Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игр на развитие и коррекции ручной моторики для детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Игра: «Кати в ворота»
Цель: учить детей прокатывать мяч в нужном на-правлении, совершенствовать навык отталкивания при катании, развитие координации движений рук.
Оборудование: мяч средней величины, ворота.
Ход игры: взрослый показывает, как нужно прокатить мяч и попасть в ворота, эмоционально радуется: «Попал!» Побуждает ребенка сделать так же, эмоционально одобряет его действия.
Аналогично организуется игра «Сбей кегли».
Игра: «Лови мяч»
Публикация «Картотека игр на развитие и коррекции ручной моторики для детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Цель: учить ловить мячи разной величины, развивать координацию движений рук и быстроту реакции.
Оборудование: мячи разной величины.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку ловить мяч, другой взрослый готовит руки ребенка, ловит, действуя руками ребенка. Затем предлагает ребенку бросить мяч от груди, сверху вниз, из-за головы.
В конце игры предлагает ребенку выполнить действия самостоятельно, эмоционально одобряет его.
Игра: «Целься и кидай»
Цель: формировать навык метания мяча в цель; развивать координацию и быстроту движений в круп-ных и мелких мышечных группах.
Оборудование: доска, обтянутая ворсистым мате-риалом, и маленькие мячики-липучки.
Ход игры: детям предлагается по подражанию действиям педагога метать шарики в доску, взрослый показывает, как нужно замахиваться из-за головы, поощряет действия детей; когда кончаются все шарики, дети подходят к доске, отрывают их, собирают в корзину, игра продолжается несколько раз.
Аналогично организуются игры: «Попади в корзину», «Перекинь через веревочку» и т. д. Затем можно усложнять игры, предлагая различные по тяжести мячики, мешочки.
Игра: «Попади в цель»
Цель: учить малыша захватывать предмет всей ла-донью, бросать в цель, удерживая равновесие.
Оборудование: пластмассовая корзина, ватные шары (диаметр 5—7 см, детское баскетбольное кольцо.
Ход игры: 1. Взрослый показывает ребенку пласт-массовую корзину, наполненную ватными шарами. Вместе рассматривают шары: круглые, мягкие. Шарами можно играть. Взрослый рассыпает шары по полу и предлагает малышу собрать их снова в корзину. При этом показывает, как нужно правильно брать шар пальцами и бросать, целясь в корзину.
2. После того, как все шары собрали, взрослый предлагает играть в новую игру, более сложную: «Танюша, вот кольцо, вот черта. Ты должна стоять вот здесь, у этой черты, старайся попасть в кольцо». После каждого попадания или попытки попасть ребенка нужно похвалить: «Какая Танюша молодец! Она крепко держит шар. Танюша хорошо бросает шар!».
В конце игры все шары собираются в корзину.
Игра: «Самолетик—самолет»
Цель: учить выполнять действия по подражанию взрослому.
Ход игры: взрослый показывает, как играть в «самолёт» : разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает руки вверх — вдох, делает поворот в сторону. Произнося «ж-ж-ж», выдох, стоит прямо, опустив руки, — пауза и т. д. затем взрослый побуждает детей подражать движениям, читает стишок:
Самолетик-самолет
Отправляется в полет
Жу, жу, жу,
Жу, жу, жу,
Постою и отдохну.
Разводит руки в стороны ладонями вверх, делает повороты вправо,
влево и выдох. Встает прямо, опустив руки.
Игра: «Шумит лес»
Цель: учить выполнять действия по подражанию взрослому.
Оборудование: две палочки с лентами (длиной 20— 30 см).
Ход игры: взрослый предлагает малышу посмотреть в окошко, обращает его внимание на деревья, на то, как шумит ветер, колышатся от ветра веточки.
Обращается к ребенку: «Возьми палочки с ленточками — это наши листочки, а твои ручки — это веточки. Поднимаем ручки вверх и раскачиваемся — вот так, как деревья за окном».
Взрослый читает стишок:
Дует ветер, задувает, наши веточки качает,
Вот как, вот как наши веточки качает.
Дует ветер, задувает! У-У! У-У!
Игра: «Покатаем кукол на машине»
Цель: учить малыша удерживать веревочку в руке, не выпуская ее из пальцев при ходьбе.
Оборудование: машина (большая, две куклы.
Ход игры: взрослый предлагает малышу прокатить кукол на машине, ведет ребенка в игровой уголок и вместе с ним выбирают кукол, которых будут катать. Затем подводит малыша к машине и показывает, что удобней везти машинку за веревочку. Усаживают в кузов кукол, взрослый помогает малышу вложить веревочку в руку со словами: «Танюша, держи крепко веревочку, машина поедет: би-би-би!»
Катание кукол на машине можно сопровождать короткими потешками:
Куклы едут на машине: би-би-би, би-би-би, Им понравится кататься: би-би-би, би-би-би! Я веревочку держу, кукол я катаю, На машине им кататься нравится, я знаю! Эту игру можно повторять, усаживая в машину другие игрушки, а также вкладывая веревочку попеременно в разные руки ребенка.
В конце игры взрослый должен похвалить малыша: «Молодец, Танюша, крепко держала веревочку, машина быстро ехала, куклам понравилось кататься!»
Игра: «Упирайся как бычок»
Цель: учить малыша крепко стоять на ногах, удерживаясь обеими руками за обруч.
Оборудование: обруч.
Ход игры: взрослый закидывает обруч за спину ребенка, помогает ему взяться руками за обруч, осторожно подтягивая его на себя. При этом проговаривается потешка:
Упирайся как бычок и не падай на бочок!
Крепче ручками держись!
Ты за обруч ухватись!
В конце игры хвалит малыша: «Молодец, Антоша! Крепко держался на ножках!»
Игра: «Клубок для котенка»
Цель: учить ребенка удерживать клубок в одной руке, выполнять специфические действия — наматывать нитку на клубок.
Оборудование: клубок, игрушка — котенок (на конце нитки привязана игрушка).
Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть с котенком, распускает нитки, просит наматывать нитку на клубок. При этом взрослый обращает внимание ребенка на приближающуюся игрушку. При затруднениях используются совместные действия.
Игра: «Посади цветочки на лужок»
Цель: формировать зрительно-двигательную координацию.
Оборудование: зеленое полотно, на которое пришиты кнопки разного размера, цветы вырезаны из плотной ткани с пришитыми кнопками в центре, соответствующими тем, которые на полотне.
Ход игры: взрослый предлагает посадить на лужок красивые цветочки. Объясняет, что цветок нужно пристегнуть к соответствующей по цвету кнопке.
После того, как все цветы «посажены», взрослый просит собрать цветы в корзинку для мамы, показывает способ выполнения действий — отсоединения. Действия сопровождаются потешкой:
Мы в корзинку соберем яркие цветы:
Розы, лилии, тюльпаны — все для нашей мамы!
Аналогичную игру можно проводить с липучками и пуговицами.