Получи документы

Картотека игр духовно-нравственного воспитания старших дошкольников с ОВЗ

Галина Зосимова
Картотека игр духовно-нравственного воспитания старших дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель логопедической группы Галина Зосимова

Название игры Цель Описание игры

Лиса и гуси

• Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России. Развитие духовно-нравственных качеств личности.

Задачи:

• вызвать желание помогать товарищу по игре.

• - игра способствует воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе.

Публикация «Картотека игр духовно-нравственного воспитания старших дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах

• - Задача ребенка состоит в том, чтобы не только самому избежать опасности, но и выручить того, кто попался ловящему (лисе).

В игре принимает участие вся группа. Выбирается ребенок на роль лисы, которая будет ловить гусей. Остальные дети изображают гусей, хозяином которых является воспитатель.

Взрослый проводит на земле две черты на расстоянии 25 - 30 шагов. За одной из них - дом хозяина и гусей, а за другой - луг, где пасутся гуси. Кружком обозначается нора лисы. Игра начинается.

Хозяин провожает гусей на луг. Некоторое время птицы свободно гуляют, щиплют траву. По зову хозяина, который находится, в доме, гуси выстраиваются у черты (границы луга, и между ними происходит следующий диалог:

Хозяин. Гуси-гуси!

Гуси. Га-га-га.

Хозяин. Есть хотите?

Гуси. Да-да-да!

Хозяин. Ну, летите!

Последняя фраза является сигналом: гуси бегут к хозяину, а лиса их ловит.

Когда лиса осалит двух-трех гусей (дотронется до них рукой, она отводит их в свою нору. Хозяин считает гусей, отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду гусят. Все участники игры вместе с воспитателем подходят к лисьей норе.

Все. Лиса-лиса, отдай наших гусят!

Лиса. Не отдам!

Все. Тогда мы сами их отнимем у тебя!

Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом» и крепко схватить друг друга за талию. «Цепляйтесь за меня!» -говорит хозяин. Он подходит к лисе берет ее за руки и говорит, обращаясь к гусям: «Держитесь крепко. Тянем -- потянем. Ух!» Все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад под слова воспитателя «потянем»(два-три раза).

Как только лиса под нажимом этой цепочки сделает первый шаг вперед, пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются домой. Затем выбирается новая лиса, и игра начинается сначала.

Правила игры:

1. Гусям бежать домой, а лисе ловить их разрешается только после слов хозяина «Ну, летите».

2. Лиса не должна хватать гусей, достаточно лишь осалить бегущего ребенка. Пойманный гусь остается на месте, а лиса отводит его в свою нору.

3. На выручку пойманных гусей отправляются все участники игры.

В конце игры подводится итог. Воспитатель объясняет малышам, что они выручили своих друзей, потому что действовали дружно, все вместе.

Ее можно проводить с родителями и педагогами, так же с детьми подготовительной группы. Суть ее заключается в том, что вы будете по очереди называть свое имя и присущее вам качество. Начинающееся на ту же букву, что и имя.

У бабушки Маланьи • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России. Развитие духовно-нравственных качеств личности.

Задачи:

• Формировать культуру общения, доброжелательность, чувство ответственности перед товарищами. Дети идут хороводом, приговаривая:

«У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами,

(показывают жестами)

С вот такими бородами,

Все они сидели,

Ничего не ели,

Делали вот так…»

(воспроизводят действия, показанные Ведущим)

Огородник • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.

Задачи:

• Развивать ловкость, быстроту реакции, умение играть в коллективе детей. В центре большого круга ставят пенек (стульчик, в круге складывают колышки, либо игрушки, обозначающие овощи. Все играющие стоят за кругом. «Огородник» сидит на пенечке и тешет колышки, приговаривая:

На пенечке я сижу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу.

С окончанием его слов, играющие стараются быстро вбежать в огород и унести колышки (овощи). Ребенок, до которого дотронулся огородник, выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всего наберет колышков.

Катай каравай • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.

Задачи:

• Развивать координацию движений в сочетании с речью, ориентировку в пространстве. Учить понимать народную шутку, юмор. Одному из детей завязывают глаза, потом поворачивают вокруг своей оси и поют:

Катай каравай,

Поворачивай, давай,

К лесу – куролесу,

В огород залезу,

Плетень изломаю,

Гряды ископаю.

Говори, слепой,-

Куда головой?

«Слепой» должен отгадать и назвать место, куда он повернут лицом. Например, к стене, к двери, к окну. и так далее. Если он отгадывает правильно, то его место занимает другой участник.

Селезень • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.

Задачи:

• Развивать координацию движений в сочетании с речью, понимать народную шутку; воспитывать добрые отношения. Играющие строятся в круг, выбирают «селезня» и «уточку». Дети идут по кругу, держась за руки и поют:

Селезень утку догонял

Молодой утку загонял:

«Ходи, утица, домой,

Ходи, серая, домой!»

«Селезень» идет внутри круга по часовой стрелке, а «уточка» - за кругом против часовой стрелки. По окончании песни «селезень» ловит «уточку» по типу игры «кошки-мышки». Поймав ее, ведет в круг и целует в щечку.

Гори ясно • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.

Задачи:

• Развивать сообразительность, смекалку, быстроту реакции. Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине ведущий с платочком в руке. Сначала дети идут вправо, а водящий машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливается и поворачивается лицом к двум рядом стоящим детям. Играющие хором поют считалку:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Раз, два, три!

На слова «раз, два, три» дети хлопают в ладоши, а водящий три раза взмахивает платочком. После этого, двое ребят, напротив которых остановился ведущий, поворачиваются друг к другу спиной и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх. Игра повторяется.

Ворон • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.

Задачи:

• Развивать координацию движений в сочетании с речью, умение играть в коллективе детей, чувство ответственности перед другими детьми.

Дети стоят по кругу. Выбирается один ребенок – Ворон.

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

(дети идут к центру круга дробным шагом)

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

(тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона»)

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

(ворон пляшет, дети повторяют его движения)

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

С окончанием песни Ворон выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чей-то спины, а сам становится в круг. Ребенок, до которого дотронулись, становится Вороном. Игра повторяется.

Краски • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.

Задачи:

• Закреплять знания о цвете, память; развивать ловкость, быстроту реакции; силу воли. Понимать юмор, народную шутку.

Играющие выбирают хозяина и покупателя – черта. Все остальные – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и так, чтобы не услышали покупатели, называет его хозяину. Потом хозяин приглашает покупателя. Подходит черт, стучит палочкой о землю и говорит с хозяином:

-Тук-тук!

-Кто пришел?

-Я черт с рогами, с горячими пирогами.

-С неба свалился, в горшок провалился!

-Зачем пришел?

-За краской.

-За какой?

-За красной.

Если красной краски нет, хозяин говорит:

- Нет такой. Ступай домой. По своей дорожке кривой.

Если краска есть, хозяин говорит:

Прыгай на одной ножке по красной дорожке.

Найди красные сапожки.

Поноси- поноси и назад принеси.

Если черт догоняет краску, то догоняет ее и забирает к себе.

Родничок • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.. Развитие духовно-нравственных качеств личности.

Задачи:

• Формировать культуру общения, чувство единства в игровой ситуации, координацию слов с движением. Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:

Разлился родничок,

Золотой рожок! У – ух!

Разлился ключевой

Белый, снеговой. У – ух!

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам. У – ух!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды Но при этом каждый старается помешать соседу. Кто коснулся воды, тот проиграл.

Колечко • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.

Задачи:

• Обогащать игровой опыт детей, ненавязчиво вводить детей в мир народной культуры, общения, умения действовать в команде. Ведущий берет в руки кольцо, все остальные участники садятся на лавку, складывая ладошки лодочкой на коленях. Ведущий обходит всех детей по очереди, каждому кладет в ладоши свои сомкнутые ладони, приговаривая:

Я по горенке иду, колечко несу.

Угадайте-ка, ребята, где золото упало?

Одному из игроков ведущий незаметно кладет колечко. Потом отходит на несколько шагов и нараспев говорит:

Колечко, колечко, выйди на крылечко!

Кто с крылечка сойдет, тот колечко найдет!

Задача игрока, у которого окажется колечко, быстро вскочить и постараться убежать. Остальные игроки стараются руками удержать, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если убегает, то становится новым ведущим и продолжает игру.

Дятел • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.

Задачи:

• Приобщать детей к народному образному слову; развивать быстроту реакции, действовать по оговоренному слову. Дети считалочкой выбирают водящего (дятла). Затем подходят с «дятлом» к дереву и поют:

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зернышко пшеницы.

Не нашел, и долбит сук.

Раздается в лесу стук:

Тук-тук-тук!

После этого берет палку, и считая про себя, стучит по дереву задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число ударов, и обежит столько раз вокруг дерева, тот становится новым «дятлом».

Дедушка Мазай • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.

Задачи:

• Обогащать игровой опыт детей,

ненавязчиво вводить детей в

мир народной культуры, действия

по сговору. Дети выбирают дедушку Мазая по народной считалочке.

Остальные дети договариваются, какие движения (жатва, сбор урожая, готовка еды) будут показывать дедушке Мазаю. Они подходят в водящему и поют:

Здравствуй, дедушка Мазай,

Из коробки вылезай!

Где мы были – мы не скажем,

А что делали – покажем!

Далее все дети показывают движениями ту работу, о которой договорились. Если дедушка отгадывает, то дети разбегаются и он их ловит. Пойманный ребенок становится новым водящим. Если не отгадывает, то показывают новую работу.

Молчанка • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.

Задачи:

Воспитание силы воли, умение понимать народные шутки и прибаутки. Играющие дети выбирают по считалочке ведущего, садятся вокруг него и поют:

Кони, кони, мои кони,

Мы сидели на балконе.

Чаю пили, чашки мыли,

По-турецки говорили:

Чаб-чаляби, чаб-чаляби

Прилетели журавли

И сказали нам – замри!

А кто первый отомрет –

Тот получит шишку в лоб.

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять!

Как только споют последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей смешными гримасами, движениями. Если кто-то из игроков засмеется или скажет слово, отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников «выкупает» свой фант. По желанию водящего выполняет то или иное задание.

Садовник • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.

Задачи:

Воспитание внимания, сообразительности

Играющие расходятся по площадке и встают на некотором расстоянии, обозначив свои места кружками. Игроки выбирают себе названия цветов (ромашка, колокольчик и т. п., но только так, чтобы этого не знал садовник. Садовник и его помощник, он же ведущий, ходят по саду среди цветов. Садовник говорит помощнику:

-Ох, болит!

-Что болит?

-Сердце

-О ком?

-О розе!

Если в саду «растет» роза, то играющий, выбравший этот цветок, идет к садовнику, теперь он ходит по саду вместе с ним. Но вот ведущий неожиданно для всех повторяет за садовником – Ох, болит сердце!. Это сигнал для окружающих: они быстро меняются местами. Свободный кружок стараются занять и те «цветы», кого садовник уже отгадал. Оставшийся игрок играет роль садовника.

Обыкновенные жмурки • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.

Задачи:

• Развитие ловкости, быстроты реакции.

Выбирается жмурка народной считалочкой. Ему завязывают глаза, отводят на середину комнаты и заставляют несколько раз повернуться вокруг себя. Дети его спрашивают:

-Кот, кот, на чем стоишь?

-На квашне

-Что в квашне?

-Квас

-Лови мышей, а не нас.

Или:

-На чем стоишь?

-На иголочках.

-Как тебе не колко?

-Я на подковочках.

-Иди в Ванькин кут,

Там пироги пекут,

Тебе кусочек дадут.

После приговорочек участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого поймали, тот стал жмуркой.

Коршун • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.. Развитие духовно-нравственных качеств личности.

Задачи:

• Развитие ловкости, внимательности, учить понимать народные выражения и шутку.

Играющие выбирают коршуна и наседку по считалочке. Остальные Тот, кто не удержался в цепочке, быстро встает на свое место. - цыплята. Они встают друг за другом и держатся за пояс, впереди стоит наседка. Коршун роет ямку, наседка с цыплятами подходят к нему:

-Коршун-коршун, что ты делаешь?

-Ямку рою.

-На что тебе ямка?

-Денежку ищу.

-На что тебе денежка?

- Иголочку куплю.

-На что тебе иголочка?

-Мешочек сшить.

-На что тебе мешочек?

-Камешки класть.

На что тебе камешки?

-В твоих деток кидать.

-За что?

-Они потоптали капусту у меня в огороде.

-А высока ли у тебя ограда?

Коршун встаёт, поднимает руки вверх, показывая высоту изгороди.

-Вот какая!

-Нет, мои цыплята через нее не перелетят.

-А я их все равно поймаю!

-Не дам тебе их ловить!

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их. Гонит коршуна – Кыш-кыш злодей! Пойманный цыпленок выходит из игры. Игра кончается, когда поймана половина цыплят.

Правила:

• Цыплята крепко держат друг друга за поясок.

• Тот, кто не удержался в цепи, быстро встает на свое место.

• Наседка, защищая цыплят, не отталкивает коршуна руками.

• Коршун ловит последнего в цепи.

Дедушка Рожок • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.

Задачи:

• Понимать и принимать народное слово, шутку. Выполнять правила игры, умение играть в коллективе.

Играющие делятся на две равные группы и занимают места на противоположных сторонах площадки, где линиями отмечены их дома. Для игры выбирают водящего – Дедушку Рожка. Дом его находится в стороне. Водящий громко говорит:

-Кто меня боится?

Игроки отвечают:- Никто! – тот час перебегают из одного дома в другой через поле. Бегут и поддразнивают:

Дедушка рожок,

Съешь с горошком пирожок!

Водящий выбегает из своего дома и старается осалить игроков. Тот, кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только дети перебегут из дома в дом и водящий со своим помощником займут свое место, игра возобновляется.

Вам прислали сто рублей • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.

Задачи:

Воспитание внимательности,

самоконтроля, артистических данных. Ведущий обходит играющих и говорит:

Нам прислали сто рублей,

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

Да и нет не говорите!

После этого он задает детям разные вопросы и при этом старается, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: да, нет, черный, белый. Ведущий ведет примерно такой разговор: - Что продается в булочной?- Хлеб. – Какой? Игрок отвечает:- Мягкий. – А какой ты больше любишь, черный или белый? – Разный. А из какой муки пекут булки? И так далее. Тот, кто произнес все-таки запрещённое слово, отдает ведущему фант. В конце игры, все, кто отдали фанты, выкупают их.

Правила игры:

1. Играющие должны отвечать на вопросы быстро, ответ исправлять нельзя.

2. За каждое запрещенное слово играющий платит ведущему фант.

3. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими.

4. При выкупке фанта, ведущий не показывает его участникам игры.

Примечание: Как вариант, можно выбрать ребенка «зеркало», которое и придумывает задания детям.

Заря-зарница • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.

• Выполнять правила игры, действовать согласованно; развивать ловкость, внимание. Дети встают в круг, руки за спиной. Один играющий –«заря» ходит за кругом со жгутиком. Все играющие вместе с «зарей» произносят слова песенки:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые-

За водой пошла.

С последними словами ведущий «заря», кладет незаметно жгутик в руки одному из игроков и встает в круг. Тот, в свою очередь, бросает жгутик перед одним из своих соседей и оба бегут в разные стороны по кругу. Кто первым обежит круг и добежит до жгутика и поднимет его, тот выбирает зарю: называет по имени какого-нибудь ребенка и говорит: - Маша, тебе нести зарю! Тот, кто не успел поднять жгутик, встает в круг.

Уголки • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.

• Обогащать игровой опыт детей, быстроту реакции, запоминать народные приговорки. Этих игр есть несколько вариантов. Вот наиболее интересный вариант:

• Если играющих более 5 человек, то они встают в круг, каждый очерчивает маленький кружок – норку. В центре большого круга стоит водящий. Он подходит к одному из играющих и говорит: _ Кумушка, дай ключи! Ему отвечают: - Иди, вон там постучи! Пока водящий идет к следующему игроку, дети меняются местами. Водящий должен не зевать и постараться занять кружок. Игрок, оставшийся без домика, становится водящим.

• Кружки – домики или норки мышей. Водящий – тоже мышка и стоит посредине круга. Мышка-водящий подходит к норке и говорит:

Мышка, мышка,

Продай норку!

За шильце, за мыльце,

За белое полотенце,

За зеркальце!

Та отказывается. Тогда водящий идет к другой мышке. В это время, первая мышка окликает кого-нибудь из игроков и меняется с ним местом. Если водящий скажет – Кошка идет! – тогда все дети должны поменяться местами, а водящий стремиться занять чью-то норку.

Правила игры:

1. Уголок-норку занимает тот, кто первым встал в кружок.

2. Если на слова «Кошка идет!» - кто-то не поменял место, то он становится водящим.

Зайчик

(вариант вышибал) • Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России, детским народным играм.

• Развивать быстроту реакции, ловкость, смекалку. На площадке чертят большой круг. Один ребенок выбирается по считалке «зайчиком», он идет в круг, а все участники (их должно быть не более 10, встают за круг. Они бросают мяч друг другу, и кто-то из игроков неожиданно для зайчика пятнает его мячом. Чем быстрее участники передают мяч, тем интереснее игра. Зайчик бегает по кругу, увертывается от мяча. Тот, кто его запятнает, встает на его место. Зайчик может перехватить мяч или же поднять его с земли, если кто-то уронил. В любом случае, тот кто пропустил мяч, встает на место ведущего, в середину круга.

Правила игры:

1. Участники игры не должны заходить за границы круга.

2. Прежде, чем передать мяч, нужно назвать по имени того, кому, кто должен его взять.

3. Передавать мяч нужно быстро, нельзя задерживать его в руках.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Картотека театрализованных игр для старших дошкольников Игры на мышечное напряжение и расслаблениеКАКТУС И ИВА Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

НОД по духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Матушка Гжель в гости пришла!» Серия конспектов НОД (с интеграцией образовательных областей и использованием ИКТ) по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина»Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Проект.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Конспект внеурочного занятия духовно-нравственного направления в 3 классе «Тепло родного дома» Конспект внеурочного занятия (Духовно-нравственное направление) Класс: 3 Тема: «Тепло родного дома» (Рабочая программа внеурочной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр духовно-нравственного воспитания старших дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 16 апреля 2020 в 12:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр духовно-нравственного воспитания старших дошкольников с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Галина Зосимова (УИ 2300150) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД