МААМ-картинки

Картотека фонопедических упражнений для детей с ОНР

Ольга Чёрная
Картотека фонопедических упражнений для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека фонопедических упражнений для детей с общим недоразвитием речи

"НАПУГАЕМ МЕДВЕДЯ"

Охотники уехали из стойбища на оленях.

Вернулись тихонько назад,

чтобы медведь их не заметил.

А мишка пришел, как всегда,

за сушеной рыбой, стал детей пугать.

Тут охотники выбежали ему навстречу.

У каждого в руке – головешка от костра,

шипит, сверкает.

Медведь бросился в одну сторону,

в другую – всюду охотники, собаки, огонь.

Публикация «Картотека фонопедических упражнений для детей с ОНР» размещена в разделах

Вся шкура медведя стала в черных пятнах.

Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников ударил головешкой его по носу.

И нос стал черным.

Взвыл медведь от боли. Дети цокают языком.

Произносят "ших… ших…",

трут ладонями.

Произносят "р-р-р…",

оказывают когти.

Произносят короткие,

"острые" звуки [а] высоко и

[ш] низко.

"Гавкают" в разных регистрах.

Произносят звук [у] сверху вниз.

"Осень"

Идет по лесу осень, шуршит листвой.

Прикоснется осень рукой к березке,

пожелтеют листья и запоют свою песенку.

Прикоснется к рябинке, покраснеют листочки,

запоют свою радостную песню.

Заденет осинку, красные листья запоют.

Взмахнет руками Осень, завоет ветер.

Затрепещут, задрожат листья на деревьях,

Полетят на землю разноцветным дождем. Произносят "шур…шур…" и

скользят ладонями друг о друга.

Тянут звук [а], развернув

ладони параллельно друг другу,

разводя руки в стороны на усиление

звука и приближая на затихание,

когда ладони соединяются, тишина.

Делают то же на звук [о].

Делают то же на звук[э].

Делают то же на звук [у].

Произносят "ш-ш-ш…", подняв

руки вверх и легко встряхивая

кистями.

Произносят "п-п-п…", постепенно

опуская руки.

Осень листья золотит,

Ветер ими шелестит:

Шур- Шур- Шур, Шур- Шур- Шур.

И с деревьев их разносит.

Поиграет, снова бросит:

У- У- У, У- У- У.

Вверх поднимет, закружит

И на месте завертит:

У- У- У, У- У- У.

То к земле прижмет, погладит,

Вдруг на веточку посадит:

Так – Так - Так, Так – Так - Так.

Соберет большую кучу,

Убежит и сядет в тучу.

Ритмично потирают ладонью ладонь

Ритмично скрещивают поднятые

вверх руки.

Делают круговые движения

указательными пальцами.

Ритмично похлопывают ладонями

со сменой положения рук.

Ритмично сжимают и разжимают

руки.

"Петушок"

Петушок пшеницу серпом сжал,

снопов навязал,

обмолотил,

на мельницу сводил,

ветер летит, крылья мельницы вертит.

Получилась мука хороша, легка.

Петушок из муки напек пироги.

Вон они на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят. -Произносят "ших… ших…",

резко скрещивая перед собой руки,

пальцы сжаты в кулаки.

-Произносят "ш-ш-ш…" на

продолжительном выдохе,

вращая кулачками перед грудью.

-Произносят "т-т-т, ты-ды,

ты-ды!", ударяя кулачками

по коленям.

-Цокают язычком, подражая

стуку копыт лошади, руки

"держат вожжи".

-Произносят звук [у] вверх и вниз,

показывая его высоту рукой.

-Произносят "п… п…", делая

короткие, активные выдохи,

пальцы рук резко сжимают и

разжимают.

-Руками "пекут пирожки",

произнося слог "ля" в высоком

регистре.

-Произносят "пых. пых…",

стараясь не поднимать плечи и

активно работая диафрагмой,

руки на поясе.

"Перед дождем"

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо стонет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

Над струей, сухой и острой,

Набегает холодок.

Полумрак на все ложится;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон. Произносят звук [у] вверх и вниз,

показывая его высоту рукой.

Делают штро-бас на связках

на звук [а].

Тихо и долго произносят

"пата-пата-пата…"

на одном дыхании.

Поднимают руки и произносят

короткие звуки [а], начиная с

самого высокого к самому низкому,

показывая высоту звука взмахом

кистей.

На одном дыхании произносят звук

[у], делая голосом волну, вверх и вниз,

показывая высоту голоса рукой.

Произносят звук [у] сверху вниз.

Произносят "кар, кар…" очень

громко в разных регистрах.

"Вьюга"

Поет вьюга свою песню.

Завывает ветром.

Кружит снегом.

Метет по земле поземку.

Стучится в окна. -Произносят звук [о] с разной

динамикой на одном дыхании.

Ладони друг к другу. Когда руки

разводят в стороны, звук громче,

когда приближают – затихает.

-Тянут звук [у], пропевая его в

разных регистрах на одном дыхании

и показывая высоту звука рукой.

-Звук [a] произносят то выше,

то ниже, делая движения рукой.

-Делают руками движения, как

при плавании, произнося при этом

звук ш.

-Произносят коротко и остро "тук,

тук…", показывая указательным

пальцем высоту звука.

"Метель"

Свистели метели,

Летели снега,

Стелила постели большая пурга.

Стелила постели морозом она,

И было метелям всю ночь не до сна. -Произносят звук [у] от низкого к

высокому.

-Произносят звук [о] от низкого к

высокому.

-Произносят звук [и] вверх и вниз,

показывая его высоту рукой.

-Пропевают отрывистые, острые

звуки [а] в разных регистрах.

-То усиливают звук, разводя руки

в стороны, то затихают,

приближая ладони друг к другу,

на одном дыхании пропевая разные

гласные.

"В лесу"

Скрипит снежок под лапками лисы.

Зайка скачет, путает следы.

Лиса заметила его, затявкала.

Завыл ветер.

Заскрипело дерево на ветру.

Закружилась метель. Произносят "ш-ш-ш…".

Произносят короткие звуки [а],

начиная с самого высокого к самому

низкому, показывая высоту звука

взмахом кистей.

Произносят "тяв, тяв!" сначала

тихо, потом громче и громче.

Произносят звук [у] от низкого к

высокому.

Произносят скрипучий звук [а].

Произносят звук [у] вверх и вниз,

показывая его высоту рукой.

"Кто как кричит"

Корова мычит.

Лошадка кричит.

Курочка поет,

Цыпляток зовет.

Крякает утка,

Зовет своих малюток. Произносят "мууу. " в низком

регистре.

Произносят "и-го-го!" : 1-й слог

высоким голосом, 2-й, 3-й – низким.

Пропевают "ко-ко-ко…", опускаясь

с высокого звука к низкому.

Коротко произносят "пи, пи, пи…"

в разных регистрах.

Пропевают "кря-кря-кря!",

произнося 1-й,2-й "кря" в низком

регистре, а з-й - в высоком.

"Ракета"

Проверяем топливо.

Открываем и закрываем люки.

Проверяем радио.

Включаем двигатель. Произносят "ш-ш-ш…".

Произносят вверх и вниз звук а.

Пропевают отрывистые, острые

звуки [а] в разных регистрах.

Произносят звук [р] и вращают

кулачками перед грудью.

"Весна" С. Данилова

Тики – таки! Чок – чок!

Чей стрекочет каблучок?

Это звонкая капель!

Это март или апрель?

Тики – таки! Чол – чол!

Кто там по снегу прошел?

Тики – таки! Снег осел,

Грач веселый прилетел!

Тики – таки! Чоли – чек!

Налился водою снег!

Лучезарная весна

Птичьим щебетом полна!

Тики – таки! Чиви – чок!

Голубеет ручеек!

Вдаль уносит, чир - лили,

Самоделки-корабли. Проговаривают словосочетания

"Динь-динь" и "Кап-кап" по

нисходящей звуковой линии и

показывают движение рукой сверху

вниз.

Произносят "чап-чап" в низком

регистре, поочередно ударяя

ладонями по коленям.

Подражают щебету птиц, сами

выбирая, голосом какой птицы

они будут петь.

Произносят "бл-л-л…", быстро

работая кончиком языка.

"Полюбуйся – весна"

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли клином летят,

В ярком золоте е утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют – посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари. Пропевают на "ля" восходящее

мажорное трезвучие.

Пропевают "курлы, курлы…" в

верхнем регистре.

Тянут звук [а], развернув ладони

параллельно друг другу, разводя

руки в стороны на усиление звука

и приближая на затихание.

Пропевают "бл-л-л…" в среднем

и высоком регистрах.

Произносят "ш-ш-ш…" на

продолжительном выдохе и

водят указательным пальцем

по ладони.

Подражают голосам птиц.

"Колокольчики будили"

Дили-дили, дили-дили!

Колокольчики будили

Всех жуков,

Пауков

И веселых мотыльков.

Дили-дили, дили-дили!

Колокольчики будили

Всех зайчат,

Всех ежат,

Всех ленивых медвежат.

И воробушек проснулся,

И галчонок встрепенулся.

Дили-дили, дили-дили!

Встали все, кого будили. Произносят "динь-динь. " на разной

высоте в высоком регистре.

Произносят "ж-ж-ж…" на

продолжительном выдохе.

Произносят "х! х!" на коротком

выдохе.

Пропевают звук [у] нежным

звуком вверх и вниз.

Произносят "динь-динь…" на

разной высоте в высоком регистре.

Произносят "бл-л-л…" в высоком

регистре на длительном выдохе.

Произносят "ф. ф…" резко выдыхая,

работая диафрагмой.

Произносят "ррр…", пропевая по

восходящей.

Произносят "чик-чирик!" в разных

регистрах.

Произносят "кра! кра!" очень громко.

Произносят "динь-динь. " на разной

высоте в высоком регистре.

Кричат "Ура!" и поднимают руки.

Шлеп-шлеп-шлеп –

Иду по лужам.

Хлюп-хлюп-хлюп –

Вода в ботинках.

Кап-кап-кап –

Мне зонтик нужен.

Оп-оп-оп –

Вода по спинке.

Буль-буль-буль –

Упала шапка.

Ой-ой-ой –

Кругом вода.

Да-да-да,

Одевайтесь в дождь всегда. Дети постукивают ладонями по

ногам

Притопывают ногами

Щелкают пальцами, делая движения

сверху вниз

Похлопывают по предплечьям

скрещенными руками

Делают пружинку

Кружатся

Кивают головой

Если мама в магазине

Мама вышла в магазин,

Но я в доме не один.

Холодильник открываю,

Бр-р-р на волю выпускаю.

В кране капает вода:

-Буль-буль-буль! Закрой меня.

Дзинь забрался в телефон

И трезвонит на весь дом.

А у папочки в часах

Где-то спрятался тик-так.

Двери хлопают бум-бум,

Создают в квартире шум.

Ножки делают топ-топ,

Если в тапочках – цок-цок.

На пол что-то упадёт,

Бух немедленно придёт.

Вдруг я слышу чик-чик-чик –

Это ключик наш ворчит.

Наступила тишина –

Мама с сумками пришла. Лика Разумова

Рассказ о зиме.

Однажды ночью подул ветер. Сначала он дул тихо, а потом все сильнее и сильнее ( дети изображают ветер: у-у-у-у-у). А потом пошел белый, пушистый снег (игра на металлофоне). Резные снежинки тихо падали и падали на землю. (игра на ксилофоне). Утром ветер стих, и снег перестал идти.

Дети проснулись и выглянули в окно. Они обрадовались выпавшему снегу. Быстро оделись и побежали по лестнице (стук деревянного молоточка). Открыв дверь, они выбежали на улицу. Увидев, что вся земля покрыта белоснежным покрывалом, они пошли по снегу сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее (шуршание пакетами). Потом дети стали лепить снежки и бросать их друг в друга. Вдруг снова подул ветер (у-у-у-у) и пошел снег (металлофон). Дети быстро побежали домой (шуршание пакетов).

- Молодцы, ребята, интересный получился рассказ. А вам понравилось?

Фонопедическое упражнение

Дорожкино, Дети произносят «топ-топ…» в низком регистре, хлопая по коленям.

Лукошкино, Делают crescendo на звук [о], разводя руки в стороны, показывая большую корзину.

Опушкино, Произнося «чап… чап…» в низком регистре, ударяя кулачками по бёдрам.

Засушкино, Делают штро-басс на звук [а] – скрипят связками

Кастрюлькино, Делают glissando на звук [a] от самого высокого звука до самого низкого, показывая рукой высоту звука.

Бульбулькино, Произносят «буль-буль-буль…»в разных регистрах на одном звуке.

Лучково, Делают glissando сверху вниз на звук [у]

Сельдереюшкино, Делают glissando сверху вниз на звук [ы]

Морковкино, Произнося «ших, ших…», скользя ладонями друг о друга.

Перловкино, Коротко произносят «х, х…» резко сжимая пальцы в кулак и раскрывая их.

Немножко-Картошкино, Произносят короткие звуки [у], сначала в высоком регистре и постепенно понижая звук до низкого, показывая высоту звука указательными пальцами.

Лаврушкино-Петрушкино, Произносят короткие звуки [a] от высокого к самому низкому регистру.

Тарелкино, Произносят «пых… пых…» - энергично выдыхая, руки на поясе, поднимая и опуская плечи.

И Ложкино. Выдыхают воздух через губы-трубочки, как бы дуя на ложку.

Приятного аппетита!

«Осень»

по методу В. Емельянова

Идёт Осень по лесу, шуршит листвой. Дети произносят «шун… шур…» и «скользят» ладонями друг о друга.

Прикоснётся Осень рукой к берёзке, пожелтеют листья и запоют свою песенку. Делают crescendo и diminuendo на звук [a], развернув ладони параллельно друг другу, разводя руки в стороны на усиление звука и приближая ладони друг к другу на затихание; когда ладони сложены вместе, наступает тишина.

Прикоснётся к рябинке, покраснеют листочки, запоют свою радостную песню. Делают crescendo и diminuendo на звук [о].

Заденет осинку, красные листья запоют. Делают crescendo и diminuendo на звук [э].

Взмахнёт руками Осень, завоет ветер. Делают crescendo и diminuendo на звук [у].

Затрепещут, задрожат листья на деревьях, Произносят «ш-ш-ш…», подняв руки вверх и легко встряхивая кистями.

Полетят на землю разноцветным дождём. Произносят «п… п…», постепенно опуская руки.

«Петушок»

Петушок пшеницу серпом сжал, Дети произносят «ших, ших…», резко скрещивая перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки.

Снопов навязал, Произносят «ш-ш-ш…» на продолжительном выдохе, вращая кулачками перед грудью.

Обмолотил, Произносят «т-т-т, ты-ды, ты-ды!», ударяя кулачками по коленям.

На мельницу свозил. Цокают язычком, подражая стуку копыт лошади, руки «держат вожжи»

Ветер летит, крылья мельницы вертит. Делают glissando вверх и вниз на звук [у], показывая высоту рукой.

Получилась мука хороша, легка. Произносят «п… п…», делая короткие активные выдохи, резко сжимая и разжимая пальцы рук.

Петушок из муки напёк пирог. Руками «пекут пирожки», произнося слог [ля] в высоком регистре.

Вот они - на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят. Произносят «пых… пых…», активно работая диафрагмой, стараясь не поднимать плечи, руки на поясе.

«Листочек»

Подул на листочек ветерок. Дети делают продолжительный равномерный выдох, покачивая поднятыми вверх руками.

Задрожал листочек. Произносят «бл-л-л…» на одном дыхании, встряхивая кистями рук.

Оторвался от веточки и полетел, Произносят «п… п…», активно работая диафрагмой и постепенно опуская руки.

Закружился в воздухе. Делают glissando вверх и вниз на звук [у], показывая его высоту рукой.

Упал в лужицу. Делают glissando вверх и вниз на звук [у] с самого высокого до самого низкого регистра, опуская руку вниз.

Застучал по лужице дождик. Произносят «па-па-па…» в высоком регистре.

Лужа становилась всё больше и больше. Делают crescendo и diminuendo на звук [о], разводя руки в стороны и приближая ладони друг к другу.

И листочек поплыл по ней, как кораблик. Тянут звуки [o], [a], [у] на продолжительном выдохе.

Фонопедическое упражнение

по методу В. Емельянова

Поёт вьюга свою песню. Дети произносят звук [о] с разной динамикой на одном дыхании. Ставят руки перед грудью, развернув ладони друг к другу. Когда руки разводят в стороны, звук становится громче; когда ладони приближаются – звук затихает.

Завывает ветром. Тянут звук [у], пропевая его в разных регистрах на одном дыхании и показывая высоту звука рукой.

Кружит снегом. Звук [a] произносят то выше, то ниже, делая glissando и показывая рукой вращения.

Метёт по земле позёмку. Делают руками движения как при плавании, произнося при этом звук [ш] и штро-басс.

Стучится в окна. Произносят коротко и остро в разных регистрах «тук, тук…», показывая указательным пальцем высоту звука.

«Метель»

Свистели метели, Дети делают glissando от низкого регистра к верхнему на звук [у]

Летели снега, Дети делают glissando от верхнего регистра к нижнему на звук [о]

Стелила постели большая пурга. Дети делают glissando на звук [и]то вверх, то вниз, показывая высоту звука рукой.

Стелила постели морозом она, Пропевают отрывистые, «острые» звуки [a] в разных регистрах по показу педагога.

И было метелям всю ночь не до сна. То усиливают звук, разводя руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на доном дыхании пропевая разные гласные.

«В лесу»

Скрипит снежок под лапками Лисы. Дети произносят «ш… ш…».

Зайка скачет, путает следы. Произносят короткие звуки [a] в разных регистрах, показывая высоту рукой.

Лиса заметила его, затявкала. Произносят «тяв,тяв!» сначала тихо, потом громче и громче.

Завыл ветер. Произносят [у…], делая crescendo и didminuendo.

Заскрипело дерево на ветру. Произносят скрипучий звук [a] на связках.

Закружилась метель Произносят «у…», делая glissando от низкого звука до самого верхнего и наоборот.

«Зима»

Снег искрится на солнце. Дети произносят короткие «острые» звуки [a] в разных регистрах.

Дым из труб поднимается столбом. Делают glissando на звук [у] снизу вверх.

Плавно летят снежинки. Пропевают нисходящие звуки [o] по тетрахорду в разных тональностях.

Большие сугробы на земле. Усиливают и уменьшают звук на доном дыхании на любые гласные.

«Морозята»

Выли морозята вместе с метелью. Дети произносят «у-у-у.», делая glissando вверх и вниз.

Надували щёки и дули холодным ветром. Продолжительно равномерно выдыхают на звук [ф].

Протирали звёзды снежным полотенцем, чтобы они ярче сияли. Произносят короткие звуки [a] в разных регистрах.

Катались на снежных тучах. Делают glissando с высокого звука к низкому на звук [о]

Громко кричали в заснеженных горах, чтобы посмотреть, как сходят вниз лавины. Произносят «ба-бах!» : 1-й слог – в самом низком регистре, 2-й – в самом высоком.

Раскачивали деревья, которые на морозе скрипели. Произносят скрипучий звук [a] на связках – штро-басс

Засыпали землю снегом. Произносят «п… п… п…», коротко и активно выдыхая.

Наметали снег в большие сугробы. Усиливают звук и уменьшают, пропевая на одном звуке гласные [a], [o], [ы], [э].

Фонопедическое упражнение

Идёт девочка по улице, снег под ногами скрипит. Дети произносят «ш… ш…», хлопая ладонями по коленям.

Ветер дунет на деревья, на кусты, Делают glissando на звук [у] вверх и вниз, показывая высоту рукой.

Полетят снежинки с веточек. Пропевают короткие звуки [a] в нисходящем движении.

Мимо едет сосед на санях, цокают копыта коня, Цокают язычком.

Скрипят полозья. Продолжительно выдыхают на звук [с], «скользя» ладонями друг о друга.

Едет мужичок в лес, дровишек нарубить. Произносят «ба-бах!» : 1-й слог – в самом низком регистре, опустив руки с пальцами, сжатыми в кулаки; 2-й – в самом высоком, резко поднимая руки

По бокам дорожки сугробы большие наметены. Усиливают звук и затихают, пропевая по очереди гласные [a], [o], [э], [ы], то разводя руки в стороны, то приближая ладони друг к другу. Замолкают, когда ладони соприкасаются.

Несёт Рукодельница, вёдра на коромысле, качаются ведёрки, поскрипывают. Произносят скрипучий звук [a] в низком регистре на связках – штро-басс

Опустила ведро в колодец. Делают glissando на звук [у] сверху вниз.

Вода внизу только булькнула. Произносят «бл-л-л…» в разных регистрах

«Снежинка»

Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок. Дети делают glissando на звук [а] в диапазоне терции вверх и вниз.

Налетал ветер и катал тучу по небу. Делают glissando на звук [у] от самого низкого звука до самого верхнего.

Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю. Пропевают короткие звуки [a] в разных регистрах.

Метель поднимала снежинки и кружила их быстро-быстро. Дети делают glissando на звуки [а], [o], [у] вверх-вниз.

Ветер, расшалившись, то опускал их вниз, то поднимал вверх. Произносят «а-ах!» : 1-й звук в низком регистре, а 2-й – в самом высоком.

«Кто как кричит»

Корова мычит. Дети произносят «му-у.» в низком регистре.

Лошадка кричит. Произносят «и-го-го.» : 1-й слог высоким голосом, 2-й, 3-й – низким.

Курочка поёт, Пропевают «ко-ко-ко-ко-ко…», опускаясь с высокого регистра к низкому.

Цыпляток зовёт. Коротко произносят «пи, пи, пи…» в разных регистрах.

Крякает утка, зовёт своих малюток. Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й слоки в низком регистре, а 3-й – как можно в более высоком.

«Утро»

Солнышко сказало:

– Мне пора взойти! Дети пропевают «а-а-а…» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.

Тавка зашептала:

– Мне пора расти! Произносят «ш-ш-ш…» на длительном выдохе.

Пчё лы загудели:

– Мёд пора собрать! Пропевают «ж-ж-ж…», делая glissando в пределах терции в среднем регистре.

Птицы загалдели:

– Летать, летать, летать. Пропевают «чик-чирик!» в высоком и среднем регистрах.

«В лесу»

Скрипит старое дерево. Дети произносят «а-а-а…» - штро-басс на связках

Воет ветер в кронах деревьев. Пропевают «у-у-у.», делая glissando снизу вверх от самого низкого до самого высокого регистра.

Шелестят листья на ветру. Произносят «ш-ш-ш…» на продолжительном выдохе.

Падают на землю острые иголки с ёлок. Произносят короткие «а-а-а…» в разных регистрах, показывая высоту рукой.

Квакают на лесном болоте лягушки. Произносят «ква-а-а…» в низком регистре.

Зудят комары. Пропевают «з-з-з…», делая glissando вверх-вниз.

Страшным голосом ухает филин. Произносят «у-ух!» : 1-й слог самым низким голосом, 2-й – самым высоким.

Наше оружие

На стихи А. Усачёва

1. «Катюша». Произносить на выдохе «Д-д-д…»

У «Катюши» норов крут:

Грохот, пламя, дым, салют…

А от голоса «Катюши»

Аж закладывает уши.

1. «Пушка». Произносить «ба-бах!» (первый слог – как можно более низким голосом, второй – в высоком регистре, показывая высоту звука руками.

Если враг пошёл в атаку,

Пушка встала на пути:

Мимо вражескому танку

Ни проехать, ни пройти!

1. «Штурмовик». Делать глиссандо на звук [у] с самого высокого регистра до самого низкого, показывая направление мелодии движение руки.

Этот вид штурмовика:

Он штурмует облака…

Тучи расступаются,

Птицы разлетаются.

1. «Бомбардировщик». Произносить звук [р] на выдохе, ощущая вибрацию и сжимая пальцы в кулаки.

Загудел бомбардировщик.

Стихло птичье пенье в рощах…

Не волнуйтесь! Здесь идёт

Тренировочный полёт.

Осенние листья

Тишина в лесу стоит.

Еле слышно лист шуршит.

Ш-ш-ш… Дети поднимают руки вверх и произносят тихо звук [ш], встряхивая кистями рук.

Ветер дунет посильней,

Листик зашуршит смелей.

Ш-ш-ш. Произносят звук [ш] громко, на продолжительном и ровном выдохе.

Снова ветер налетит,

Листик с веточки слетит.

П-п-п… Мягкими и точными движениями опускают руки и коротко и энергично произносят звук [п].

Потанцует, попоёт

И на землю упадёт. Вращают кистями рук.

А-а-а… Поднимают руки и опускают их вниз, произнося глиссандо на звук [а] от самого верхнего до самого нижнего звука.

Зверюшки

Дед Мороз пропал вдали,

А ежи мешок нашли. Дети говорят «ф-ф-ф» и делают энергичный выдох.

Прибежали волк с лисой, Произносят «чап-чап, топ-топ…» в среднем регистре.

Зайка маленький косой, Говорят «прфг-скок…» звонко, отрывисто, в верхнем регистре.

Налетели снегири, Тянут «свир-р-рь…» в верхнем регистре.

Куропатки, глухари. Тянут «фр-р-р…» на продолжительном выдохе.

Первым прибежал Ёжик.

Он выставил свои иголки и грозно зафыркал: «Ф-ф-ф…» Дети произносят ф-ф-ф, делая энергичный, короткий выдох.

Белка прискакала и стала бросать вниз шишки. Произносят «Ба-а-ах!», глиссандируя с верхнего звука к нижнему.

Барашек подошёл и сильно толкнул Волка копытами – вот так. Произносят «Бам-м-м.» в низком регистре.

А коза показала свои острые рога и громко заблеяла – вот так: «Ме-е…». Произносят «Ме-е…» в среднем регистре, слегка дребезжащим голосом.

Волк испугался и убежал. А друзья на радостях пустились в пляс!

Машина

Би-би-би –

Гудит машина.

Би-би-би –

Спустила шина.

Би-би-би –

Все помогайте,

Шину, шину накачайте. Дети произносят звуки громко, низким голосом.

Ш-ш, ш-ш… Выполняют наклоны вперёд, опуская прямые руки вниз, сжав пальцы в кулаки и резко произнося звук [ш].

Весна

Пригрело весеннее солнышко.

С пригорка побежал весёлый ручеёк. До краёв наполнил большую глубокую лужу. Дети поднимают руки вверх. Болтают языком, изображая бульканье ручейка.

На глиссандо опускаются голосом в нижний регистр.

Перелился через край. Делают голосом «волну!» вверх-вниз.

И дальше побежал. «Булькают»

Выбрались из-под кожуры жучки. Произносят «ж-ж-ж» в низком регистре.

И букашки. Произносят «з-з-з» в более высоком регистре.

Расправили они крылышки Произносят «Крш! Крш!» с повышающейся интонацией.

И полетели кто куда. Произносят «Тр-р! Тр-р!» - шёпотом, на разной высоте.

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало. Говорят «шур-шур».

И вылез ёжик. Сопят носом, энергично втягивая и выдувая воздух.

Ожил под тёплым весенним солнцем и муравейник. Пропевают звонкие, отрывистые звуки в разных регистрах.

Лес наполнился птичьими голосами. Имитируют птичьи голоса все одновременно.

Вот и пришла весна. Каждый поёт свой звук, свою песню.

Фонопедическое упражнение (по методу В. Емельянова)

Тут Маша каблучками застучала, Дети топают и говорят в верхнем регистре: «топ-топ-топ…»

Утка закрякала, Крякают в низком регистре.

Коза замекала… Мекают в высоком регистре.

От такого шума Волк в речку свалился. Говорят «Бу-у-ульк!», глиссандо сверху вниз от самого высокого до самого низкого звука.

«Машины»

На машине едем к маме –

Бр-р-р.

Мы не ели и не спали –

Бр-р-р.

Целый день мы за рулём –

Бр-р-р.

Всё нам было нипочём –

Бр-р-р. Губной вибрант внизу

Ты, моя машина, не рычи! –

Р-р-р.

Ты, моя машина, не урчи! –

Р-р-р.

Ты, моя машина, не фырчи! –

Р-р-р.

Ты, моя машина, не ворчи! –

Р-р-р.

«Весенняя песенка»

Снег теперь уже не тот,

Почернел он в поле.

На озёрах треснул лёд, Произносят на связках скрипучий звук [а], делая мягкие взмахи кистями рук.

Будто раскололи. Произносят «Ба-бах!» : первый слог в нижнем регистре, второй в верхнем, резко поднимая руки на второй слог.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше. Пропевают звук [а],глиссандируя в верхнем регистре.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше. Произносят словосочетание «чик-чирик» в разных регистрах, показывая высоту звука рукой.

«Пшеница растёт»

По весне вспахал старик землю плугом. Дети постукивают кулаком по груди и произносят звук [у]. Повторяют 3-4 раза, каждый раз увеличивая продолжительность выдоха.

Посеял пшеницу. Показывают, как разбрасывают зёрна, и произносят короткие звуки [п]

Солнце светит. Произносят звонкие певучие звуки [а]

Пшеница растёт. Медленно поднимают руки, произнося звук [ш]

Ветер прилетает,

Пшеницу качает. Делают глиссандо на звук [у] вверх и вниз, показывая высоту звука рукой.

Публикации по теме:

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Картотека игр и упражнений с мячом для детей дошкольного возраста Игры с мячом развивают у детей координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер, помогают в.

Картотека игровых упражнений на прогулке для детей 5–7 лет Игровые упражнения для детей 5- 7 лет. 1. «Ловкие ребята». Играющие распределяются на тройки и встают треугольником (расстояние между детьми.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Одежда» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Мы собираемся гулять» Лексика: I. Одежда, брюки, рубашка, шорты, платье, куртка, шапка, шарф, носки, колготки, обувь,.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Животные Севера» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Кто живет на Севере» Лексика: I. Белый медведь, олень, пингвин, морж, Север, снег. Плавать, охотиться, бегать. Холодно.

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаКартотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; упражнять в составлении предложений; упражнять в подборе прилагательных.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Картотека упражнений по развитию дыхания для детей дошкольного возраста 1. Упражнение «Снег» Возьмите вату, порвите её на маленькие кусочки - снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая сильную.

Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека фонопедических упражнений для детей с ОНР
Опубликовано: 10 октября 2022 в 11:47
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека фонопедических упражнений для детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чёрная (УИ 124505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД