Ирина Титова
Картотека игр на развитие эмоциональной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоциональным состоянием зависит очень многое:
• личные и деловые взаимоотношения;
• стрессоустойчивость;
• ощущение наполненности, полноценности жизни.
Публикация «Картотека игр на развитие эмоциональной сферы дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Эмоции сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то дети этому только ещё учатся, постепенно наращивая объём самых разных чувств.
К сожалению, нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития, что серьёзно осложняет взаимоотношения ребёнка с окружающим миром. Соответственно грамотно организованная педагогическая работа в направлении развития эмоционального интеллекта в целом и умении управлять своими эмоциями в частности поможет значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в личностном развитии дошкольников. А значит, педагог использует в своей работе с дошкольниками такие формы деятельности, которые помогут формировать способность выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими, сопереживать людям, животным, героям литературных произведений и т. д.
Безусловно ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра, в которой ребёнок учится правильному поведению в различных ситуациях, а также выражению эмоций и управлению ими, учится уступать другому или, наоборот, отстаивать свою точку зрения.
Приведё м несколько примеров таких игр:
«Художник» Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.
«Красный предмет в моей ладошке»
Цель: коррекция страхов, инертности, апатии.
Ход: закрой глаза и приготовь ладонь. Когда на твоей ладони окажется какой – то предмет, сожми кулачок. (Взрослый кладет ребенку на ладонь небольшой предмет красного цвета.) Открой глаза, но не раскрывай ладонь. Попробуй догадаться, что у тебя в ладони. (Ребенок высказывает свои догадки). Молодец!
Теперь рассмотри свой предмет. Опиши, какой он. (Крупный или мелкий, круглый, овальный, гладкий, шершавый, с рисунком, с дырочкой в середине и т. д.)
Релаксация
Цель: коррекция застенчивости, замкнутости, скованности.
Ход: педагог дает задание детям вырезать бабочек двух цветов: красного и желтого. После того как все вырезали своих бабочек, приступаем к раскрашиванию пальцами оранжево узора на бабочке. Молодцы! Закройте глаза и представьте себя большой бабочкой оранжево цвета. (Включается музыка). Рассмотрите ее получше. По окончании музыки откройте глаза и пройдите за стол.
Мы с вами только что представляли себя оранжевыми бабочками. Сейчас мы будем вырезать бабочку из листа белой бумаги. Посмотрите, как это делается. (Взрослый объясняет и показывает технологии вырезания, смешивания двух цветов: красного и желтого.) После того как все вырезали своих бабочек, приступаем к раскрашиванию пальцами оранжево узора на бабочке. Молодцы!
«Ролевое проигрывание ситуаций»
Цель: задание направлено на конкретную проработку и применение "волшебных" средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.
Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. Упражнение выполняется коллективно (из группы выбираются участники, разыгрывающие ситуацию, и наблюдатели). Задача актеров - максимально естественно проиграть заданную ситуацию, наблюдатели же анализируют увиденное. После коллективного обсуждения можно проиграть ситуацию еще раз с теми же самыми актерами (если ранее они сделали это неудачно) или с новыми (для закрепления на практике волшебных средств понимания).
Примеры проигрываемых ситуаций:
- Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика.
- Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего класса. Попроси ее.
- Ты очень обидел своего друга. Извинись и попробуй помириться.
«Прогулка по ручью»
На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы страиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.
«Общее настроение»
Цель: развитие понимания, чувствования настроения собеседника.
1этап: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием. Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей: "Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то неприятное событие и т. д. "
Если дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено.
2 этап: Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние, не сговариваясь. Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадают 2-3 раза подряд.
3 этап: Разрабатывается единый; всеобщий знак для изображения основных эмоций, например, страха, горя, радости.
На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние.
«Подарок на всех (цветик - семицветик)»
Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы.
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
Угадываем эмоцию по голосу
А еще можно угадывать эмоции, вообще не видя человека, только по
голосу, по интонации, с которой произносится фраза. Вспомните, случалось
ли вам, разговаривая по телефону, понимать, что ваш собеседник обижен,
злится, расстроен или радуется, даже если он прямо не сообщает об этом?
Попробуйте произнести фразы с разной интонацией, пусть ребенок
догадается, что вы испытываете. Итак, вы произносите фразу, как будто при
этом у вас присутствует эмоция : радости, грусти, злости, удивления,
отвращения:
• «Митя уехал к маме».
• «Сегодня выпал снег».
• «Завтрашняя тренировка отменяется».
• «Сегодня на ужин плов».
Рисуем цвет эмоций
Возьмите гуашь и попросите ребенка подобрать цвет для каждой эмоции
(грусть, страх, отвращение, гнев, спокойствие). Цвета можно смешивать.
А теперь предложите нарисовать эти эмоции кому-нибудь из близких
людей или знакомых. Как они их себе представляют? Только не показывайте
цвета, которые выбрал для эмоций ваш ребенок, пока они не нарисуют свои.
Радость – яркие, чистые цвета, часто оранжевого или желтого цвета.
Грусть, печаль – темные, часто холодные цвета, серый или близкие к серому.
Отвращение – коричневый, болотный. Страх – больше всего различий бывает
именно в изображении страха. Цвет может быть и серый, и черный, и
коричневый, и красный, и синий, и белый. Различия объясняются прежде
всего тем, что в страхе мы себя ведем по-разному. Кто-то при опасности
начинает нападать, атаковать. Кто-то убегает. Кто-то прячется. Гнев – часто
рисуют красным или черным. Спокойствие – светлые, пастельные тона, часто
Размытое письмо.
Детям сообщается, что получено письмо. Но почтальон, который его
доставлял, попал под дождь, и водой размылись слова. Остались только одни
картинки. Следует придумать историю, которая могла быть рассказана в этом
Пиктограмма жадность – пиктограмма грусть.
Пиктограмма злость – пиктограмма вина – пиктограмма радость.
Пиктограмма страх - пиктограмма удивление – пиктограмма радость.
Игра «Сыщики»
Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями
эмоциональных состояний, чувств. Один из участников игры выбирает, не
сообщая другим участникам, любой из портретов. Его задача – описать
портрет, называя признаки человека, выражающие это чувство, или причину,
по которой может возникнуть данное состояние. Другие участники должны
отгадать и указать на этот портрет.
Упражнение «Злюка»
Цель: развивать способность распознавать различные эмоции с помощью. Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились”злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:
-Жил (а) -был (а) маленький (ая) мальчик (девочка) .
-Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а) .
-Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью
мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное
состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При
повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и
мимику сердитого ребенка.
Игра «Волшебные мешочки»
Цель: снятие психонапряжения детей.
Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все
отрицательные эмоции : злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже
покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и
прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого дети могут
взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье,
Упражнение «Закончи предложение»
«Злость – это когда…»
«Мама злится, когда…»
«Воспитатель злится, когда…»
«А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость.
Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и
краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите
место, где живет злость, и закрасьте это место цветом злости».