Людмила Тихонова
Картотека игр и упражнений для развития сенсорных эталонов для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр и упражнений для развития сенсорных эталонов, которые могут быть использованы в сенсорных сказках
Автор – разработчик: воспитатель Тихонова Л. С.
Пояснительная записка.
Публикация «Картотека игр и упражнений для развития сенсорных эталонов для старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Игры и упражнения данной картотеки могут быть использованы педагогами, родителями как самостоятельные игры, элементы занятий, часть такой формы работы с детьми как сенсорная сказка. Игры и упражнения разработаны для детей старшего дошкольного возраста. Направлены на познание и восприятие окружающего мира через органы чувств. Развивают не только сенсорные эталоны, но и, сенсорные явления (такие, как, например, умение всматриваться, вслушиваться и т. д.). Выбор игры зависит от задач, которые ставит педагог (воспитатель).
1. Игра «Чудесный мешочек» (Вместо мешочка может быть использована шкатулка, рукавичка, игра «Угадай на ощупь» и другие предметы, откуда можно достать что-то на ощупь).
Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, воображение, память, мышление; умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; закреплять знания о сказках.
Оборудование: мешочек, фигурки героев разных сказок.
Ход игры: ребенок на ощупь исследует фигурку сказочного героя, не вынимая, называет сказку героя. Потом можно вынуть фигурку и проверить правильность ответа.
2. Игра «Чудесный мешочек - 2».
Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, коммуникативные навыки, мышление, воображение, память; развивать умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; закреплять знания о сказках.
Оборудование: мешочек, фигурки героев одной сказки.
Ход игры: дети все вместе запускают руки в мешочек, исследуют фигурки сказочных героев, руки убирают из мешочка. Все вместе решают, из какой сказки герои.
3. Игра «Чудесный мешочек - 3».
Задачи: развивать цветовое и зрительное восприятие, тактильные и осязательные ощущения, воображение, память, мышление; умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; закреплять знания о сказках, основные цвета и оттенки.
Оборудование: мешочек, фигурки героев разных сказок или волшебные предметы из сказок.
Ход игры: ребенок на ощупь исследует фигурку сказочного героя, не вынимая, называет сказку героя. Потом можно вынуть фигурку и проверить правильность ответа. Назвать цвета и оттенки на сказочном герое (волшебном предмете).
4. Игра «Чудесный мешочек - 4».
Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, воображение, память, мышление, активизировать прилагательные в речи; умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; закреплять знания о сказках, тактильные признаки предметов.
Оборудование: мешочек, фигурки героев одной сказки из разных тактильных материалов.
Ход игры: ребенок на ощупь исследует фигурки сказочных героев, не вынимая, называет героя и обозначает признаки предмета (гладкий, шершавый, колючий, бархатный, шелковый, резиновый и т. д.). Назвать сказку. Потом можно вынуть фигурки и проверить правильность ответа.
5. Игра «Чудесный мешочек - 5».
Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, зрительное восприятие, воображение, память, мышление, речь; умение сосредоточиться на осязательных ощущениях, анализировать, закреплять знания о предметном мире (названия предметов, из которых наполнители).
Оборудование: мешочек, камешки с разными наполнителями (камешки сделаны из воздушных шариков, наполнители любые: гречка, орешки, бусины и т. д., схемы (на каждой по три или 4 наполнителя).
Ход игры: ребенок выбирает любую схему из предложенных и по ней наощупь вытаскивает мешочки, соответствующие наполнителям на схеме.
6. Игра «Чудесный мешочек – 6».
Задачи: развивать температурные, осязательные, тактильные ощущения, воображение, память, мышление, речь; на ощупь определять свойство предмета – температура (теплое, прохладное, холодное, ледяное, горячее и т. п., умение анализировать; закреплять знания о предметном мире, о разных температурных состояниях – свойствах предметов.
Оборудование: мешочек, предметы разной температуры (например, металлический шарик, ватный комочек, фланелевый шарик, шерстяной шарик, пластмассовый шарик и т. п.). Ледяным можно сделать предмет, заранее перед игрой положив его в морозилку, горячим – нагрев его и т. д.
Ход игры:
1 вариант: ребенок исследует руками предметы, выложенные перед ним. Определяет приблизительное температурное состояние и называет его.
2 вариант: ребенок исследует предметы в мешочке наощупь и выбирает предмет по заданному параметру (Например, самый холодный, самый горячий и т. д.)
3 вариант: ребенок выкладывает ряд предметов, начиная от самого горячего до самого ледяного.
7. Игра «Чудесный мешочек – 7»
Задачи: развивать осязательные и тактильные ощущения, воображение, память, мышление, речь, умение выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу; продолжать формировать представления о формах предметов.
Оборудование: два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке, другой - на столе.
Ход игры. Воспитатель заранее расставляют на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. Дети ищут мешочек. По указанию педагога ребёнок находит в мешочке ту фигуру, которую показал воспитатель и называет её.
8. Игра «Найди такой же»
Задачи: развивать тактильные ощущения, воображение, память, мышление, умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; продолжать формировать представления о разных материалах, из которых сделаны предметы; закреплять знания о признаках сказок.
Оборудование: мешочек, волшебные самодельные предметы (2 одинаковых комплекта) из сказок (например, шапка – невидимка, сапоги- скороходы, скатерть – самобранка и т. д.) с одной стороны одинаковые (например, бумажные, а с другой разные по текстуре (фланелевые, шелковые, ребристые и т. д.)
Ход игры: 1 комплект перед ребенком, второй в мешочке. Ребенок ощупывает 1 предмет перед ним, ищет на ощупь в мешочке такой же, называет признак предмета по тактильному ощущению (гладкий, шершавый, бархатный и т. д.)
9. Игра «Угадай по звуку».
Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, слуховое и зрительное восприятие, воображение, память, мышление, речь; умение вслушиваться; закреплять знания о сказках, предметном мире звуков.
Оборудование: камешки с разными наполнителями (мешочки сделаны из воздушных шариков, наполнители любые, но те, которые могут создавать звук: например, мелкие деревяшки, фантики, фольга, шарики – бубенчики, шарики стеклянные, шарики металлические, крупные бусины и т. п., схемы (на каждой по три или 4 наполнителя).
Ход игры: ребенок выбирает любую схему из предложенных и по ней наощупь и по слуху находит мешочки, соответствующие наполнителям на схеме.
10. Игра «Найди пару».
Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, воображение, память, мышление, умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; продолжать формировать представления о формах предметов; закреплять знания о сказках, геометрических фигурах, понятии «пара».
Оборудование: мешочек, 2 комплекта идентичных полностью геометрических фигур.
Ход игры: перед ребенком выкладывается один комплект геометрических фигур. Второй ложится в мешочек. Ребенок берет одну любую геометрическую фигуру из выложенных перед ним, называет её. Ищет на ощупь вторую такую же в мешочке. Складывает их вместе. Берет следующую.
11. Игра «Найди пару - 2».
Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, воображение, память, мышление, умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; продолжать формировать представления о формах предметов; закреплять знания о сказках, геометрических фигурах, понятии «пара».
Оборудование: мешочек, 2 комплекта геометрических фигур
(одинаковых по размеру и форме, но во втором комплекте обманные фигурки посередине (например., в квадрате овал и т. д.).
Ход игры: перед ребенком выкладывается один комплект геометрических фигур. Второй ложится в мешочек. Ребенок берет одну любую геометрическую фигуру из выложенных перед ним, называет её. Ищет на ощупь вторую такую же в мешочке. Складывает их вместе. Берет следующую.
12. Игра «Найди пару - 3».
Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, воображение, память, мышление, умение сосредоточиться на осязательных ощущениях, умение внимательно рассматривать; продолжать формировать представления о геометрических формах предметов; закреплять знания о сказках, геометрических фигурах, понятии «пара».
Оборудование: мешочек, 2 комплекта геометрических фигур
(одинаковых по размеру и форме, разные по цвету, во втором комплекте обманные фигурки посередине (например., в квадрате овал и т. д.).
Ход игры: перед ребенком выкладывается один комплект простых геометрических фигур. Второй ложится в мешочек. Ребенок берет одну любую геометрическую фигуру из выложенных перед ним, называет её. Ищет на ощупь вторую такую же в мешочке. Складывает их вместе. Определяет цвета или оттенки. Берет следующую.
13. Игра «Легкий – тяжелый»
Задачи: развивать барические, осязательные, тактильные ощущения, воображение, память, мышление, речь, умение анализировать; на ощупь определять свойство предмета – вес (легкий, тяжелый и т. п., выделять одинаковые по тяжести предметы, раскладывать ряд от легкого до тяжелого; закреплять знания о предметном мире, о разных температурных состояниях – свойствах предметов.
Оборудование: мешочек, шарики одинаковых размеров, но разные по тяжести (например, железный, пластмассовый, стеклянный, резиновый и т. д.)
Ход игры:
1 вариант: ребенок исследует руками предметы, выложенные перед ним. Выкладывает ряд от самого легкого до самого тяжелого.
2 вариант: ребенок исследует предметы в мешочке наощупь и выбирает предмет по заданному параметру (Например, найти одинаковые по весу предметы).
14. Игра «Кого не стало?»
Задачи: развивать зрительную память, зрительно-пространственное восприятие, внимание, мышление, речь, умение анализировать, всматриваться, зрительно запоминать.
Оборудование: театральные и игровые наборы сказок
Ход игры:
Перед ребенком выкладывается одна сказка (например, резиновый театр сказки «Заюшкина избушка»). Дается установка и время для зрительного запоминания (в зависимости от способностей и возраста ребенка, ребенок закрывает глаза, убирается один герой, ребенок открывает глаза и говорит, кого не стало. По мере усложнения можно убирать не одного героя, а несколько.
15. Игра «Угадай по запаху».
Задачи: развивать обонятельные ощущения, воображение, память, мышление, речь; умение распознавать объект или предмет по запаху; закреплять знания о мире запахов.
Оборудование: схемы (три-четыре –пять картинок для выбора, на которых изображены предметы, растения, еда и т. д. – то, какие запахи определяем, вспомогательные предметы (это могут быть самодельные растения с сердцевинами, куда капаются ароматические масла; емкости с ватками с разными запахами; разложенные на блюдцах кусочки фруктов или еды и т. д).
Ход игры: ребенок выбирает любую схему из предложенных, по ней ищет с помощью обоняния выбранные. При вдыхании можно закрывать глаза, так обонятельные рецепторы обостряются, когда работает только один орган чувств.
16. Игра «Самый внимательный».
Задачи: развивать цветовое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, мышление, речь, умение всматриваться, определять цвета и оттенки.
Оборудование: самодельные подзорные трубы (которые не приближают, а только фокусируют зрение, внутри полые, картинки со сказками – обманками (герои или предметы другого цвета).
Ход игры: воспитатель дает задание (например, найди колобка на картинке, дети с помощью подзорной трубы рассматривают картинку сначала одним глазом, потом другим. Находят заданного героя (или предмет, говорят, в чем ошибка и какого цвета исходник.