МААМ-картинки

Картотека игр и упражнений для развития сенсорных эталонов для старших дошкольников

Людмила Тихонова
Картотека игр и упражнений для развития сенсорных эталонов для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека игр и упражнений для развития сенсорных эталонов, которые могут быть использованы в сенсорных сказках

Автор – разработчик: воспитатель Тихонова Л. С.

Пояснительная записка.

Публикация «Картотека игр и упражнений для развития сенсорных эталонов для старших дошкольников» размещена в разделах

Игры и упражнения данной картотеки могут быть использованы педагогами, родителями как самостоятельные игры, элементы занятий, часть такой формы работы с детьми как сенсорная сказка. Игры и упражнения разработаны для детей старшего дошкольного возраста. Направлены на познание и восприятие окружающего мира через органы чувств. Развивают не только сенсорные эталоны, но и, сенсорные явления (такие, как, например, умение всматриваться, вслушиваться и т. д.). Выбор игры зависит от задач, которые ставит педагог (воспитатель).

1. Игра «Чудесный мешочек» (Вместо мешочка может быть использована шкатулка, рукавичка, игра «Угадай на ощупь» и другие предметы, откуда можно достать что-то на ощупь).

Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, воображение, память, мышление; умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; закреплять знания о сказках.

Оборудование: мешочек, фигурки героев разных сказок.

Ход игры: ребенок на ощупь исследует фигурку сказочного героя, не вынимая, называет сказку героя. Потом можно вынуть фигурку и проверить правильность ответа.

2. Игра «Чудесный мешочек - 2».

Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, коммуникативные навыки, мышление, воображение, память; развивать умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; закреплять знания о сказках.

Оборудование: мешочек, фигурки героев одной сказки.

Ход игры: дети все вместе запускают руки в мешочек, исследуют фигурки сказочных героев, руки убирают из мешочка. Все вместе решают, из какой сказки герои.

3. Игра «Чудесный мешочек - 3».

Задачи: развивать цветовое и зрительное восприятие, тактильные и осязательные ощущения, воображение, память, мышление; умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; закреплять знания о сказках, основные цвета и оттенки.

Оборудование: мешочек, фигурки героев разных сказок или волшебные предметы из сказок.

Ход игры: ребенок на ощупь исследует фигурку сказочного героя, не вынимая, называет сказку героя. Потом можно вынуть фигурку и проверить правильность ответа. Назвать цвета и оттенки на сказочном герое (волшебном предмете).

4. Игра «Чудесный мешочек - 4».

Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, воображение, память, мышление, активизировать прилагательные в речи; умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; закреплять знания о сказках, тактильные признаки предметов.

Оборудование: мешочек, фигурки героев одной сказки из разных тактильных материалов.

Ход игры: ребенок на ощупь исследует фигурки сказочных героев, не вынимая, называет героя и обозначает признаки предмета (гладкий, шершавый, колючий, бархатный, шелковый, резиновый и т. д.). Назвать сказку. Потом можно вынуть фигурки и проверить правильность ответа.

5. Игра «Чудесный мешочек - 5».

Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, зрительное восприятие, воображение, память, мышление, речь; умение сосредоточиться на осязательных ощущениях, анализировать, закреплять знания о предметном мире (названия предметов, из которых наполнители).

Оборудование: мешочек, камешки с разными наполнителями (камешки сделаны из воздушных шариков, наполнители любые: гречка, орешки, бусины и т. д., схемы (на каждой по три или 4 наполнителя).

Ход игры: ребенок выбирает любую схему из предложенных и по ней наощупь вытаскивает мешочки, соответствующие наполнителям на схеме.

6. Игра «Чудесный мешочек – 6».

Задачи: развивать температурные, осязательные, тактильные ощущения, воображение, память, мышление, речь; на ощупь определять свойство предмета – температура (теплое, прохладное, холодное, ледяное, горячее и т. п., умение анализировать; закреплять знания о предметном мире, о разных температурных состояниях – свойствах предметов.

Оборудование: мешочек, предметы разной температуры (например, металлический шарик, ватный комочек, фланелевый шарик, шерстяной шарик, пластмассовый шарик и т. п.). Ледяным можно сделать предмет, заранее перед игрой положив его в морозилку, горячим – нагрев его и т. д.

Ход игры:

1 вариант: ребенок исследует руками предметы, выложенные перед ним. Определяет приблизительное температурное состояние и называет его.

2 вариант: ребенок исследует предметы в мешочке наощупь и выбирает предмет по заданному параметру (Например, самый холодный, самый горячий и т. д.)

3 вариант: ребенок выкладывает ряд предметов, начиная от самого горячего до самого ледяного.

7. Игра «Чудесный мешочек – 7»

Задачи: развивать осязательные и тактильные ощущения, воображение, память, мышление, речь, умение выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу; продолжать формировать представления о формах предметов.

Оборудование: два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке, другой - на столе.

Ход игры. Воспитатель заранее расставляют на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. Дети ищут мешочек. По указанию педагога ребёнок находит в мешочке ту фигуру, которую показал воспитатель и называет её.

8. Игра «Найди такой же»

Задачи: развивать тактильные ощущения, воображение, память, мышление, умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; продолжать формировать представления о разных материалах, из которых сделаны предметы; закреплять знания о признаках сказок.

Оборудование: мешочек, волшебные самодельные предметы (2 одинаковых комплекта) из сказок (например, шапка – невидимка, сапоги- скороходы, скатерть – самобранка и т. д.) с одной стороны одинаковые (например, бумажные, а с другой разные по текстуре (фланелевые, шелковые, ребристые и т. д.)

Ход игры: 1 комплект перед ребенком, второй в мешочке. Ребенок ощупывает 1 предмет перед ним, ищет на ощупь в мешочке такой же, называет признак предмета по тактильному ощущению (гладкий, шершавый, бархатный и т. д.)

9. Игра «Угадай по звуку».

Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, слуховое и зрительное восприятие, воображение, память, мышление, речь; умение вслушиваться; закреплять знания о сказках, предметном мире звуков.

Оборудование: камешки с разными наполнителями (мешочки сделаны из воздушных шариков, наполнители любые, но те, которые могут создавать звук: например, мелкие деревяшки, фантики, фольга, шарики – бубенчики, шарики стеклянные, шарики металлические, крупные бусины и т. п., схемы (на каждой по три или 4 наполнителя).

Ход игры: ребенок выбирает любую схему из предложенных и по ней наощупь и по слуху находит мешочки, соответствующие наполнителям на схеме.

10. Игра «Найди пару».

Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, воображение, память, мышление, умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; продолжать формировать представления о формах предметов; закреплять знания о сказках, геометрических фигурах, понятии «пара».

Оборудование: мешочек, 2 комплекта идентичных полностью геометрических фигур.

Ход игры: перед ребенком выкладывается один комплект геометрических фигур. Второй ложится в мешочек. Ребенок берет одну любую геометрическую фигуру из выложенных перед ним, называет её. Ищет на ощупь вторую такую же в мешочке. Складывает их вместе. Берет следующую.

11. Игра «Найди пару - 2».

Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, воображение, память, мышление, умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; продолжать формировать представления о формах предметов; закреплять знания о сказках, геометрических фигурах, понятии «пара».

Оборудование: мешочек, 2 комплекта геометрических фигур

(одинаковых по размеру и форме, но во втором комплекте обманные фигурки посередине (например., в квадрате овал и т. д.).

Ход игры: перед ребенком выкладывается один комплект геометрических фигур. Второй ложится в мешочек. Ребенок берет одну любую геометрическую фигуру из выложенных перед ним, называет её. Ищет на ощупь вторую такую же в мешочке. Складывает их вместе. Берет следующую.

12. Игра «Найди пару - 3».

Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, воображение, память, мышление, умение сосредоточиться на осязательных ощущениях, умение внимательно рассматривать; продолжать формировать представления о геометрических формах предметов; закреплять знания о сказках, геометрических фигурах, понятии «пара».

Оборудование: мешочек, 2 комплекта геометрических фигур

(одинаковых по размеру и форме, разные по цвету, во втором комплекте обманные фигурки посередине (например., в квадрате овал и т. д.).

Ход игры: перед ребенком выкладывается один комплект простых геометрических фигур. Второй ложится в мешочек. Ребенок берет одну любую геометрическую фигуру из выложенных перед ним, называет её. Ищет на ощупь вторую такую же в мешочке. Складывает их вместе. Определяет цвета или оттенки. Берет следующую.

13. Игра «Легкий – тяжелый»

Задачи: развивать барические, осязательные, тактильные ощущения, воображение, память, мышление, речь, умение анализировать; на ощупь определять свойство предмета – вес (легкий, тяжелый и т. п., выделять одинаковые по тяжести предметы, раскладывать ряд от легкого до тяжелого; закреплять знания о предметном мире, о разных температурных состояниях – свойствах предметов.

Оборудование: мешочек, шарики одинаковых размеров, но разные по тяжести (например, железный, пластмассовый, стеклянный, резиновый и т. д.)

Ход игры:

1 вариант: ребенок исследует руками предметы, выложенные перед ним. Выкладывает ряд от самого легкого до самого тяжелого.

2 вариант: ребенок исследует предметы в мешочке наощупь и выбирает предмет по заданному параметру (Например, найти одинаковые по весу предметы).

14. Игра «Кого не стало?»

Задачи: развивать зрительную память, зрительно-пространственное восприятие, внимание, мышление, речь, умение анализировать, всматриваться, зрительно запоминать.

Оборудование: театральные и игровые наборы сказок

Ход игры:

Перед ребенком выкладывается одна сказка (например, резиновый театр сказки «Заюшкина избушка»). Дается установка и время для зрительного запоминания (в зависимости от способностей и возраста ребенка, ребенок закрывает глаза, убирается один герой, ребенок открывает глаза и говорит, кого не стало. По мере усложнения можно убирать не одного героя, а несколько.

15. Игра «Угадай по запаху».

Задачи: развивать обонятельные ощущения, воображение, память, мышление, речь; умение распознавать объект или предмет по запаху; закреплять знания о мире запахов.

Оборудование: схемы (три-четыре –пять картинок для выбора, на которых изображены предметы, растения, еда и т. д. – то, какие запахи определяем, вспомогательные предметы (это могут быть самодельные растения с сердцевинами, куда капаются ароматические масла; емкости с ватками с разными запахами; разложенные на блюдцах кусочки фруктов или еды и т. д).

Ход игры: ребенок выбирает любую схему из предложенных, по ней ищет с помощью обоняния выбранные. При вдыхании можно закрывать глаза, так обонятельные рецепторы обостряются, когда работает только один орган чувств.

16. Игра «Самый внимательный».

Задачи: развивать цветовое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, мышление, речь, умение всматриваться, определять цвета и оттенки.

Оборудование: самодельные подзорные трубы (которые не приближают, а только фокусируют зрение, внутри полые, картинки со сказками – обманками (герои или предметы другого цвета).

Ход игры: воспитатель дает задание (например, найди колобка на картинке, дети с помощью подзорной трубы рассматривают картинку сначала одним глазом, потом другим. Находят заданного героя (или предмет, говорят, в чем ошибка и какого цвета исходник.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Дидактическая игра «Цветная гусеница» для развития мелкой моторики рук и сенсорных эталонов цвета у детей младшего возрастаДидактическая игра «Цветная гусеница» для развития мелкой моторики рук и сенсорных эталонов цвета у детей младшего возраста В дошкольном возрасте игра становится основным видом деятельности детей, отвечающим главной его потребности – войти в мир взрослых, вступить.

Игры для детей 2–3 лет по формированию сенсорных эталоновИгры для детей 2–3 лет по формированию сенсорных эталонов Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что.

Картотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПРКартотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР «Сухой бассейн» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Оборудование: ёмкость.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.

Мастер-класс по созданию игры для развития сенсорных эталонов «Разноцветные стаканчики» с использованием фрутокрышекМастер-класс по созданию игры для развития сенсорных эталонов «Разноцветные стаканчики» с использованием фрутокрышек Автор: Симакова Наталья Викторовна воспитатель МБОУ «Малоугренёвская СОШ» СП Данный мастер класс, может быть полезен: воспитателям детских.

Мастер-класс по созданию развивающей игры для развития сенсорных эталонов «Найди пару» с использованием крышек и картонаМастер-класс по созданию развивающей игры для развития сенсорных эталонов «Найди пару» с использованием крышек и картона Цель мастер - класса: научиться делать развивающую игру для развития сенсорных эталонов, своими руками. Данный мастер класс, может быть.

Дидактические игры для развития мелкой моторики рук и сенсорных эталонов цвета у детей со слуховой депривациейДидактические игры для развития мелкой моторики рук и сенсорных эталонов цвета у детей со слуховой депривацией Работа по развитию мелкой моторики рук у детей со слуховой депривацией имеет большое значение и напрямую определяет их качество жизни.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Развитие сенсорных эталонов у младших дошкольников с нарушением зренияРазвитие сенсорных эталонов у младших дошкольников с нарушением зрения Значительные трудности испытывают дети с нарушением зрения в зрительно-пространственной ориентации, что при отсутствии специальных условий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр и упражнений для развития сенсорных эталонов для старших дошкольников
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 20:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр и упражнений для развития сенсорных эталонов для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Тихонова (УИ 288154) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД