Приложение МААМ

Картотека дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста

Алия Загидова
Картотека дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста

«Покажи, кого назову»

Цель игры: Учить детей находить, показывать и, по возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Программное содержание: Дети сидят на ковре или просто играют.

Воспитатель спрашивает у малыша: «Где Света? (Лиза, Илья и другие имена детей.)». Ребенок указывает на того, кого назвали. Воспитатель просит малыша повторить имя». Игра повторяется

«Кто что услышит?»

Цель игры: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Материалы и оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, барабан

Программное содержание: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать

«Угадай игрушку»

Цель игры: Формирование умения находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Развитие понимания речи взрослого

Материалы и оборудование: 3-4 игрушки: заяц, мишка, лиса, утенок

Программное содержание: Воспитатель показывает детям игрушки. Надо сразу научить детей правильно называть предмет. Воспитатель, рассказывает о каждой игрушке, называя их внешние признаки, а дети должны угадать эту игрушка.

«Во саду ли, в огороде?»

Цель игры: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия. Активизировать речь у детей

Материалы и оборудование: Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

Программное содержание: Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты. Фрукты растут на дереве. Картофель, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Это – овощи. Овощи растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи на грядке. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)»

«Поварята»

Цель игры: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Материалы и оборудование: Фланелеграф или магнитная доска изображениями изображение банки из-под компота и кастрюли

Программное содержание: Воспитатель показывает детям овощи и фрукты. Они вместе рассматривают их, вспоминают качества овощей и фруктов. Затем воспитатель рассказывает детям, что из фруктов можно приготовить вкусные варенье или компот, а из овощей варят вкусный суп и предлагает приготовить эти блюда. Для этого нужно фрукты поместить в банку, а овощи – в кастрюлю. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? Повтори, куда ты положишь фрукт?

«Кто с нами рядом живет?»

Цель игры: Учить узнавать, показывать и называть птиц изображенных на картинках.

Материалы и оборудование: Набор предметных картинок из серии «Птицы»

Программное содержание: Воспитатель задает вопросы по содержанию предметных картинок, а дети на них отвечают

«Моя улица»

Цель игры: Развитие речи. Познакомить детей с улицей, развивать представления об окружающих предметах, развивать наблюдательность

Материалы и оборудование: Машина игрушечная, кукла, одетая в шапку, игрушка- собака, кирпичики и кубики.

Программное содержание: Предварительно на прогулке воспитатель на прогулке вместе с детьми рассматривают: улицу: дома, дорогу, по дороге едет машина, кукла Таня идет, собака бежит. На занятии дети вспоминают, что они видели на прогулке. Затем воспитатель вместе с детьми строят улицу: из кубиков – дома, из кирпичиков – дорожку узкую и широкую. Затем дети играют. Во время всех действий воспитатель отрабатывает навык речевой активности в употреблении общепринятых слов (машина едете, кукла идет).

«Чудесный мешок»

Цель игры: Уточнить и активизировать словарь по теме.

Материалы и оборудование: Игрушечные машины: автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке.

Программное содержание: Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовика, автобуса, цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма.

«Праздник елки в детском саду»

Цель игры: Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Материалы и оборудование: Сюжетная картинка

Программное содержание: Воспитатель используя картину рассказывает о празднике «Новый год» и просит повторять за ней

«Кто внимательный»

Цель игры: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Материалы и оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.

Программное содержание: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2-3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

- Возьми мишку и посади в машину.

- Возьми мишку из машины.

- Посади в машину куклу.

- Покатай куклу машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения.

Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

«Олины помощники»

Цель игры: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Материалы и оборудование: Учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Программное содержание: Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришла кукла Оля со своими помощниками и предлагает отгадать, как они называются и что помогают Оле делать. Затем воспитатель показывает, как кукла моргает и спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково? (глазки)». Аналогично рассматриваются Ноги, руки, уши. После этого воспитатель читает детям стихотворение Киргановой Е. Г. «Олины помощники», побуждая детей добавлять слово в конце каждого четверостишья:

Оля весело бежит

К речке по дорожке,

А для этого нужны

Нашей Оле … (ножки).

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле (ручки).

Оля ядрышки грызет,

Падают скорлупки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (зубки).

Оля смотрит на кота,

На картинки – сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (глазки).

«Мама купает ребенка»

Цель игры: Упражнять детей в названии слов: купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать.

Материалы и оборудование: Картинка с изображением ванной, в которой сидит маленький мальчик, а мать мочалкой трет ему спину. Мальчик тянется к утке, плавающей в ванне. Лицо у мальчика веселое. Недалеко стоит стул, на спинке которого висит большое полотенце.

Программное содержание:Воспитатель показывает картинку и дает детям возможность рассмотреть ее. Затем говорит: «Это мама. Мама купает сыночка Петю. Петя любит купаться. «Куп-хлюп, куп-хлюп», - говорит Петя. Как говорит Петя? Диана, покажи ванну. В ванне теплая вода. Мама трет мочалкой Пете спину. А что это у Пети? Утка плавает в ванне, большая, желтая утка. Вымоет мама Петю и польет чистой водой. А что это висит на стуле? Большое полотенце. Мама будет вытирать Петю. Петя чистенький теперь».

«Жучок»

Цель игры: Развитие речи. Соотносить глагол с действием, которое он обозначает.

Материалы и оборудование: Стихотворение Н. Юрковой «Жучок»

Программное содержание: Воспитатель, детям читают стихотворение Н. Юрковой «Жучок», а затем предлагают изобразить, каким грустным сидел жучок в коробке и как радостно он из нее улетел.

Жу-жу! Жу-жу!

Вы слышите?

Жу-жу!

Здесь я - жучок.

Меня зачем-то поселили

Мальчишки в коробок.

Не повернуться в коробке,

Не встать на лапки мне.

Нельзя расправить крылышки.

Прижатые к спине.

Так тесно -

Даже не могу

Пошевелить усами.

Но неужели

Жу-жу-жу,

Не знаете вы сами.

Что очень плохо.

Плохо мне,

В закрытом коробке,

Что я мечтаю

В темноте

О свежем ветерке.

Там на лугу -

Трава, цветы,

И бабочки в полете.

А мне так грустно

В коробке.

Ну как вы не поймете?

«Оса»

Цель игры: Соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Материалы и оборудование: Стихотворение В. Приходько «Оса»

Программное содержание: Воспитатель детям читают стихотворение В. Приходько «Оса». Просят охарактеризовать осу (сказать, какая она); изобразить дружелюбную осу.

Когда мы с мамой варим вишню. Наверно, осам это слышно. И осы к нам в окно летят. Варенья нашего хотят.

На кухне, где кипит варенье, Осиное столпотворенье

За ними нужен глаз да глаз. От них мы закрываем таз.

А я возьму варенье в ложку,

Немножко капну на ладошку

И крикну: - Вот тебе, оса,

Посадочная полоса.

Приятно маленькой сластене

Варенье пробовать с ладони.

Прильнет, и усики нагнет,

И красный сок сосать начнет.

Проходит длинная минута,

А мне не страшно почему-то,

Ведь не ужалит без нужды Оса,

Не чувствуя вражды?

Оса

Мне кожу пощекочет.

Оса

Сказать как будто хочет:

- Дружи со мной

И никогда

Не трогай нашего гнезда.

«Профессии»

Цель игры: Развитие речи, активизировать словарь

Материалы и оборудование: Картинки (фотографии) с изображениями людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).

Программное содержание: Взрослый задает вопросы, дети отвечают.

- Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)

- А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)

- Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)

Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)

- Кто ее продает, наконец? (Продавец.)

- К нам приходит с письмом

- Прямо в дом - кто же он? (Почтальон.)

- Служит дорогой Отчизне

- Старший брат. Охраняет наши жизни, Он. (Солдат.)

- Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь какую-то профессию. Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал,- хорошо и честно трудиться

«На приеме у врача»

Цель игры: Развитие речи, активизировать словарь

Материалы и оборудование: кукла

Программное содержание: Кукла - врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы. Воспитатель: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .

Врач доволен: горло ни у кого не болит.

«Добавь слово»

Цель игры: Развивать речь, находить нужное по смыслу слово (глагол).

Материалы и оборудование: кукла Гена

Программное содержание: Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать.

Гена.

Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать.

Я умею пол. (подметать).

Я умею пыль. (вытирать).

Я умею посуду. (мыть, полоскать).

Я умею постель. (застилать).

Я умею цветы. (поливать).

Я помогаю стол. (накрывать).

Я помогаю тарелки. (расставлять).

Я помогаю вилки. (раскладывать).

Я помогаю крошки. (сметать).

Я помогаю комнату. (убирать).

При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена).

Список литературы

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада/А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. -М. Просвещение, 1991.-160с., ил.

2. Гербова В. В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе [Текст]: 2-4 года: пособие для педагогов дошкольных учреждений / В. В. Гербова. – Москва : Владос, 2003. – 157 с.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младше группе детского сада /В. В. Гербова. - М. :Мозаика- Синтез, 2007. – 96с.

4. Сорокина А. И. дидактические игры в детском саду: (ст. группы) Пособие для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1982.- 96с.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / Г. С. Швайко. – Москва: Айрис-пресс : Айрис-Дидактика, 2006. – 166 с.

6. [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/10/16/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-i-oznakomleniya-s

7. [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/03/25/kartoteka-rechevykh-igr-dlya-detey-rannego-vozrasta

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей детей младшего возраста 1слайд: «Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей детей младшего возраста" Подготовила воспитатель г. Выкса.

Картотека дидактических игр для формирования у детей дошкольного возраста интереса к людям разных профессий Картотека дидактических игр для формирования у детей дошкольного возраста интереса к людям разных профессий. Разработала воспитатель МБДОУ.

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи в разных возрастных группах в детском саду. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи в разных возрастных группах в детском саду Дидактические игры и упражнения для.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста (4–5 лет) Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста (4 – 5 лет) 1. Дидактическая игра «Найди ошибку».

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возрастаКартотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая.

Картотека подвижных игр «Веселые воробушки» для детей младшего дошкольного возраста Воробушки и автомобильЗадачи: Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры «В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и.

Влияние дидактических игр на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста Введение Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности.

Влияние дидактических игр на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста Структура работы – выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, вывода, заключения, списка литературы, списка приложений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 апреля 2017 в 08:23
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алия Загидова (УИ 1123888) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД