Получи документы

Картотека дидактических игр по развитию навыков связной речи для детей старшего дошкольного возраста

Фильчукова Марина
Картотека дидактических игр по развитию навыков связной речи для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Опиши картинку».

Цель: Развитие связной речи, произвольной и слуховой памяти, наблюдательности, логического мышления, формирование навыков определять группу предметов, объединенных по общему признаку, выявления постороннего по смыслу предмета.

Оборудование: сюжетная картина.

Публикация «Картотека дидактических игр по развитию навыков связной речи для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо.

«Кто это? Что это?»

Цель: познакомить детей с понятием «слово», обозначающее живой или неживой предмет.

Оборудование: Одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т. д.)

Детям предлагается показать и одним словом назвать : «Что это?», «Кто это?» определить и закрепить знания на одушевленные и неодушевленные предметы.

«Домики»

Цель: употреблять названия детенышей животных.

Оборудование: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др. — по количеству детей, строительный материал.

Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)». В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название. На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.

«Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Оборудование: фрагменты (разрезные части) картины.

Детям говорится, что «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

«На чем дети катаются»

Цель: активизировать в речи предлога НА.

Оборудование: Сюжетные картинки.

Наглядный материал: сюжетные картинки на которых изображено всё на чем можно кататься. Например: лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед, машина и т. д.

Дети по картинке составляют предложения с предлогом НА. Например: девочка катается на самокате, папа едет на машине. и т. д.

«Подбери рифму»

Цель: развивать фонематический слух и речевые навыки.

Оборудование: сборник детских стихов.

Детям предлагается что найти слова которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово - рифму.

По дороге шел жучок,

Песню пел в траве. (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

«Кто больше знает»

Цель: Развитие речи и памяти детей, обогащение и закрепление их знания о предметах.

Оборудование: различные бытовые предметы.

Детям предлагается вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован. Например: У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать? Дети должны постараться сказать как можно больше. Взрослый заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

«Живые слова»

Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Оборудование: предметные карточки на разные лексические темы.

Каждому ребёнку предлагается изображать одно слово. Например 1 ребенок - «медвежонок»; второй ребенок - «любит». Нужно выбрать третье слово из ряда предметных карточек (Мёд). Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Можно поменять детей местами и прочитать новое предложение (Медвежонок мёд любит). Предметные картинки на разные лексические темы.

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Оборудование: картинки-нелепицы.

Детям предлагается рассмотреть картинки-нелепицы, и не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. У детей формируются навыки полного описания картины, с элементами рассуждения.

«Размытое письмо»

Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

Оборудование: Игрушечный мишка, письмо.

Детям предлагается помочь медвежонку прочитать размытое дождем письмо от брата. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».

Читая письмо, взрослый интонацией должен побуждать детей дополнять предложения.

«Угадай-ка»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

Оборудование: предметные картинки по лексическим темам.

Детям предлагается описать любой из предложенных предметов по признакам так, чтобы все догадались что это. Например: круглый, красный, сочный, вкусный — (помидор).

«Говорящий предмет»

Цель: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Оборудование: камешек, мяч, игрушка

Ребенку предлагается взять камушек и по памяти описать предмет, например комнаты, затем передает камешек тому, кто будет отгадывать по описанию о каком предмете говорится. Загадываться должны только те предметы, которые действительно существуют, находятся в комнате. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

«Объясните, почему…»

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Оборудование: предметные карточки, фишки.

Детям предлагается закончить предложения, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы дети правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

«Правильно или нет?»

Цель: учить находить в тексте грамматические ошибки.

Оборудование: текстовые карточки.

Детям предлагается сказать «Как вы думаете, можно ли так сказать?»

- Мама ставит вазу с цветами в стол.

- Когда хотят что-то купить теряют деньги.

- Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

- В полу лежит красивый ковер и т. д.

Взрослый уточняет и спрашивает «Почему предложения неточные?

«Придумай предложение»

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Оборудование: бусы, мяч, игрушка

Детям предлагается, передавая (одевая) предмет (бусы) придумывая предложение с заданным словом, например ЯБЛОКО. Передавать предмет (бусы) другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом, например, Я СОРВАЛ ЯБЛОКО. Затем ответивший ребенок назовёт свое слово и передаст предмет (оденет бусы) другому ребенку. Если дети затрудняются при ответе, взрослый помогает им.

«Дополни предложение»

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Оборудование: мяч

Взрослый говорит начало предложения, а детям предлагается найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово. например: «Мама купила. - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Оборудование: серия предметных картинок

Ребенку предлагается найти ошибку. Перед ним раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

«А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Оборудование: сборник детских произведений, сказок

После прочтения сказки ребёнку предлагается рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей. Ребенок должен стараться ответить полным, развернутым предложением.

Публикации по теме:

Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаАльбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Учим дорожные знаки» Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. Материал: Карточки большие и маленькие со.

Картотека дидактических игр по ПДД для старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для старшего дошкольного возраста «Мы — водители» Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков, видеть её основные.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возрастаКартотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста Игры по развитию речи для детей Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по развитию навыков связной речи для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2021 в 09:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по развитию навыков связной речи для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Фильчукова Марина (УИ 2719648) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД