Получи документы

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию

Эрна Умняшкина
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию

Картотека дидактических игр

и

упражнений

по се

нсорному развитию

детей

раннего возраста

Ход:

Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, прои

звольно

перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это

круг, вот это

квадрат. Круг я

положу на круглую тарелочку, а квадрат

на квадратную тарелочку». Далее

воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует

Публикация «Картотека дидактических игр по сенсорному развитию» размещена в разделах

речь детей вопрос

ами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т. п.».

ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА

Цель:

Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие

отверстия.

Оборудование:

Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и

соответствующие им по размеру кубики и ш

арики.

Ход:

Воспитатель показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в

них можно протолкнуть шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие,

отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же

самое прод

елывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него

есть уголки и проталкивает в него кубик. Далее, задание выполняют дети. При каждом

проталкивании, воспитатель удивленно

-

восхищенным тоном восклицает: «Ой, нет

шарика! Ой, нет кубика!»,

тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и вызывая

положительные эмоции.

(Рис. 27)

Также эту игру можно использовать и для

закрепления величины предметов

,

делая в коробках большие и маленькие отверстия различных однородных

геометрических форм. Можно

добавлять отверстия и

других геометрических форм,

например

треугольные, прямоугольные и т. д.

ЗАШТОПАЙ ШТАНИШКИ

Цель:

Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие

отверстия.

Оборудование

:

Картонное изображение волка (матрешки

, куклы и т. п.) с

отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и

соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Ход:

Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у

волка дырявы

е штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические

фигуры

заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют

задание, волк благодарит их.

(Рис. 28)

Эту игру можно проводить

с усложнением

, например

«заштопать» у матрешек

са

рафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими

формами соответствующих цветов.

ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ

Цель:

Учить детей группировать предметы по форме

Оборудование:

Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник,

прямоуго

льник

домики и эти же геометрические формы маленького размера

человечки.

Ход:

Воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на столе

маленькие геометрические фигуры, говорит, что это

веселые человечки. Затем

показывает, например, круг

и говорит: «Этого человечка зовут круг. Как зовут

человечка? (Круг). Покажите, каких еще человечков зовут круг? (Дети показывают

круги)». Так же дети показывают и другие геометрические фигуры. Воспитатель

говорит, что человечки заблудились, и предлагает д

етям помочь человечкам найти

свои домики. Затем объясняет, что человечки

-

круги живут в круглом доме (кладет

человечка на большой круг, человечки

-

квадраты живут в квадратном доме (кладет

человечка на большой квадрат) и т. д. Далее дети выполняют задание сам

остоятельно.

(Рис. 29)

Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем

трех и далее четырех. На первых этапах фигуры

-

человечки одинакового размера и

цвета,

усложняя игру

можно использовать «человечков»

разного размера, а затем

и

цвета. (Рис. 30)

Цвет

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель:

Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных

предметов и может служить для их обозначения.

Оборудование:

Коробка с мозаикой, где помеще

ны шесть элементов желтого

цвета и один белого.

Ход

:

Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые

цыплята (или картинку). Затем

белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет

курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый эле

мент мозаики и поясняет:

«Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику,

еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за

белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает р

ебенку

коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом

за мамой

-

курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены

«гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.

(Рис. 31)

ЕЛОЧКИ И ГРИБОЧ

КИ

Цель

:

Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование

:

Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов

зеленого и красного цвета.

Ход:

Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают

зеленого цвета, и размещает на панели елочку

элемент зеленого цвета. Показывает

элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки.

Разместив у себя на панели е

лочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель

предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.

Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия.

(Рис. 31)

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры:

«

Гуси с гусята

ми»

-

используют мозаику белого (гусь) и желтого (гусенок) цвета;

«

Домики и флажки»

-

используют мозаику белого (домик) и красного (флажок)

цвета. В игре «Домики и флажки» элемент красного цвета размещают над элементом

белого цвета.

(Рис. 32)

РАЗНОЦВЕТНЫЕ

БУСЫ

Цель:

Та же.

Оборудование:

По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и

другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

Ход

:

Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей,

ч

то на нить поочередно нанизывают бел

ую и красную бусины. Основой для

успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо

знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т. д.).

ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ

Цель:

Закрепить у детей умен

ие группировать однородные и

соотносить

разнородные предметы по цвету.

Оборудование:

Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.

Ход

:

Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья

четырех основных цветов и говорит, что у каждо

й матрешке есть свои игрушки:

мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам

найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из матрешек и предлагает выбрать

бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выб

ерет все бусины

и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

УГОСТИМ МЕДВЕДЯ ЯГОДОЙ

Цель:

Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких

предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Оборудование

:

Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов

красного

цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета

.

Ход:

Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с

детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то,

что мишка

любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки

элемент мозаики красного цвета (ягодку, вставляет ее в панель и предлагает детям

тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды

красного

цвета

. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.

(Рис. 33)

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры:

«Найди солнышко», «Посади травку», «Облачка на небе»

и т. п., с той лишь

разницей, что ребенку предлагае

тся выбрать соответственно элементы желтого,

зеленого и синего цвета из нескольких предложенных.

ПОСТАВЬ БУКЕТ ЦВЕТОВ В ВАЗУ

Цель

:

Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование:

Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов,

сделанных

из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.

Ход:

Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре

произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы.

Затем, воспитатель берет, например, красный

цветок и ставит его в вазу красного

цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое

воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты

предлагается детям.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРЫ

Цель:

Учить детей соотносить

предметы по цвету.

Оборудование:

Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными

полосками

«ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга,

Вырезанные из картона шары тех же цветов.

Ход:

Воспитатель показывает детям шары и предла

гает привязать к ним

ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и

прикладывает его к желтой полоске

«ниточке» желтого цвета. Далее задание

выполняют дети.

Эту игру можно проводить с другим

оборудованием:

разноцветные карточк

и

-

«книжки» с вырезанными «окошками»

-

шарами, карточки

-

вкладыши таких же цветов.

Тогда

ход

будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает

детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно показывая как

это сделать.

(Рис. 34)

ПОДБЕРИ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ

Цель:

Та же.

Оборудование:

Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

Ход:

Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них

чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета.

Затем

воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.

(Рис. 35)

ВАРЕЖКИ

Цель

:

Та же

Оборудование:

Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек,

куклы.

Ход:

Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку,

но не могут

найти свои варежки, т. к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку

(например, красную, спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу

найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.

МАГАЗИН ИГРУШЕК

Цель:

Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование

:

Карточка с нарисованными на ней одна над другой

горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из

картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, само

лет, машина, кегля и т. п.)

Ход:

Воспитатель предлагает поиграть в магазин, но для этого нужно расставить

игрушки на полки. Затем предлагает малышу взять одну игрушку и поставить ее на

полку (карточку, уточняя ее цвет. Далее воспитатель предлагает ребенку

поставить на

эту полку игрушки такого же цвета. Когда задание выполнено, то игра продолжается с

игрушкой другого цвета.

Так же можно использовать разноцветные полки, а ребенку предложить

расставить на них игрушки соответственно с цветом.

(Рис. 36)

Игры и упражнения с предметами

СЛОЖИ МАТРЕШКУ

Оборудование

:

Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга

кукол меньшего размера.

Ход:

Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося:

«Матрешка, матрешка, откройся н

емножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее

рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все

матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребенка сложить их обратно,

начиная с самой маленькой.

Мы

матрешки

, мы

сестрички, В прятки с нами поиграй,

Все подружки

-

невелички. Нас скорее собирай

Как начнем плясать и петь, Если будешь ошибаться,

Никому не усидеть!

Мы не будем закрываться!

(С. Рещикова)

Сначала игру следует проводить с двусложной матрешкой, затем с трехсложной

и т. д. Точно так же вместо м

атрешки можно использовать

бочонки, стаканчики,

открывающиеся коробочки, вкладыши

различных форм и т. п.

СОБЕРИ ПИРАМИДКУ

Оборудование:

Пирамидка, состоящая из 4

-

5 колец, убывающих по величине.

Ход:

Воспитатель показывает ребенку пирамидку, и

помогает разобрать ее.

Вместе с малышом воспитатель рассматривает колечки, отмечая их форму и цвет и

делая акцент на их величину. Затем воспитатель предлагает ребенку собрать

пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое большое колечко и

надеть

его на стержень (малыш выполняет задание). Далее воспитатель предлагает

сделать то же самое с оставшимися колечками до тех пор, пока пирамидка не будет

собрана. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность самостоятельно

манипулировать с пирамидкой, с

тараясь собрать ее правильноМожно собирать

различные пирамидки

в зависимости от того, какие цели преследуются. Например:

пирамида, состоящая из колец одного размера или цвета; из кубиков, шариков, призм

одного или разного размера и цвета; из предметов возр

астающих по величине и т. д.

СОБЕРИ БУСЫ

Оборудование:

Любые предметы с отверстиями для нанизывания различной

величина, формы и цвета, шнур или мягкая проволока.

Ход:

Воспитатель предлагает ребенку собрать бусы, нанизывая их на шнур.

Показывает,

как это нужно делать и предлагает малышу продолжить. Если ребенок

затрудняется, воспитатель помогает ему.

Можно собирать

различные бусы

в зависимости от того, какие цели

преследуются. Например: бусы, состоящие из шариков и кубиков различного размера

и цве

та; из катушек от ниток, маскаронов, колечек, пробочек с отверстиями различных

цветов и размеров и т. д.

ПОСТРОЙ БАШЕНКУ

Оборудование:

Кубики различного цвета и размера.

Ход:

Воспитатель предлагает ребенку построить башенку, накладывая кубики

один на дру

гой и возводя постройку вверх.

Эту игру можно проводить

различными способами

в зависимости от того,

какие цели преследуются. Например: построить башенку из кубиков одного цвета и

разного размера; из больших или маленьких кубиков разного цвета; из больших

или

маленьких кубиков одного цвета и т. д.

(Рис. 42)

Упражнения, способствующие развитию мелкой

Моторики

Прищепки

Можно использовать следующие упражнения с прищеп

ками:

«Ежик»,

«Елочка», «Солнышко»

-

к силуэтам ежика, елочки, солнышка, сделанных

из картона, дети прицепляют колючки и лучики. Для

закрепления цвета

можно использовать разноцветные силуэты и соответствующие им по цвету

прищепки.

Пробочки

Можно исп

ользовать следующие упражнения с пробками:

«Цветочки», «Жучок»

-

дети раскручивают и закручивают пробки от

пластиковых бутылок к их горлышкам

серединки цветов или пятнышки на

спине жука. Для

закрепления цвета

прикручивают разноцветные пробки к

соответств

ующим по цвету горлышкам

Застежки

Можно использовать следующие упражнения с застежками:

«Застегни

сапожки», «Завяжи рубашку», «Пришей пуговицу»

и т. д.

дети вдевают

шнурок в отверстия. Так же используются различные

коврики, подушечки,

на которых нашиты п

уговицы, липучки, молнии, крючки, кнопки и т. п., с

которыми манипулируют дети.

Крупа

На крупе можно рисовать, искать в ней какие

-

либо предметы,

пересыпать ее из одной емкости в другую щепотками или кулачками и т. д.

Так же можно использовать следующие у

пражнения:

«Накормим птичку»

-

дети щепотками рассыпают крупу в кормушку для птицы,

«Помоги

Золушке»

-

дети сортируют, например горох и фасоль,

«Собери бусы»

-

дети

по одной горошине собирают горох или фасоль в сосуд с узким горлышком.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка»Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка» Цель занятия: учить детей различать и называть красный, желтый и зеленый цвета, повторять простые и относительно сложные фразы. А также.

Картотека дидактических игр для детей 3–4 летКартотека дидактических игр для детей 3–4 лет Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее их деятельность,.

Картотека дидактических игр по ИЗО Дидактические игры: 1. «Нарисуй теплую картинку» Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять.

Картотека дидактических игр по ИЗО для старших дошкольников Д/И «На что похоже?» Цель. Развивать сенсорные операции, художественно – творческие способности. Задание. На столе выкладываются несколько.

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитаниюКартотека дидактических игр по патриотическому воспитанию Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию «Найди флаг» Цель: закрепить представления детей о государственном флаге; развивать.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Картотека дидактических игр по ЗОЖ для дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ЗОЖ для дошкольного возраста Картотека дидактических игр по ЗОЖ для дошкольного возраста. Здоровье– бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

Картотека дидактических игр с пуговицами для детей 2–3 летКартотека дидактических игр с пуговицами для детей 2–3 лет Картотека дидактических игр с пуговицами для детей 2-3 лет. «Волшебные дорожки» Цель: Развитие мелкой моторики, памяти, внимания. Закрепление.

Картотека музыкально-дидактических игрКартотека музыкально-дидактических игр Картотека музыкально-дидактических игр 1. «Волшебные часы»Цель: Повторение и закрепление изученного материала. Методика применения: Под.

Занятие по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики руки «К нам в гости пришли маленькие гномики»Занятие по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики руки «К нам в гости пришли маленькие гномики» Хочу предложить вам на суд занятие с детьми с ОВЗ в средней группе. Дети практически не говорящие, поэтому занятие построено так, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию
Опубликовано: 18 мая 2021 в 05:52
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД