Нина Александровна Волкова
Картотека игр и бесед с детьми 5–7 лет по познавательному развитию «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с птицами. Зимующие птицы.
Наблюдение «Птицы зимой».
Задачи. Расширять знания детей о зимующих птицах. Формировать представления детей о том, как похолодание изменяет жизнь птиц. Поощрять желание детей заботится о птицах в зимний период.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?
…Бывают птицы разными:
Публикация «Картотека игр и бесед с детьми 5–7 лет по познавательному развитию „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Игры, дидактические пособия
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие, те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи…
К. Мухаммади
— Дети, какие птицы не боятся мороза и вьюг?
— Воробьи и голуби, вороны и сороки – это зимующие птицы. Они не улетают на зиму в тёплые края, а остаются зимовать с нами, поэтому их и называют зимующие птицы. В город из леса прилетают лесные гости: синицы, дятлы, снегири, свиристели. Птицам зимой трудно найти корм под снегом, наступает лютый голод. Лютый – значит очень сильный. Многие птицы не доживают до весны, умирают от голода. Дети, как мы помогаем птицам выжить в морозные зимние дни?
Весёлые упражнения «Зимующие птицы».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Воробьи и голуби в гости прилетели,
Бег по кругу, руки в сторону, взмахи руками (крыльями) вверх – вниз.
Грустные, нахохлившись, Стоим на месте, повернутся лицом в круг.
На берёзу сели. Приседаем, руки на пояс.
Лапки поднимали, Встаём прямо, руки в сторону, поднимаем одну ногу.
Пёрышками согревали. Встаём на две ноги.
Зёрнышки искали, Наклон вперёд, руки на пояс.
От голода страдали. Встаём прямо. Ладони положим на живот.
Мы кормушки смастерили, птичек в гости пригласили.
Ударяем кулачок о кулачок.
Зимующим птицам рады всегда, ждёт их вкусная еда.
Имитация, рассыпаем корм.
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Куддус Мухаммади «Как птице перезимовать?»
Задачи. Расширять знания детей о жизни зимующих птиц. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.
Как птице перезимовать?
Известно, что у птах,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им даёт приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их пёрышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.
Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”
— Стихотворению конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
Дети, для каких птиц разлука с родиной страшнее лютой стужи?
Дети, какие опасности подстерегают зимующих птиц?
Дети, как мы можем помочь птицам зимой?
— Дети, покормите поскорей наших маленьких друзей! Все пернатые важны, помогать мы им должны.
Исследование «Чем заняты птицы зимой?»
Задачи. Формировать представления детей о приспособлении птиц к среде обитания. Расширять знания детей о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать познавательный интерес детей. Поощрять желание детей заботится о птицах в зимний период.
Исследование.
Почему птицы прыгают, летают,
А в игры не играют?
Почему так много едят,
Наверно потолстеть они хотят?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Юные орнитологи, исследования продолжаем, жизнь птиц изучаем. Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: почему птицы зимой постоянно в движении, чем они заняты. Задание понятно?
— Дети, вспомним правила наблюдения за птицами.
1. Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
2. Не нужно подбегать к птицам, мы мешаем им отдыхать или кушать.
3. Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, зима – очень тяжёлое время года для птиц. Холодно и голодно птицам. Из-за холода птицы теряют много тепла. Дети, как птицам согреться?
— Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть. «Сытому морозы не страшны» – говорят в народе. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом – поиском еды. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают птицы с восходом солнца, и целый день ищут себе корм. Если птица голодной встретит ночь, то ночью пропадёт, замёрзнет! Корм легче найти там, где живут люди. Вот и жмутся птички в холода поближе к людям, к теплу и еде. Люди делают кормушки, подкармливают птиц, чтобы помочь птицам выжить зимой. Дети, как вы думаете, почему птицы зимой постоянно в движении?
Вывод. Дети, мы узнали, что птицы зимой постоянно двигаются, чтобы найти корм и не замёрзнуть. Птицы много едят, потому что сытая птица не замёрзнет.
Бертольд Брехт «Зимний разговор через форточку».
Задачи. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.
— Я маленький воробей,
Я гибну, дети, спасите.
Я летом всегда подавал сигнал.
Чтоб сторож ворон с огорода гнал.
Пожалуйста, помогите.
— Сюда, воробей, сюда
— Вот тебе, друг, еда,
Благодарим за работу!
— Я дятел, пёстрый такой.
Я гибну, дети спасите.
Все лето я клювом стволы долбил:
Тьму вредных букашек поистребил.
Пожалуйста, помогите!
— Сюда, наш дятел, сюда!
— Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!
— Я птичка-синичка,
Я гибну, дети, спасите.
Ведь это я в прошедшем году —
Чуть сумерки — пела в ближнем лесу.
Пожалуйста, помогите.
— Сюда, певунья, сюда
— Вот и тебе еда,
Благодарим за работу!
По желанию детей стихотворения можно прочитать по ролям. Педагог читает слова птиц, а дети приглашают птиц и благодарят их.
— Дети, покормите поскорей наших маленьких друзей! Все пернатые важны, помогать мы им должны.
Разговор-размышление «Что делают птицы вечером?»
Задачи. Закреплять представления детей о том, как сокращение продолжительности дня изменяет жизнь птиц. Расширять знания детей о поведение птиц зимой. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между временем суток и жизнью птиц.
Беседа.
Вечером птицы пропали!
Наверно их совы украли?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Дети, к разговору приглашаю, подумать предлагаю: как птицы ведут себя вечером, когда на улице темно.
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … (имя ребёнка), что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.
Вывод. Вечером птицы спят, потому что на улице темно.
— Дети, в тёмное время суток, птицы спят. Они собираются в стайки, прячутся в дуплах, в густых ёлках, под крыши домов, тесно прижимаются друг к другу и спят до восхода солнышка. Ночь особенно опасна для птиц, зимой ночи длинные, морозные. Если птица легла спать голодная, она может, не проснутся утром.
Александр Яковлевич Яшин «Покормите птиц».
Задачи. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
— Дети, какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
— Дети, покормите поскорей наших маленьких друзей! Все пернатые важны, помогать мы им должны.
Исследование «Мороз и птицы».
Задачи. Закреплять представления детей о том, как похолодание изменяет жизнь птиц. Расширять знания детей о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать познавательный интерес детей. Поощрять желание детей заботится о птицах в зимний период.
Исследование.
Почему зимующие птицы не замерзают?
Как себя от морозов оберегают?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Юные орнитологи, исследования продолжаем, жизнь птиц изучаем. Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: как птицы ведут себя в морозный день. Задание понятно?
— Дети, вспомним правила наблюдения за птицами.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, птицы к зиме изменяются, тёплым пухом и оперением утепляются. В мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Когда птица сидит, между перьями у неё находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полёте к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птица мёрзнет на лету. А ещё в зимние морозы можно увидеть, как птицы стоят то на одной, то на другой ноге. Это они обогревает свои ножки в пёрышках, поднимая их с холодной земли. Зимующие птицы ночуют в дуплах, в густых ёлках, они тесно прижимаются друг к другу и прячут клювики под крылышки для тепла. Дети, что нового мы узнали о птицах?
Вывод. Дети, мы узнали, что в морозные дни птицы сидят, нахохлившись, чтобы сохранить тепло.
Дарья Семёнова «Голодная птичка».
Задачи. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.
Слышишь, мама: у окошка
Кто-то жалобно пищит?
Посмотри, там птичка-крошка
Вся озябшая сидит!
В поле нет теперь уж мошек –
Верно, птичка голодна?
Верно, ждёт, что хлебных крошек
Брошу я ей из окна?
Отвори окно ей, мама!
Пусть она сюда влетит!
Посмотри, с какой мольбою
На меня она глядит!
Птичка милая, лети же
Смело в комнатку мою!
Я тебя здесь отогрею,
Накормлю и напою.
— Дети, какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
— Дети, о птицах зимой не забывайте, корм запасайте. Покормите поскорей наших маленьких друзей! Все пернатые важны, помогать мы им должны.
Наблюдение «Зимующие птицы».
Задачи. Обобщить знания детей о зимующих птицах. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Поощрять желание детей заботится о птицах в зимний период.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?
… Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шёлковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
Сергей Есенин
— Дети, какие птицы не боятся мороза и вьюг, остаются с нами зимовать?
— Зимующие птицы – это птицы, которые не улетают осенью на юг, остаются зимовать. Дети, что мы с вами узнали о зимующих птицах?
Педагог обобщает ответы детей.
1. Для того чтобы выжить птицам надо много корма;
2. птицы постоянно в движении, в поисках корма;
3. вечером птицы спят, потому что на улице темно;
4. в морозные дни птицы сидят, нахохлившись, чтобы сохранить тепло.
— Дети, как мы помогаем птицам выжить в морозные зимние дни?
Вывод. Зимующим птицам нужна наша помощь, чтобы выжить.
Беседа «Зимующие птицы».
Задачи. Расширять знания детей о зимующих птицах. Формировать умение детей узнавать птиц по внешнему виду. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Обогащать речь детей прилагательными и существительными, обозначающими названия птиц. Развивать внимание, мышление детей.
Материал к деятельности. Презентация «Зимующие птицы».
Беседа.
— Дети, назовите, пожалуйста, птиц, которые не боятся мороза?
— Это зимующие птицы: воробьи и голуби, вороны и сороки. Это лесные гости: синицы, снегири, свиристели и многие другие птицы. Зима снегом землю и деревья укрыла, от мороза защитила. Растения зима защищает, а птиц без кормов оставляет. Под снегом вся еда – пришла в лес беда. Лютый, сильный голод птиц поджидает, смерть голодная птицам угрожает. Дети, как мы помогаем птицам выжить в голодные зимние дни?
— Мороз птицам угрожает, заморозить обещает. Сытому морозы не страшны, заняты птицы поиском еды. Зимой день короткий, ночь длинна, голодная птица не доживёт до утра. Голодные птицы замерзают, голодные птицы умирают. Дети, как мы помогаем птицам выжить в морозные дни?
— Сытому морозы не страшны, заняты птицы поиском еды. Зимой птицам не только голод угрожает, но и мороз птиц убивает. Когда птица летает, перья распускает, ветер птиц продувает, птица замерзает. Птицы к зиме изменяются, тёплым пухом и оперением утепляются. В мороз птицы тепло сохраняют, нахохлившись, мороз пережидают. Нет у птиц ни сапожек, ни варежек, ни шапочек. Дети, как птицы голые ноги и клюв согревают, от мороза защищают?
— Голубь на одной ноге стоит, вторую, приподнял, в перьях греет. Воробей клюв в пёрышки спрятал, отогревает, от мороза защищает. В морозные дни друг к другу птицы прижимаются, тёплом друг друга согреваются. Дети, птиц зимой спасайте, от голода защищайте! Корм для птиц собирайте, в кормушки насыпайте. Сытым птицам морозы не страшны, доживут птицы до весны. Дети, зимующих птиц называем, наших соседей вспоминаем.
— Голуби, вороны, воробьи, сороки – зимующие птицы. Дети, лесных гостей вспоминаем, кочующих птиц называем.
— Синицы, свиристели, снегири, щеглы – лесные гости. Дети, в самые холодные и голодные зимы можно в городе увидеть красивого щура, кривоклювого клеста, пёстрого дятла, серого поползня.
— Дети, в лес приглашаю погулять, зимующих птиц поискать предлагаю. Вот лесная поляна, здесь куропатки обитают, они редко летают. Серые куропатки снега преодолевают, по сугробам смело шагают. Снег сильными лапами разгребают, семена растений объедают. Среди деревьев глухарей встречаем, тетерева, рябчика. Глухари, тетерева, рябчики на земле жить предпочитают. Во время опасности на деревья взлетают. Куропатки, глухари, тетерева, рябчики растения клюют, хвою, почки, побеги, ягоды, всё, что в лесу найдут. Куропатки, глухари, тетерева, рябчики на ночь в снег ныряют. Под снегом в теплоте и безопасности ночь и морозы пережидают.
— Дети, знания о птицах закрепляем, предложение продолжаем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.
Вопросы.
Клюв, крылья, две лапки, перья – кто это? – … (птица).
Овощи – это растение, птицы – это. (животные).
Люди – ходят, птицы – … (летают).
Рыба плавает в воде, а птица летает – … (в воздухе).
Сколько крыльев у птиц? … (два крыла).
Чем птица клюёт? … (клювом).
Перелётные птицы перелетают, а зимующие – … (зимуют).
Журавль – перелётная птица, синица – … (зимующая птица).
Воробей – городская птица, а снегирь – … (лесная).
Сорока стрекочет, а ворона – … (каркает).
Снегирь рюмит, а свиристель – … (свиристит).
Перелётные птицы на юг улетают, а с нами остаются птицы … зимующие.
Зимой птицам не тепло, а… холодно.
Зимующие птицы не сытые, а… голодные.
— На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …
Педагог отмечает наиболее активных детей.
Т. Зайцева «Улетели птичьи стаи».
Задачи. Поддерживать интерес детей к птицам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
— Дети, какие птицы остались в зимнем лесу?
— Дети, о птицах зимой не забывайте, корм запасайте. Покормите поскорей наших маленьких друзей! Все пернатые важны, помогать мы им должны.
Словесная игра «Загадки зимние о птицах».
Задачи. Поддерживать интерес детей к птицам. Формировать умение детей узнавать птиц по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей.
Игра.
— Дети, загадки о зимующих птицах отгадаем, правила не нарушаем.
Игровые правила:
внимательно слушаем загадку;
пока загадку читают, молчим;
хором отвечаем, птицу называем.
Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.
Эту птицу каждый знает,
В тёплый край не улетает.
Эта птица – круглый год
Во дворе у нас живёт
И чирикает она
Громко с самого утра:
— Просыпайтесь поскорей. –
Всех торопит … (воробей).
Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре,
Важно по двору шагают,
Крошки дружно подбирают.
Ждёт тебя, иди скорей,
Стайка диких … (голубей).
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
Чёрный хвостик и спина.
Голова и та черна.
У неё два белых бока.
Прилетела к нам … (сорока).
Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев – … (снегирей).
Как в лесу похолодает,
Птицы в город прилетают.
Грудкой жёлтой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Всем известны эти птицы,
Называются… (синицы).
Что за птицы расписные,
Хохолки у них смешные.
На рябину птицы сели,
А зовут их …(свиристели).
Сильная, большая птица
Собак не боится!
В игры играет,
Детей пугает.
Очень важная персона –
Чёрно-серая. (ворона).
На берёзах птицы ловко
Треплют круглые головки,
На репейнике певцы
Ищут семечки ….(щеглы).
— Воробьи, голуби, вороны, сороки, синицы, снегири, свиристели, щеглы – это … зимующие птицы.
— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, птиц по описанию узнали.
Игровая ситуация «Клуб орнитологов». Беседа «Зимующие птицы».
Задачи. Расширять знания детей о зимующих птицах. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия птиц. Способствовать овладению детьми правильным пониманием и употреблением слов с обобщающим значением. Развивать детскую любознательность.
Игровой материал: Картина «Зимующие птицы».
(Список птиц:1-снегирь, 2-свиристель, 3-щур, 4-синица, 5-дятел, 6-клёст, 7-поползень, 8-щегол, 9-кречет, 10-ястреб, 11-сова, 12-неясыть, 13-филин, 14-в рон, 15-ворона, 16-голубь, 17-воробей, 18-сорока, 19-тетерев, 20-рябчик, 21-куропатка, 22-глухарь).
Беседа.
— Дети, я приглашаю вас в клуб орнитологов. Орнитологи – это люди, которые изучают жизнь птиц. Посмотрите, пожалуйста, на картину и скажите, каких птиц вы знаете?
Педагог повторяет названных птиц и показывает их на картине. Затем педагог называет и показывает птиц, которых не назвали дети.
— Все эти птицы – зимующие птицы. Дети, почему этих птиц называют зимующими?
— Зимующие птицы – это птицы, которые не покидают родной край зимой. Они зимуют вместе с нами. Дети, как вы думаете, почему зимующие птицы не покидают родные места?
— Самое главное для птиц – это еда. Пища даёт птицам энергию для полёта, согревает их в холодные дни. Зимующие птицы находят пищу зимой, поэтому они не улетают в тёплые края. Чаще всего зимующие птицы всеядны, они едят любую пищу. Дети посмотрите, пожалуйста, внимательно на картину и назовите зимующих птиц – наших соседей. Птиц, которых мы видим на улицах нашего города.
— Воробьи и голуби постоянные наши соседи. Вороны и сороки тоже часто живут в городе. Дети, назовите, пожалуйста, птиц кочующих, которые зимой перелетают из леса в города и деревни, поближе к людям.
— Снегири, свиристели, щуры, синицы, дятлы, клесты, поползни, щеглы – это кочующие птицы. Трудно птицам в лесу найти корм, лесные птицы кочуют от одного селения к другому в поисках корма. Питаются они растительной пищей, плодами и семенами растений. Птицы, которые ловят для еды других птиц и мелких животных, называются хищными. Дети, назовите, пожалуйста, хищных птиц.
— Кречеты, ястребы, совы, неясыти, филины, в роны – это хищные птицы. Они и зимой найдут еду в лесу. Дети, назовите, пожалуйста, лесных птиц, которые питаются растительной пищей, но лес зимой не покидают.
— Тетерева, рябчики, куропатки, глухари питается семенами растений, хвоей деревьев. Сильными лапами они разгребают снег, чтобы найти траву, сильными клювами достают семена из шишек. Дети, вспомним и назовём зимующих птиц.
Педагог повторяет названных птиц и показывает их на картине.
— Дети, какие у вас есть вопросы по нашей теме: «Зимующие птицы»?
Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.
— Чудесно, орнитологи! Зимующих птиц вспоминали, много нового узнали.
Речевая ситуация «Рассказ о зимующих птицах».
Задачи. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам. Помочь детям правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать различные языковые средства для соединения их частей.
Разговор.
— Дети, рассказ о зимующих птицах составляем, предложение продолжаем. Предложения разные составляем, своё мнение выражаем.
Педагог выслушивает варианты всех детей, участвующих в беседе. Контролирует, чтобы дети произносили обе части сложноподчинённого предложения, не повторяли предложения товарищей.
Лексический материал.
Исчезли насекомые, поэтому…
Лесные птицы летят в город, где…
Птицы собираются в стайки, чтобы…
Птицы зимой много едят, для того чтобы …
Птицы сидят нахохлившись, когда…
Мы повесили кормушки, так как …
Птицы прилетают на кормушки, чтобы ….
Когда я вижу зимующих птиц, я чувствую …
— Прелестно, дети! Мы с вами составили удивительный рассказ о зимующих птицах
Наблюдение «О чём поют воробышки в последний день зимы?»
(28 февраля).
Задачи. Обобщить представления детей о жизни птиц в зимний период. Расширять знания детей о воробьях. Воспитывать бережное отношение детей к птицам. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите, каких птиц вы слышите?
— По лесному календарю сейчас месяц «дотерпи до весны». Дети, как вы думает, почему он так называется?
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
– Мы дожили! Мы выжили!
– Мы живы, живы мы!
В. Берестов
— Дети, почему воробышки поют в последний день зимы «Мы дожили! Мы выжили! Мы живы, живы мы!»?
— Много птиц погибает зимой. Счастливы те птицы, что дожили до весны. Дети, почему птицы зимой часто погибают?
— Птицы зимой погибают от холода и голода. Дети, как вы думаете, почему птицам трудно найти корм зимой?
— Исчезают насекомые, снег засыпал растения, которыми питаются птицы. Дети, как мы помогали птицам пережить зиму?
— Зимой мы подкармливали птиц. Дети, как вы считаете, какие изменения произошли в природе?
— Дети, сегодня последний день зимы, завтра по календарю наступит весна. Солнце пригревает сильнее, день становится длиннее, воробьи радуются, весело чирикают.