Фильчукова Марина
Картотека дидактических игр по развитию навыков связной речи для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Опиши картинку».
Цель: Развитие связной речи, произвольной и слуховой памяти, наблюдательности, логического мышления, формирование навыков определять группу предметов, объединенных по общему признаку, выявления постороннего по смыслу предмета.
Оборудование: сюжетная картина.
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию навыков связной речи для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо.
«Кто это? Что это?»
Цель: познакомить детей с понятием «слово», обозначающее живой или неживой предмет.
Оборудование: Одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т. д.)
Детям предлагается показать и одним словом назвать : «Что это?», «Кто это?» определить и закрепить знания на одушевленные и неодушевленные предметы.
«Домики»
Цель: употреблять названия детенышей животных.
Оборудование: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др. — по количеству детей, строительный материал.
Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)». В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название. На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.
«Поиск пропавших деталей»
Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.
Оборудование: фрагменты (разрезные части) картины.
Детям говорится, что «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».
«На чем дети катаются»
Цель: активизировать в речи предлога НА.
Оборудование: Сюжетные картинки.
Наглядный материал: сюжетные картинки на которых изображено всё на чем можно кататься. Например: лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед, машина и т. д.
Дети по картинке составляют предложения с предлогом НА. Например: девочка катается на самокате, папа едет на машине. и т. д.
«Подбери рифму»
Цель: развивать фонематический слух и речевые навыки.
Оборудование: сборник детских стихов.
Детям предлагается что найти слова которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово - рифму.
По дороге шел жучок,
Песню пел в траве. (сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.
«Кто больше знает»
Цель: Развитие речи и памяти детей, обогащение и закрепление их знания о предметах.
Оборудование: различные бытовые предметы.
Детям предлагается вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован. Например: У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать? Дети должны постараться сказать как можно больше. Взрослый заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.
«Живые слова»
Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.
Оборудование: предметные карточки на разные лексические темы.
Каждому ребёнку предлагается изображать одно слово. Например 1 ребенок - «медвежонок»; второй ребенок - «любит». Нужно выбрать третье слово из ряда предметных карточек (Мёд). Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Можно поменять детей местами и прочитать новое предложение (Медвежонок мёд любит). Предметные картинки на разные лексические темы.
«Чего на свете не бывает»
Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Оборудование: картинки-нелепицы.
Детям предлагается рассмотреть картинки-нелепицы, и не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. У детей формируются навыки полного описания картины, с элементами рассуждения.
«Размытое письмо»
Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.
Оборудование: Игрушечный мишка, письмо.
Детям предлагается помочь медвежонку прочитать размытое дождем письмо от брата. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».
Читая письмо, взрослый интонацией должен побуждать детей дополнять предложения.
«Угадай-ка»
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
Оборудование: предметные картинки по лексическим темам.
Детям предлагается описать любой из предложенных предметов по признакам так, чтобы все догадались что это. Например: круглый, красный, сочный, вкусный — (помидор).
«Говорящий предмет»
Цель: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Оборудование: камешек, мяч, игрушка
Ребенку предлагается взять камушек и по памяти описать предмет, например комнаты, затем передает камешек тому, кто будет отгадывать по описанию о каком предмете говорится. Загадываться должны только те предметы, которые действительно существуют, находятся в комнате. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.
«Объясните, почему…»
Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.
Оборудование: предметные карточки, фишки.
Детям предлагается закончить предложения, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы дети правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.
«Правильно или нет?»
Цель: учить находить в тексте грамматические ошибки.
Оборудование: текстовые карточки.
Детям предлагается сказать «Как вы думаете, можно ли так сказать?»
- Мама ставит вазу с цветами в стол.
- Когда хотят что-то купить теряют деньги.
- Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
- В полу лежит красивый ковер и т. д.
Взрослый уточняет и спрашивает «Почему предложения неточные?
«Придумай предложение»
Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Оборудование: бусы, мяч, игрушка
Детям предлагается, передавая (одевая) предмет (бусы) придумывая предложение с заданным словом, например ЯБЛОКО. Передавать предмет (бусы) другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом, например, Я СОРВАЛ ЯБЛОКО. Затем ответивший ребенок назовёт свое слово и передаст предмет (оденет бусы) другому ребенку. Если дети затрудняются при ответе, взрослый помогает им.
«Дополни предложение»
Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Оборудование: мяч
Взрослый говорит начало предложения, а детям предлагается найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово. например: «Мама купила. - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.
«Исправь ошибку»
Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.
Оборудование: серия предметных картинок
Ребенку предлагается найти ошибку. Перед ним раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.
«А я бы…»
Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.
Оборудование: сборник детских произведений, сказок
После прочтения сказки ребёнку предлагается рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей. Ребенок должен стараться ответить полным, развернутым предложением.