандаши.

Ход игры: воспитатель предлагает детям украсить лист бумаги – «ковер» геометрическими фигурами самостоятельно. Далее воспитатель предлагает детям по очереди называть расположение фигур на их «ковре» и повторяет узор по объяснению ребенка. Затем сравнивают узоры взрослого и ребенка, выясняют ошибки при несовпадении узоров и называют их причины.

Карточка № 16.

Игра «Что ты видишь»

Цель: закреплять умение детей старшего возраста определять правую и левую сторону.

Оборудование: игровая площадка.

Ход игры: дети подготовительной группы ставят одного из детей старшей группы посередине игровой площадки и спрашивают:

– Что ты видишь перед собой?

– Что находится справа от тебя?

– Что находится слева от тебя?

Далее предлагают ребенку закрыть глаза и поворачивают его в другую сторону

Ребенок, открыв глаза, должен назвать, что изменилось по отношению к нему.

Карточка № 17.

Игра «Путешествие по группе».

Цель: закреплять умение передвигаться в заданном направлении

Оборудование: игрушка-клоун, чистый лист бумаги, цветные карандаши,

Ход игры: детям предлагается карта передвижения (маршрут, путь движения обозначен стрелочками. На каждой остановке дети выполняют различные задания. Во время движения дети называют, в какую сторону показывает стрелочка. На пути движения дети отгадывают загадки, рисуют рисунок. В конце путешествия дети находят спрятанную игрушку-клоуна.

Карточка № 18.

Игра «Роботы»

Цель: закреплять умение передвигаться в заданном направлении по устному указанию.

Оборудование: игровая площадка.

Ход игры: детям предлагают на прогулке пройти от начала игровой площадки до веранды, но не как все люди, а как «роботы» : два шага вперёд, один шаг вправо, два шага назад, один шаг вправо. По правилам, кто путается в шагах, тот выбывает из игры. Кто верно выполняет все правила, дойдя до веранды становится ведущим, и придумывает новый способ передвижения.

Карточка № 19.

Игра «Весёлый круг»

Цель: совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.

Оборудование: колокольчик.

Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Вы закрываете глаза и определяете, где звенит колокольчик».

Воспитатель ходит по кругу, останавливается около ребенка и звенит колокольчиком. Ребенок определяет, где звенит колокольчик. (Впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.) Воспитатель переходит к следующему ребенку. И так далее.

Карточка № 20.

Игра «Кто где стоит».

Цель: продолжать учить определять местоположение окружающих детей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

Ход игры: дети делятся на две подгруппы по 5 человек. Один ребенок (ведущий) встает в центр, другие располагаются (впереди, сзади, слева, справа) от ведущего. Ведущий рассказывает, кто где находится по отношению к нему. Игра повторяется 2–3 раза со сменой ведущего.

Карточка № 21.

Игра «Идем по следам»

Цель: упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.

Оборудование: листы со следами, ёлочка.

Ход игры: воспитатель раскладывает на полу листы, на которых нарисованы следы. В конце пути он ставит елочку. Затем вместе с детьми выбирает ведущего, который выполняет указания воспитателя и находит елочку. Дети вслух поясняют направления движения ведущего (4 шага вперед, 3 шага налево и т. д.).

Карточка № 22.

Игра «Не ошибись»

Цель: закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.

Ход игры: дети встают лицом к воспитателю, который предлагает им повторить следующие движения: поднять вверх правую (левую) руку, сделать наклоны вправо (влево, определить, что находится впереди (сзади) от воспитателя.

Карточка № 23.

Игра «Рисуем узор»

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши.

Ход игры: воспитатель просит детей вдоль верхней стороны листа нарисовать линию красным карандашом, вдоль нижней стороны – синим карандашом и справа провести желтую линию, слева – зеленую. Затем выясняет: «Вдоль какой стороны нарисована красная линия? На какой стороне синяя линия?» и т. д. Детям предлагается нарисовать узор, используя любые геометрические фигуры, на середине листа.

Карточка № 24.

Игра «Расположи правильно».

Цель. Учить ориентироваться на плоскости.

Оборудование: магнитная доска, цветные магниты (круглые).

Ход игры: воспитатель вместе с детьми рассматривает магнитную доску: «На какую геометрическую фигуру похожа доска? Что есть у доски прямоугольной формы?» (жестом показывает стороны и углы.) Воспитатель предлагает вызванному ребенку показать стороны магнитной доски и назвать их (верхняя сторона, нижняя сторона и т. д.) Воспитатель показывает и называет углы: «Правый верхний угол, левый нижний угол». Затем дает задание: «Положите красный круг в правый верхний угол, зеленый круг – в правый нижний угол, желтый – в левый верхний угол и синий – в левый нижний угол.

Карточка № 25.

Игра «Разложи снежинки правильно»

Цель: продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Оборудование: квадратные листы разного цвета, снежинки.

Ход игры: у детей квадратные листы бумаги разного цвета. Воспитатель предлагает украсить салфетки снежинками: «Одну снежинку положите посредине салфетки. Одну снежинку положите в верхний левый угол. Одну снежинку — в нижний левый угол», и так далее ( после выполнения каждого задания воспитатель уточняет: «Где положили снежинку?»)

Карточка № 26.

Игра «Маршрут для кораблей»

Цель: совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперёд — назад, направо — налево).

Оборудование: игрушка – кораблик.

Ход игры: у детей в руках кораблики. Воспитатель сообщает, что адмирал прислал приказ, в котором указано, по какому маршруту должны плыть кораблики. Воспитатель называет направление движения: «Вперед, налево, направо, назад». Дети передвигаются с корабликами в соответствии с указаниями воспитателя. При большом количестве детей упражнение можно организовать по подгруппам.

Карточка № 27.

Игра «Запомни и повтори»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши.

Ход игры: у детей листы бумаги и цветные карандаши. Воспитатель предлагает им выполнить задания: – вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом); – в верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом (в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом – желтым карандашом, в нижнем правом – зеленым карандашом); – в середине листа поставьте точку красным карандашом. После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Что и где вы нарисовали?» (Дети называют фигуру, ее цвет, место расположения и сверяют свои работы с образцом воспитателя.)

Карточка № 28.

Игра «Наоборот»

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

Оборудование: мяч, стулья.

Ход игры: дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.

Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю (вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, верхний – нижний, правый – левый и др.)

Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом) Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции. Ход игры: Воспитатель произносит.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Цель: закреплять знания детей о частях суток. Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки,.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» Цели: уточнить знания детей о растениях сада и огорода; назвать их признаки, описывать и находить.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Что это за птица?» Цель: уточнить и расширять представления детей о жизни птиц; учить описывать птиц по характерным.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Снегопад». Дидактическая задача. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Игровая задача. Рассказать.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Дидактическая игра «Поезд». Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз. Оборудование: схемы слов – «вагончики», предметные.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 3 1. Дидактическая игра «Листопад». Цель игры: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование. Листочки из тонкой.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Учим дорожные знаки» Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. Материал: Карточки большие и маленькие со.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр на развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 января 2023 в 08:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр на развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Груздева (УИ 1289044) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД